Газета «Надежда»

Валерий СИДЕЛЬНИКОВ: «Раньше люди бросались помочь  пожарным,  а сейчас снимают на видео»

Каково это рисковать своей жизнью сутки через трое, как бороться со стихией в открытом поле, когда огонь поглощает все на своем пути, и какими навыками   нужно владеть пожарному?
О сложной работе спасателей «Надежде» рассказал командир отделения специализированной пожарной части № 1, пожарный с 17-летним стажем Валерий Сидельников.  
 Оксана НАУМОВА
— Валерий, почему решили стать пожарным: реализовали мечту детства или это осознанный выбор?
— О профессии пожарного не мечтал, скорее это взвешенное решение. Работать я начал рано: был и грузчиком, и кондуктором, и разнорабочим в ресторане. Профессий перепробовал много. Но окончательно найти дело, которое запало бы в душу, удалось благодаря армии. Меня призвали служить в 2001 году в поселок Отар под Алматой в танковые войска.  На второй год службы попал в пожарную команду, в ней было шесть человек, а вместо пожарной машины — пожарный танк ГПМ (гусеничная пожарная машина). После демобилизации  долго не думал  чем заниматься на гражданке. Раз в армии был пожарным, то решил продолжить этот путь.  В 2004 году поступил на службу в пожарную охрану нашего города.
— Помните свой первый пожар?
Конечно. Пожар случился в заброшенном доме, там жила пожилая пара без определенного места жительства. Не смотря на то, что их временное убежище горело, они не пытались спастись, а просто легли спать. Меня попросили принести диэлектрические ножницы для резки электропроводки, так как прежде чем приступить к тушению, надо было обесточить дом. И тут я растерялся. Начал бегать вокруг машины и не мог их найти. Мне помог водитель, — подсказал, где лежит инструмент. После этого вызова я проверил все машины, запомнил и выучил, где и что лежит на всю жизнь! Это был тот опыт, который мне не раз помог в будущем.
— После этого вызова Вас по традиции посвятили в пожарные?
— У нас не посвящают, а крестят. Этот пожар был небольшим. По традиции новичок должен принять участие в тушение «хорошего» огня. Такой случай мне выпал спустя несколько дней после первого вызова. Раньше  на месте рынка «Караван» была автостоянка, и на ней загорелась автомашина «Газель».  Мы её потушили и меня там же облили водой из ствола. Был морозный февраль, но пожарные не смотрят на погодные условия —  традиции нужно соблюдать.
— Когда пожарного провожают на пенсию, его, если не ошибаюсь, тоже обливают?
— Такая традиция распространена в России, но постепенно переходит и к нам. В этом году мы, провожая своих сослуживцев на заслуженный отдых,  от души облили  их водой.
— Какая  категория пожаров является самой сложной?
— У каждого  пожара свои особенности. Всё связано с высокой температурой, которая сильно выматывает, даёт большую нагрузку на весь организм. Пожар в лесу или в многоквартирном доме,  везде есть свои тонкости. Даже в тушении автомобиля. Сегодня большинство автотранспорта ездят на газу, который взрывается страшнее, чем бензин или солярка.
— А правда, что автомашина сгорает за считанные минуты?
— В среднем автомобиль сгорает до тла за пять-шесть минут. Как-то горела автомашина в районе  мясокомбината — женщина только что купила её в кредит. С родными и близкими автоледи отмечала покупку, и тут под окнами новенький авто начинает гореть. От нашей части (ул. Гагарина 2/8) мы ехали минуты 4-5, а им показалось что мы ехали полчаса. За это время от машины ничего не осталось.
— Отличается ли тушение пожаров летом и зимой?
— Они схожи экстремальными погодными условия. Зимой бывают дополнительные сложности. К примеру, если выключить хотя бы на пять минут насос автоцистерны, то вода в рукаве   замерзнет, и с этим уже ничего не сделаешь. Когда был пожар в комплексе «Каменный», нам пришлось рукава разрубать топорами, потому что их не возможно было собрать. Кстати, на счет этого пожара, там люди пытались потушить огонь самостоятельно. Это огромная ошибка. Мой совет —  туши сам, но сначала вызови пожарных. Если сами справитесь с огнем, отмените вызов, будет ликвидация до прибытия. А если не вызовите нас, и понадеетесь на свои силы, то потеряете много времени, а при пожаре каждая секунда дорога.  Лучше не рисковать.
-Наверное, еще стоит перечислить: какие обязанности  входят в работу пожарного?
Задача номер один — спасение людей. Приезжая на любой вызов, первый вопрос, который мы задаем — есть ли кто-нибудь внутри. Вторая задача  —  предотвращение угрозы взрыва. Как командир отделения я также несу ответственность за свой личный состав,  и должен обеспечить им безопасность, облегчить работу. Также на постоянной основе мы проводим  профилактические мероприятия в отопительный и летний периоды — пожар легче предупредить, чем потушить.
— Многие уверены, что пожарные должны спасать из огня  не  только людей, но и имущество, так ли это?
