Во вторник у уральских журналистов появилась уникальная возможность почувствовать себя в «шкуре» пожарного. Правда, рискнули на подобный эксперимент не многие, а из тех, кто сделал это, не все прошли полный комплекс испытаний. Тем не менее эмоции били через край, огонь лизал пятки, а адреналин в крови зашкаливал.
Эксперимент над журналистами проводили на специальном полигоне. Здесь ежедневно тренируются пожарные расчёты. Это называется психологическая и тактическая подготовка. Ну с тактикой всё понятно, а вот психологическую нагрузку нам предстояло прочувствовать на себе. И, нужно сказать, эффект удался! Даже пробежка по простой лестнице, когда под ней полыхает огонь, превращается в самый настоящий экстрим. В реальности такая ситуация может возникнуть, например, на месторождении, если будет гореть какая-нибудь нефтяная яма.
До профессионалов нам, конечно, как до Китая в пешем порядке, поэтому на всех этапах пожарным приходилось поддерживать, подталкивать и подстраховывать журналистов. Самим пожарным на тренировках никто не помогает. Это ИХ работа — помогать другим людям. Поэтому они обычно тренируются, что называется до седьмого пота. Весь комплекс они проходят трижды. Это для них норма.
Подвесной мост лично мне понравился больше всего. В его весёлом раскачивании было даже что-то приятное. Однако о том, как преодолевать такую «качелю» в реальных условиях, думать почему-то не хотелось. Предполагаю, если бы ветерок был сильнее, а под мостом была настоящая вода, мои эмоции были бы несколько другими.
Один из самых сложных этапов — имитация подвального помещения. В это подземелье можно попасть только в полусогнутом состоянии. Передвигаться крайне неудобно, но зато, как говорят сами пожарные, очень полезно для тренировки. В реальности, бывает, приходится лазить и не в такие катакомбы.
Пневматический расширитель, ножницы и домкрат и другая пневмотехника в Казахстане — незаменимы при спасении людей из автомобилей, попавших в аварию, или при работе на завалах. Автомобильный металл пневмоножницы режут как бумагу. Принцип работы прост: поворачиваешь рукоять в одну сторону — ножницы раскрываются, в обратную — сжимаются. Причём, с такой силой, что, например, автомобильную стойку разрезают буквально в считанные секунды. Попробовав проделать эту операцию, почувствовала себя этаким Гераклом. Правда, сами ножницы мне помогали держать пожарные — сама не удержала бы ни за что.
Ранцевые огнетушители используются для того, чтобы работать в небольших очагах. Несмотря на кажущуюся простоту, обращаться с таким огнетушителем тоже нужно уметь. В качестве задания журналистам доверили тушить автомобильную покрышку. Мы топтались вокруг чадящего куска резины как кони, сменяли друг друга, чертыхались, потели, однако окончательного результата так и не добились. Глядя на наши измученные физиономии инструктор милостиво разрешил двигаться дальше. Но и ежу понятно, что настоящий пожарный так просто зачёт бы не получил. Профессионалы работают до победного.
«Пурга-5» — пенный агрегат. Чаще всего пеной тушат всё, что связано с горючими жидкостями. Штука эта довольно тяжёлая, поэтому работают с ней по двое-трое человек. Один-два на самом стволе и ещё один — подствольный — поддерживает рукав. Поток пены регулируется как на самом агрегате, так и на стволе. Включить и выключить технику просто — одно движение специальным рычагом. Тушение пеной вызвало столько эмоций, что честно говоря, даже плохо помню, как выглядит конструкция, чью судьбу доверили нашим пожарным навыкам. Помню только, что это было что-то высокое и, кажется, железное.
Вместо послесловия
Настоящих пожарных из нас, в ближайшее время, конечно, не получится. Однако у нас получилось почувствовать хотя бы приблизительно то, что ощущают огнеборцы в реальных условиях. Понятно, что нет на свете лёгких профессий. Но в очередной раз могу с уверенностью сказать, что труд пожарных и спасателей не только важен, но крайне тяжёл и опасен. И счастье, что в этом ремесле не держат людей по блату или тех, кто, размахивая купленными дипломами, не может сделать элементарных вещей. Потому что эти люди спасают жизни. А это совсем не шутки.