На какие рифы наткнулись жильцы элитной многоэтажки после регистрации объединения собственников имущества
Элла МАЙЕР
(Продолжение.Начало в №№ 26 27 28 29 от 30 июня, 7, 14, 21 июля.)
«Просим разобраться!»
Переход от КСК к ОСИ разделил жильцов дома 233/3, расположенного по проспекту Назарбаева, на два непримиримо враждующих лагеря. В спор пришлось вмешаться членам областного филиала партии «Nur Otan», депутатам городского маслихата, членам комиссии партийного контроля Аиде Маратовой, Мирболату Ерсаеву и Серику Мухамбеталиеву. Они организовали выездное заседание комиссии, чтобы выслушать жалобы жильцов дома и попытаться решить их спор.
А все началось с заявления жительницы дома Магрии Тугельбаевой. Его подписали еще 10 собственников квартир. В письме жильцов дома говориться, что обслуживающая компания, исполняющая прежде обязанности КСК, не передает документы их ОСИ. «Было судебное разбирательство. Мы сделали запрос в областной департамент юстиции, получили ответ, что по данному дому в апреле было зарегистрировано одно ОСИ, его председателем выбран гр. Уразгалиев. После этого состоялось собрание жильцов, и председателя переизбрали. Но часть жителей не в курсе изменений и проведения собрания: кто-то считает, что в одном доме сформировалось два ОСИ», — объяснила инспектор партийного контроля областного филиала партии «Nur Otan» Афиза Семгалиева.
Суть претензий изложила заявительница, жительница квартиры № 112 Магрия Тугельбаева. По ее словам, сервисная компания «ИП Птицына», обслуживающая дом, не справляется со своими обязанностями. Например, в разгар летней жары дом оставался без водоснабжения из-за неработающих насосов, да и в целом на виду ненадлежащее содержание дома. «Я собрала подписи — сколько успела, кого-то не застала дома, и обратилась в горакимат, в партию «Nur Otan» и в отдел ЖКХ. 10 семей подписали заявление. Четверо суток мы сидели без воды. Я хочу поблагодарить горакимат, партийное руководство и специалистов ЖКХ, которые вмешались в решение этой проблемы и заставили председателя КСК наладить поставку воды. Был куплен насос — взамен вышедшего из строя. Считаю, что председатель обслуживающей компании неправильно распоряжается нашими деньгами. Создали мы ОСИ, 68 квартир подписали, нас зарегистрировали в департаменте юстиции, мы открыли свой счет. После того, как Уразгалиева переизбрали, весь подъезд получил наказание — у нас перестал работать лифт, на седьмой этаж люди каждый день пешком ходят. В нашем подъезде трубы сгнили. За обслуживание мест общего пользования в этом элитном доме мы платим 8 тыс. тенге в месяц. Нет отчетности», — рассказала женщина.
«А нас все устраивает»
Но оказалось, что в оппонентах у заявительницы большинство собственников квартир этого дома. Они не согласны с претензиями Тугельбаевой. «Птицына (председатель обслуживающей компании — ред.) не имеет возможности отключить воду. Сгорел насос, который обеспечивает подачу воды на верхние этажи. И это могло случиться в любом ОСИ. Насос сняли и отдали на перемотку, стали собирать деньги. Проблема с покупкой насоса в первую очередь была связана с тем, что по дому большие долги. Большая часть тех, кто написал жалобу, являются должниками. Мы все восстановили, насос купили, проблема была решена. Что касается лифта, там сгорел датчик. Мы его лично отправляли в Москву на завод, организовали своими силами. У нас есть все счета об оплате, это деньги собственников квартир», — заявила член Совета дома, жительница квартиры №88 Елена Спицына.
Слово на собрании дали и председателю обслуживающей компании Ирине Птицыной. Она призналась: действительно, воды не было три дня — из-за скачка напряжения в электросети сгорели три мотора. Кабель на подстанции не выдерживают сорокаградусной жары. Задержка в подаче воды произошла не из-за человеческого фактора, а потому, что в городе трудно найти мастеров по ремонту моторов. «Что касается лифтов, преобразовательный частотник сгорел во время грозы, и его действительно отправили на завод для починки. Есть еще проблема: на лифте второго подъезда один преобразовательный частотник, а с лифта третьего подъезда мы сняли совсем другой, в металлическом корпусе. Его никто не берет ремонтировать. Мы ищем, кто возьмется. Вот пришел частотник на лифт второго подъезда, завтра мы его установим и посмотрим, как он будет работать. Первая сумма оплаты за мотор была 400 тысяч тенге, плюс в пределах 25 тысяч на перемотку. Вторая сумма — примерно 375 тысяч тенге. Все эти поломки произошли из-за погодных условий, никто в этом не виноват. Сегодня опять пришло предупреждение от «Батыс су арнасы» о том, что будет снижен напор воды во всем городе, по независящим от них причинам. Если напора нет, моторы работают вхолостую, это приводит к авариям», — объяснила председатель бывшего КСК.