Нет, мы не выносим технику, мебель и одежду. Но по просьбе жильцов, мы можем поискать важные документы или деньги. Они описывают, где приблизительно они могут находиться и мы либо ищем их, либо стараемся потушить быстрее именно это место, чтобы минимизировать потери.
— Август 2021 года для всех пожарных частей города выдался тяжелым, в тушении каких пожаров Вы принимали участие? 
— Наша пожарная часть всегда считалась боевой, ни одно дежурство не проходило без вызовов, так как до 2016 года мы перекрывали почти половину города, включая близлежащие поселки. Сейчас наш район значительно сократили. В августе мы принимали участие в тушении пожаров на 1-й и 2-й дачной, в Барбастау, поселке Горбуново,   после  чего уехали на тушение пожара в поселок Бударино, где пробыли двое суток.
Это был один из самых крупных природные пожаров месяца, который длился три дня. Обстановка была сложная, было невозможно проехать до очагов возгорания, плюс очень сильный ветер. Огонь начал распространяться от Бударино и шел в сторону поселка Коловертное. В какой-то момент ветер переменился и развернул огонь назад. В первый день борьбы с огнем нам даже пришлось применить «встречный пал».
— Что это значит?
— Что пожарные тоже поджигают (смеется). Встречный пал — это способ тушения лесных и степных пожаров. Перед надвигающимся на нас фронтом пожара мы сами выжигаем лесную подстилку или участок степи, чтобы огонь не распространился на еще большую площадь и предотвратить переброс искр от основного пожара. Все это необходимо делать грамотно и контролировать, чтобы не сделать ситуацию хуже. Работали до трех ночи, а  когда температура воздуха немного снижалась и огонь начинал гореть не так интенсивно, была возможность отдохнуть. Спали три часа в поле, в шесть уже подъем и вновь за работу. Спасибо нашему руководству и местному акимату – для нас   организовали питание на месте.
—  А как у вас с  взаимодействием  с другими службами?
— Сотрудники лесных хозяйств и ДПФ тоже задействованы в  тушении природных пожаров. Работаем с ними очень плотно, помогаем друг другу, хотелось бы, чтобы это сотрудничество развивалось и дальше. Когда горят леса, мы без лесхоза никуда — они знают все дороги и тропинки: где легче проехать, с чего лучше начать. Плюс они сами хорошо борются с огнем, помогают — у них есть свои автоцистерны и личный состав, который заходит с ранцами и начинает тушить огонь.
— А жители сел помогают, если рядом пожар?  
— Сейчас все не так, как было раньше. До 2010 года люди всегда стремились придти к нам на подмогу. Куда бы мы не приехали, и в любой поселок тоже, если горит сеновал или дом, люди всегда прибегали на помощь соседям: помогали вещи выносить, ведрами заливали огонь. А сейчас сложилась другая тенденция. Люди стоят и снимают все на телефоны. Никакой помощи! Люди начинают что-то делать, только когда дело касается   их имущества. Пока до этого не доходит, все снимают видео и фотографируют. Не могу сказать, что так делают все абсолютно. Остались еще неравнодушные люди, но их единицы. Когда был пожар на второй дачной, огонь распространялся в сторону поселка Магистральный, приехал парень и просто своей курткой начал сбивать огонь,  помогал нам. Привез для нас холодной воды. Когда горит квартира в многоэтажном доме, а проезд заставлен машинами, мужчины подбегают, помогают их отодвигать, чтобы расчистить нам дорогу. В любом случае всегда  есть люди, которые переживают и готовы помочь.
—  Когда едете на вызов, какие мысли посещают?  
Когда едешь на пожар ты всегда в неизвестности: что там ждет, ты не знаешь. Например, горит квартира, и ты пытаешься понять, кто там живет — пожилой человек или семья с детьми? Но нет паники. Я всегда в уме планирую свои действия: что должен спросить в первую очередь и так далее. У меня все мысли направлены в этот момент на работу. Никаких лирических отступлений не бывает.
— За 17 лет службы  научились не поддаваться панике?
— Никогда не поддавался, в нашей работе важна хладнокровность. Нас всех учат не принимать чужое горе близко к сердцу. Случаи бывают разные — кто-то может ночами не спать после вызовов, кому-то нужно выговориться, поделиться переживаниями, обратиться  к психологу.  Он у нас в штате есть и проводит с коллективом свою работу. Но мне всегда хватало поддержки семьи и сослуживцев, с которыми можно обсудить любую проблему.
— А как семья относиться к Вашей работе?
Меня воспитывала бабушка. Сейчас ей 93 года.  Она была против и не понимала зачем это мне. Сейчас смирилась, но все также переживает. Когда я уезжаю на долгое время, не отвечаю на ее звонки, она найдет способ дозвониться до меня. Обзвонит  коллег, дойдет до руководства, но узнает, как у меня дела и самочувствие.  Каждый раз это меня удивляет: как в  93 года она проявляет такие способности! Жена и дочь, конечно, тоже переживают. У них ко мне один вопрос: «Когда вернешься домой?».  Я чувствуют  их колоссальную любовь и поддержку. Это самое главное!

