Газета «Надежда»

Уральские автобусы поедут по дороге новых технологий, оставив позади своих кондукторов

 В сентябре, после начала поэтапного внедрения системы электронной оплаты за проезд в общественном транспорте, большая часть кондукторов  – а это около 300 человек,  останется без работы. Куда пойти работать этим людям, поможет ли им государство, разбиралась корреспондент «Надежды».
 Акмарал ШАЯХМЕТОВА
                                  Система Avtobys  
В начале июня акимат Уральска  официально сообщил о начале подготовки к запуску электронной системы билетирования Avtobys — это безналичный способ оплаты за проезд через планшеты, QR-коды и валидаторы. Согласно проекту  9% от стоимости проезда будет забирать компания-оператор Smart Qala. Эти расходы перевозчикам вернут из бюджета в виде субсидий. Платить горожане будут по дифференцированному тарифу  — наличными вдвое дороже.
Презентуя систему электронной оплаты за проезд, замакима города Асхат Кульбаев отметил, что не все кондукторы останутся без работы, некоторые из них станут контролерами и будут вместе с полицией выходить на рейды, ловить » зайцев» и привлекать их к ответственности. Но вакансий контролёров ограничено, а кондукторов  много.
По данным отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Уральска, город обслуживает 29 городских маршрутов на 420 автобусах.  Как минимум 70%  автобусов обслуживают кондукторы. Рабочие места потеряют не менее 300 человек, которым предстоит искать работу.
Картина на рынке труда в области следующая: согласно данным департамента статистики, в ЗКО проживают 663 тыс. человек, из них 338 тыс. находятся в трудоспособном возрасте,  80% из них – с высшим образованием. Большая часть населения работают по найму – 232 тыс. человек, остальные — самозанятые.
Официальная средняя заработная плата в ЗКО сегодня составляет 217 тыс. тенге. Для сравнения: в Атырауской области — 405 тыс. тенге, в Мангистауской – 334 тыс. тенге. В Актюбинской — 196 тыс. тенге.
                                Самим интересно
Директор автопарка ТОО «Акжол Авто» Эльдар Вагапов признается: выхода из сложившейся ситуации пока ясно никто не представляет.
«Сейчас обстановка с водителями и кондукторами непрозрачная. Бывает, что и прикарманивают себе часть денег. Мы не можем проверить, сколько людей за день проезжает на автобусе. Наши водители зарабатывают 42 500 тенге в виде белой зарплаты, а оставшаяся зарплата —  это деньги сверх плана. Из этих сверхплановых денег водитель платит  кондуктору — кондуктора у нас официально не трудоустроены. Хотя во всех автопарках по разному. В ЗКАП, к примеру, они на официальной зарплате», — говорит   Вагапов.
Владелец автопарка, объясняет, как будет работать электронная система: за каждую транзакцию, как уже говорилось,  будет взыматься 9% от поездки. Их пассажироперевозчикам затем вернет государство  — в виде субсидий.
«Нас часто упрекают в непрозрачности. Но нам и самим не все известно. Мы не знаем, какой на самом деле у нас пассажиропоток. Электронная система решила бы эту проблему. Что касается безбилетников, то здесь есть предложение по установке турникетов. Это позволит  водителю не отвлекаться на сбор оплаты за проезд  или на проверку валидаторов», — предлагает предприниматель.
                                Привлечь депутатов
По мнению экономиста и политолога Петра Своика, система электронной оплаты позволит наладить прозрачность в пассажироперевозках.
«Пассажироперевозки  —  это социальный бизнес в партнерстве с властью. Хоть в этой сфере и есть конкуренция, все равно это род естественной монополии. Регулирование этой сферы необходимо. Государство должно следить, чтобы прибыль не уходила налево. Человек так устроен  —  будет грести под себя, и это нормально. В этом случае под себя гребёт и пассажироперевозчик,  и кондуктор с водителем. Выход — электронное билетирование», — отметил эксперт.
Своик отмечает: лучший способ контролировать перевозчика —  создать на местах депутатские группы.
«Лучшего способа контроля, кроме как внешний аудит, еще не придумали. Сейчас пассажироперевозчики работают как? Чиновник даёт автопаркам разнарядку, и он его исполняет, и тот же чиновник его контролирует. Свечку там никто не держит, и никто не проверяет их. В таких условиях возможна коррупция. Следовательно, должна быть независимая группа депутатов, которые будут проводить обследование, и смотреть — как расходуются деньги, проверять качество услуг и докладывать по итогам проверок. В этих докладах будет много интересного. И так не только по автобусам, но и по воде, электроэнергии и др..  Думаю, местами это позволит даже где-то снизить тарифы», — считает Петр Своик.
За высокими зарплатами в ЗКО подаются в промышленность – на нефтегазоконденсатные месторождения, где можно заработать до 1,5 млн тенге в месяц. Строители и работники транспортной структуры зарабатывают около 200 тыс. тенге. Хорошие зарплаты у бюджетников, средний заработок на госслужбе – 153 тыс. тенге, в системе образования – 165 тыс. тенге, в здравоохранении – 184 тыс. тенге. Немногим меньше получают в системе обслуживания. А вот в сельском хозяйстве платят мало — в среднем, 94 тыс. тенге, как и в сфере развлечений – 100 тыс. тенге.
                   Потеря работы – это новые перспективы
Что же касается армии безработных кондукторов, то эксперт отмечает: электронное билетирование, как часть глобальной оцифровки современной жизни — неизбежность и придётся принять последствия в виде потери работы.
«Даже если кому-то это не нравится эта тенденция, мы от этого не уйдем. Автоматизируются многие процессы и высвобождаются рабочие места — все это создает определенные проблемы для высвобождаемых. Но это не частная проблема несчастного кондуктора, а проблема власти. Но можно смотреть на высвобождение рабочей силы — не как на проблему, а как на подарок. У людей появляется надежда на лучшее использование своего трудового потенциала», — говорит Петр Своик.
В управления координации занятости и социальных программ по ЗКО, куда мы также обратились за комментариями, нас заверили: если кондуктора обратятся, то им готовы помочь в поиске новой работы.
«Если кондуктора были официально трудоустроены и их работодатели делали в фонд соцстрахования взносы за них, то они будут получать пособие по безработицы до шести месяцев — 40% от зарплаты. Если работали  не официально, то на пособие претендовать они не могут. Впрочем, есть другая помощь от государства», — говорит руководитель отдела управления Анар Амантаева.
Она предлагает три способа решения проблемы занятости кондукторов: устроиться на работу, обучиться новой специальности и открыть свое дело.
«Мы предоставляем список вакансий от работодателя и люди выбирают что-то подходящее. Есть еще и обучение, длится до шести месяцев. Учат  рабочим профессиям: строитель, крановщик, стропальщик, портниха, парикмахер. Третий вариант — получить грант до 200 МРП ( 597 000 тенге) по проекту «Бастау — Бизнес» и заняться предпринимательством. Все это действительно доступно каждому» – заверила  Амантаева.

 

 

Exit mobile version