В ходе выездного заседания городской комиссии жильцам дома не удалось прийти к консенсусу, многие мнения были не услышаны — собравшиеся перебивали друг друга, повышали голоса, переходили на личности. В итоге жителям многоэтажки предложили поднять вопрос в соответствующих госорганах и потом уже принимать решение. А при избрании председателя ОСИ, обеспечить присутствие одного представителя от каждой квартиры, которые бы путем открытого голосования, при необходимости могли переизбрать также членов Совета ОСИ.
На ошибках учатся
Почти все жильцы были недовольны тем, что первое собрание, на котором было создано ОСИ, прошло без кворума — присутствовали представители 68 квартир, а в доме их больше 100. Поэтому было решено инициировать новое собрание, для этого распечатали уведомления на каждую квартиру и вручили ее владельцам. Мнением большинства собственников квартир был подписан договор с ИП «Птицына». 12 собственников квартир так и остались не согласны с выбором управляющей компании.
Но председатель сервисной компании Птицына эти обстоятельством не расстроена. Она считает, что причина спора — незнание законов и в правовая неграмотность людей. Женщина прошла пятимесячное обучение и получила сертификат представителя сервисной компании, так того требует новый закон. В сфере обслуживания домов ее стаж насчитывает 20 лет. В конфликте жильцов она приняла нейтральную позицию. «Нужно просто изучить закон. 4 мая я сдала документы дому 233/2. Председатель данного ОСИ уведомил меня о создании нового органа управления домом 20 января текущего года, но документы истребовал только 29 апреля — после окончания отопительного сезона. ОСИ дома 233/3 создалось 20 апреля, его председатель пришел ко мне 29 апреля. То есть, в один день я должна была сдать два дома. Хотя по закону о сдаче дома необходимо уведомлять за месяц. Поскольку были праздники, 4 мая я сдала дом 233/2, 5 мая договор с ними был расторгнут. Накануне, 3 мая я написала в общий чат дома 233/3 оповещение, что буду их дом сдавать. И с этого начался конфликт. Оказывается люди не знали о создании ОСИ. Далее у них были суды. В итоге до сих пор не могут этот вопрос решить. Большинство жителей, а это 116 человек, хотят оставаться в составе действующего КСК, то есть управляющей компании, никаких изменений вносить они не хотят. 10 человек выступают против», — объяснила Птицина.
Каково КСК быть управляющей компанией
На сегодняшний день оплата обслуживания мест общего пользования по дому составляет 8 тыс. тенге. В эту сумму входит зарплата дворника, технички и прочего персонала, содержание мест освещения, в том числе в подъездах, охрана. На обслуживание лифта собирается дополнительно 1500 и 2000 тенге, так как на лифтах установлены счетчики. Также обеспечивается круглогодичный подогрев воды для верхних этажей и обслуживание автономной котельной на три котла. В сервисной компании трудится 17 человек технического персонала, в том числе лифтер-электромеханик, мастера монтажа котлов, сантехник, электрик, шестеро охранников. «У меня есть мастера, которые обслуживают сложное оборудование, зарплату выплачивать стараемся. Но стопроцентной оплаты от жильцов нет. Сейчас этот дом задолжал порядка 900 тысяч тенге, есть постоянные должники. Отчеты я ежемесячно выставляю в общий чат, мне боятся нечего. Личной прибыли у меня нет: сколько собрали, столько и израсходовали. Мое мнение: чем сплочённее и дружнее дом, тем лучше — все трудности будут преодолимы, в том числе жилищно-коммунального характера. Особенно это важно при ОСИ. По закону одна сервисная компания может обслуживать несколько домов, поэтому кто будет желать заключать договора, мы не против. Главное, чтобы у жильцов было создано свое ОСИ или простое товарищество», — говорит председатель бывшего КСК.
Итог встречи и бурного обсуждения проблем дома подвела инспектор партийного контроля областного филиала партии «Nur Otan» Афиза Семгалиева. Итак, в доме по адресу проспект Назарбаева, дом 233/3 в апреле 2021 года создано ОСИ, а в мае был переизбраны его председатель и Совет дома. ОСИ договор на обслуживание заключил с ИП «Птицына». Поскольку собственники проголосовали, и у них есть правоустанавливающие документы, ОСИ продолжает работать на законных основаниях. «В поступившем заявлении, говорится, что председатель Али Уразгалиева не уведомили о его переизбрании. Мы запишемся на прием к руководителю областного департамента юстиции и получим более точные разъяснения по этому вопросу», — пообещала Семгалиева.