 

— Какой вызов вам запомнился на всю жизнь и почему?
Вызов 2016 года, в пять утра, 8-го марта. На улице было холодно —  еще лежал снег. Горел строительный магазин в районе СОШ № 8. Наша команда отправилась на вызов. Случай  был сложный — пришлось полностью эвакуировать жилой дом по соседству. Лопались пластиковые трубы отопления, все было залито кипятком, не спасала даже спецобувь. Жар от огня был невероятным, плюс много строительных материалов, а значит угроза взрыва.
Но этот случай мне запомнился не по этим причинам. Тогда мы все на себе испробовали «обратную тягу». Это явление, которое бывает при пожаре в замкнутых помещениях —   когда огонь, из-за недостатка кислорода затухает, при этом в помещении накапливаются газообразные горючие продукты неполного сгорания. При доступе свежего воздуха, например, когда открывают двери  помещения, происходит молниеносное взрывообразное раздувание огня с выбросом раскалённых газов.  Тогда взрывная волна пошла в трех направлениях  — сзади дома выбила пластиковые окна вместе с решетками, которые улетели на шесть метров, в торговом зале на мелкие кусочки разлетелись металлические рольставни, а в третьей стороне оказались мы, пожарные.
Ребят раскидало в разные стороны, двое моих бойцов были внутри помещения, но их лишь оглушило. За себя я тогда не переживал, сразу кинулся осматривать товарищей. Было дико страшно в тот момент.  Ситуацию неожиданно разрядил оперативный дежурный Александр Полищук — сейчас он на пенсии. Когда мы начали вставать от взрыва, он просто расхохотался, а смех у него громкий, и сказал одну только фразу: «У меня  каску снесло!».  И всё!  Нас  отпустило. Все осталось позади. Одна фраза полностью изменило отношение к ситуации.  Но этот пожар я запомнил на всю жизнь.

— Валерий, а чем  занимаетесь в свободное время, если оно есть? 
— Живописью! Пожарная охрана и рисование это две мои страсти. Рисую всегда и везде, сколько себя помню. В свободное время расписываю стены домов, знаменитый уральский жираф — это моя работа. Принимал участие в акции «Искусство против наркотиков» от УБН.  Где была реклама наркотиков, мы рисовали муралы.

— Не зря говорят: пожарные — это не только смелые, но и интересные люди. А что расскажете о своем коллективе?
— Пожарные для меня это особое сообщество. Мы можем приехать в любой город, зайти в местную пожарную часть и быть как дома. Пожарные встречают друг друга как родные, и быстро становятся друзьями. Мы поддерживаем общение с огнеборцами разных частей не только нашего города и республики, но и других стран. Ну, а мой коллектив — лучший! О большем и мечтать не нужно. Все ребята дружные, веселые, отзывчивые, невероятно талантливые и творческие. У некоторых моих коллег шикарные голоса, хоть сейчас отправляйте на сцену. У каждого, кроме пожарной охраны, есть еще какое-то свое предназначение. Очень много среди нас строителей с золотыми руками, талантливых сварщиков.  Кроме этого абсолютно все занимаемся спортом.

— Вот тут возникает вопрос: а пожарный – это профессия или образ жизни?
Работа преследует  нас везде. Мы ведь проходим и медицинскую подготовку, поэтому когда людям на улице становится плохо,  я не могу пройти мимо. На моих глазах у парня случился приступ эпилепсии, и все вокруг сбежались,  не зная чем ему помочь.  Оказал ему помощь до приезда врачей, когда приехали медики, он уже пришел в себя. Таких случаев у каждого пожарного много. Это однозначно образ жизни! Нельзя выйти из части и перестать быть пожарным.

 

 

 

 

Exit mobile version