Газета «Надежда»

Опять по 25?

Что говорят эксперты о причинах хронического дефицита топлива в Западном регионе

 

Вновь дизтопливо на АЗС области отпускается только по талонам. В свободной продаже оно есть в редких случаях, но через несколько дней будет отпускаться по талонам повсеместно.  Как отмечают в управлении энергетики ЗКО, запасов солярки в регионе осталось на 3-4 дня (данные на 27 сентября).  

Ксения ГОЛОВИНА

Практически на всех автозаправках пропало дизельное топливо. В эти дни купить солярку за наличный расчет практически невозможно — её отпускают лишь по талонам.

«Объездил весь город, дизтопливо за наличные не купить. Такая ситуация ежегодно, в осенний период, когда идет сборка урожая складывается. Обычно после этого цена поднимается», — возмущается водитель, по имени Сергей.

 Ирина Полынянкина — директор ТОО «Конденсат-АЗС», рассказала, что на их заправках топливо есть в свободной продаже, но скоро и оно закончится.

«Мы реализуем топливо производства АО «Конденсат».  У них сейчас топливо тоже на исходе —   нет сырья. Дизельное топливо у нас сейчас есть в свободном доступе, но, наверное, уже на этой неделе начнем отпускать по талонам», — сказала Полынянкина.

По информации Министерства энергетики РК по итогам 8 месяцев производство дизельного топлива составило 3 млн 270 тыс. тонн, что на 9% или на 262 тыс. тонн больше, чем в прошлом году. С августа 2021 года на территории Казахстана идет существенный рост потребления дизельного топлива. Основная причина роста потребления — сезонное увеличение транзитных грузовых перевозок.

«В среднем суточное потребление в ЗКО  дизельного топлива составляет порядка 500 тонн. Среднемесячная потребность дизтоплива — 15000 тонн. По информации крупных операторов нефтепродуктов сегодня запасы на базах хранения составляют порядка 1500 тонн (3-4 дневный запас)», — говорит заместитель руководителя управления энергетики Кайрат Мухамбеткалиев.

Основным поставщиком нефтепродуктов в регион является ТОО «Атырауский НПЗ». По информации представителей этого ТОО, завод работает в штатном режиме с ежесуточным производством и отгрузкой нефтепродуктов на внутренний рынок РК.  Суточная отгрузка заводом осуществляется согласно графику утвержденному министерством энергетики:   40% — сельхозтоваропроизводителям (уборочные работы),  30% — АО НК КТЖ,   20% — промпредприятиям (ТОО «Корпорация «Казахмыс», горнорудные и металлургические предприятия РК) и только  10 % — операторам АЗС.

«В настоящее время Министерством энергетики РК прорабатывается вопрос импорта недостающих объемов дизтоплива из России», — сообщил СМИ Мухамбеткалиев.

Надо сказать также, — то что топливный кризис возникает не первый год у западноказахстанцев вызывает справедливое недоумение: как его может испытывать область, где есть свои месторождения, и даже  свой нефтеперерабатывающий завод?

Прокомментировать ситуацию мы попросили и генерального директора АО «Конденсат» Нурию Муфтееву.

«На протяжении последних лет Западный регион периодически испытывает дефицит нефтепродуктов. Буквально весной была нехватка бензина, а сейчас на рынке ограничено количество дизельного топлива. И это очень удивительно, ведь в нашей области расположено не только одно из  крупнейших  месторождений углеводородного сырья «Карачаганакское», но есть и нефтеперерабатывающий завод АО «Конденсат», который гарантированно может обеспечить качественным бензином и дизельным топливом высшего класса К5 в необходимом объеме всю Западно-Казахстанскую область. Но сегодня загрузка нашего НПЗ составляет не более 10%  от производственных возможностей, что позволяет выпустить очень ограниченное количество ГСМ. Причина — отсутствие рентабельного сырья, которое распределяется внутри Казахстана среди трех крупных НПЗ:  Атырауским, Павлодарским и Шымкентским. На внутренний рынок сырье предоставляется по льготным ценам — они намного ниже экспортных. Но НПЗ АО «Конденсат» от сырья по ценам для внутреннего рынка, к сожалению, получает только «крохи». Переработка же сырья, ориентированного на экспорт, убыточна.  Фактически наш завод, имеющий высокий производственный и кадровый потенциал,  простаивает. В свою очередь рынок ГСМ не имеет стабильности, что негативно отражается на всех сферах жизнеобеспечения и экономики нашей области.  У нас есть НПЗ, который необходимо обеспечить сырьем, и наша область забудет о дефиците бензина и дизельного топлива. В настоящее время вопрос о загрузке производственных мощностей завода АО «Конденсат» рассматривается Правительством страны и находится на контроле у Главы государства. Надеемся, что вопрос решится положительно и в кратчайшие сроки», — сказала  генеральный директор  АО «Конденсат» .

 

 .

 

 

 

 

Exit mobile version