Газета «Надежда»

Абзал  БАЙБЕКОВ: «Главная угроза сегодня —  застройка исторической части города»

Что  делает  государство для защиты исторических объектов? С этим вопросом мы обратились к заведующему отделом охраны памятников архитектуры и историко-культурного наследия  Абзалу БАЙБЕКОВУ.
 Оксана НАУМОВА
— Абзал Замирович, как государство защищает памятники истории и архитектуры сегодня? 
Закон об охране и использовании объектов историко-культурного наследия редакции 1992 года, обновился 26 декабря 2019 года. В него были внесены весомые поправки и изменения, которые существенно помогут сохранить наше наследие. В этом году, согласно нововведениям, мы заключили охранные обязательства с собственниками зданий, которые являются памятниками архитектуры. В них указаны перечень условий  поддержания памятников в хорошем состоянии и  их сохранения, и правила,  которые необходимо соблюдать при проведении реставрационных работ. Каждого владельца мы ознакомили с поправками и взяли подпись о том, что они осведомлены, что владеют историческим зданием, и какие процедуры по его реставрации необходимы. Словом, какая на них лежит ответственность. Мы также пытаемся остановить застройку в исторической части города, которая наносит урон объектам истории и архитектуры.
— Как продвигается эта работа?
— Госинспекция не раз участвовала в судебных процессах и отстаивала сохранение тех или иных исторических зданий. Мы сейчас  разрабатываем историко-опорный архитектурный план.  Это документ, фиксирует расположение всех недвижимых памятников истории и культуры и вновь выявленные объекты с их территориями и зонами охраны. В плане будут обозначены географические координаты памятника с его охранной зоной и природным ландшафтом. Благодаря этому плану любые строительные работы будут запрещены, памятник будет неприкосновенным! Еще одно значительное изменение в законодательстве позволит нам самим наказывать нерадивых владельцев зданий, согласно статье 145 административного Кодекса. Сейчас идет процедура передачи нам полномочий по составлению административных штрафов.
— Как Вы сами оцениваете состояние уральских  памятников архитектуры?
Общеизвестно, что наш город представлен уникальными архитектурными объектами,  которым порядка 150 лет. У каждого здания свой архитектурный стиль. На территории города 130 памятников местного значения, 112 из них — это памятники архитектуры, которые расположены не только в центральной части нашего города, но и по всем районам старого города. Восемь объектов республиканского значения также являются памятниками архитектуры. Ряд этих объектов требует ремонта и научно-реставрационных работ. Порядка 20 зданий в городе находится на балансе государства, и на их ремонт выделяются деньги из бюджета. Поэтому их состоянии хорошее. В тех зданиях, где на первом этаже расположены коммерческие организации,  на других — жилые помещения, состояние более или менее удовлетворительное. У бизнесменов есть возможность для ремонта хотя бы фасадной части. Если бы не бизнес и наличие коммерческих объектов в зданиях архитектуры, без их вклада, боюсь многие исторические объекты уже давно утратили свой первозданный вид и их состояние было бы ужасающим. Яркий пример тому — объекты, которые полностью находятся в собственности жильцов. Если памятник архитектуры полностью жилой, то его состояние, как правило, очень удручающее.
— В срочном ремонте нуждаются памятники архитектуры, которые являются жилыми домами, но сами жители не в состоянии провести их реконструкцию?
— На этот вопрос трудно ответить однозначно. В каждом конкретном случае свои причины. На некоторых объектах бизнес заинтересован только в своей частной собственности, а крыша, второй этаж и другие помещения их не интересуют. Жильцам тяжело осилить все ремонтные работы в одиночку. Мы неоднократно посылали ряд обращений в Министерство культуры и спорта РК, в которых говорили, что ремонт и реставрационные работы ложатся непосильной ношей на простых людей и необходимо упростить некоторые процедуры. Например, разработку научно-проектной документации, которая является целым комплексом необходимых бумаг и их стоимость очень  не дешевая. Я уже не говорю о самих научно-реставрационных работах.
— В ЗКО есть специалисты, которые могут провести научно-реставрационные работы памятников архитектуры?
Этим занимаются строительные организации, которые имеют лицензии на проведение научно-реставрационных работ  от Министерства культуры и спорта Казахстана. Хочу также отметить, что научно-реставрационные работы должны проводиться с сохранением уникального архитектурного стиля строго по нормативно-правовым актам.
— Как Вы считаете, что больше всего наносит ущерб памятникам архитектуры и истории?
— Мы видим, что в старой части города, где в основном и расположены памятники архитектуры, очень интенсивно движение автотранспорта. И если мы будем находиться внутри здания, то сможем ощутить колебания и вибрации. Было бы здорово, если бы из этой части города сделали пешеходную зону и минимизировали это ущербное воздействие. Ведь когда 150 лет назад строились эти здания, никто не думал, что по дорогам будет ездить такая тяжелая автотехника! И, конечно, самая главная угроза на сегодня — это застройка в исторической части города. Наша приоритетная задача сейчас реализовать историко-опорный план и утвердить охранную зону для полноценного сохранения исторических объектов.

 

Exit mobile version