Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
28 C
Уральск
17.5 C
Аксай
Еще

    Духовный код

    Сакральные места Уральских степей
    (Продолжение. Начало в №28 от 14 июля).
    Государственную программу «Рухани жаңғыру» в Казахстане начали реализовывать в 2017 году — после выхода программной статьи первого Президента РК Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». Статья и программа стали мотивирующим импульсом для возрождения огромного пласта культурной сферы Западного региона.
    «Надежда» разъяснит основные направления этой программы, и расскажет, как ее реализация проходит в период продолжающейся пандемии коронавируса.
    Элла МАЙЕР

    Охраняется государством!
    Прошлогодняя пандемия несколько сместила акценты, но сегодня интерес к духовной модернизации набирает обороты. Многие памятники истории и архитектуры местной исполнительной властью и бизнесом были реконструированы и приведены в соответствие с архитектурным кодом города. По данным государственной инспекции по охране историко-культурного наследия ЗКО, в регионе насчитывается 2162 памятника истории и культуры, которые находятся под государственной охраной. 1966 памятников относятся к археологическим объектам. Самые древние памятники датируются палеолитическим периодом, то есть им более 70 тысяч лет. Это Ешкі тау — гора Ичка, стоянки эпохи бронзы в Таскалинском районе, памятник «Кресты» в пригороде Уральска.
    Кроме того, на территории нашей области расположено огромное количество археологических памятников раннежелезного века, относящиеся к скифско-сарматскому периоду. В их числе знаменитые курганы комплексов Лебедевка в Шынгырлауском районе, Таксай в Теректинском районе, Кырык-Оба в Бурлинском районе.
    Именно к этому историческому времени относится знаменитая «Алтын Ханшайым», которую также прозвали Таксайской принцессой, хотя по установленным историческим данным доказано, что погребенная в кургане женщина была не принцессой, а жрицей, а годы ее земной жизни окутаны сакральными тайнами и мистическим флером.
    Под эгидой государственной программы «Рухани жаңғыру» в нашей области были реализованы важные проекты, направленные на модернизацию общественного сознания. Один из них — возведение мавзолея «Таксай Ханшайым» и внесение в общенациональный реестр «100 сакральных мест Казахстана» курганного комплекса Таксай в Долинском сельском округе Теректинского района.
    С 2013 года по ЗКО на объектах, имеющих историко-культурную значимость, госинспекцией устанавливаются охранные знаки — таблички с наименованием и датировкой памятника, указанием того, что объект находится под государственной охраной.
    Однако специалисты, работающие в сфере сохранения историко-культурного наследия, часто сталкиваются с такими проблемами, когда древний памятник или стоянка бывают разрушены из-за антропогенной деятельности.
    В наше время территория области активно осваивается экономически, строится инженерная инфраструктура, дороги. Но человеку, не являющемуся специалистом в сфере истории и археологии, практически невозможно определить, что на данном участке расположено городище, курган или иной объект, представляющий историко-культурную ценность или интересный с точки зрения сакрального значения.
    Поэтому в начале 90-х годов многие памятники были утеряны в результате экономического освоения земель, и сейчас их изучение проблематично.

    Что ни дом, то истории страница
    В государственном списке памятников истории и культуры республиканского значения находятся 7 памятников истории и культуры ЗКО. Это два памятника градостроительства и архитектуры, одно сооружение монументального искусства, три ансамбля и комплекса и один памятник археологии.
    Один из них — градостроительный комплекс, часть старого Уральска от центра города до исторической части под названием Курени, XVII-XX века. Здесь расположены такие объекты, как Коммерческий банк, а ныне здание областного акимата 1896 года постройки; дом наказных атаманов, ныне здание поликлиники управления внутренних дел 1823 года; дом купца Карева, ныне здание областной филармонии имени Г. Курмангалиева, 1901 года; войсковое хозяйственное правление, ныне здание детской и юношеской библиотека имени Х.Есенжанова,1869 года; кафедральный собор Архангела Михаила,1740–1751 годов; типовая городская усадьба, ныне здание военной прокуратуры, 1878 год; храм Христа Спасителя, постройка которого датирована 1891–1907 годами.
    Это настоящий музей под открытым небом.

    Вместе с тем вызывает беспокойство состояние некоторых памятников истории и архитектуры. Так, например, мало что осталось от знаменитого дома купца Овчинникова, кроме, пожалуй, старинного дуба, ветви которого образуют букву «О» — памятный вензель старинной уральской фамилии.
    Претенциозная пристройка на углу разрушила тот самый балкон, на котором Овчинников, согласно легенде, любил встречать рассвет, попивая чай. Старожилы рассказывают, что именно этот балкон вкупе с хвастовством Овчинникова о том, как он любит пить чай и встречать рассвет здесь, стало триггером для того, чтобы Купец Карев возвел свой доходный дом аккурат напротив дома Овчинникова — чтобы тот больше не видел рассвета.
    Хотя, по некоторым источникам, дело было вовсе не в мести. Доходный дом стоял на проходном, оживленном участке города, и должен был приносить своему владельцу серьезную прибыль. А вот дом купца Рассохина никто из ныне живущих больше не увидит.
    «Это строение располагалось на улице Некрасова, между улицами Курмангазы и М. Жунисова, ближе к Студенческой. Медленно оно превращалось в развалины, пока его не снесли, — рассказала писательница, кандидат искусствоведения, доцент Галина Гурьева.Здесь жил писатель и журналист Константин Федин, который подолгу гостил у своей сестры Александры, жены уральского торговца Василия Рассохина. Обидно, что, лишаясь исторических зданий, город лишается уникальности. В современных городах, где сохранилась историческая архитектура, действуют очень строгие правила — запрещено строительство выше трех этажей, запрещено размещение кондиционеров, рекламных баннеров и вывесок на исторических зданиях, нельзя также изменять старинные постройки, демонтировать стены, переносить окна и двери».
    Было бы здорово, если бы и в Уральске действовали подобные правила, иначе мы можем потерять уникальный исторический комплекс старого города, имеющий духовную и сакральную значимость, говорит Гурьева.
    Хорошим примером восстановления исторического облика старого города является — реставрация так называемого дома с мезонином. Раньше там располагался компьютерный клуб, а затем постройка долгое время пустовала. Здание неоднократно подвергалось актам вандализма, нередко в пустующих стенах ночевали лица без определенного места жительства.
    Несколько лет назад здание приобрело АО «Талап», сейчас здесь располагается аптека. Представители бизнеса решили не строить новодел, а восстановить исторический облик здания. Они обращались в госинспекцию по охране памятников и запросили данные о внешнем облике здания, даже восстановили второй этаж.

    Дизайн-код и духовность
    В городском отделе архитектуры и градостроительства нам рассказали, что уже реализовывается решение разработать дизайн-код города. Работа начата в 2020 году. Дизайн-код — это комплексное понятие. Формат рекламных вывесок, места, разрешенные для установки кондиционеров на исторических зданиях, дорожные знаки и указатели, навигация, QR-коды на зданиях, чтобы туристам и жителям можно было легко найти информацию о том или ином объекте — все это разрабатывается детально.
    В настоящее время на многих исторических зданиях уже размещены QR-коды, их можно отсканировать с помощью смартфона, и умная система выдаст полную информацию по культурному и историческому объекту. Это познавательно не только для горожан, и для туристов, которых Уральск привлекают своей богатой историей.
    Когда Нурсултан Назарбаев поручил разработать проект «Духовные святыни Казахстана», он отметил главную задачу — создать единое поле важных, с точки зрения культуры и духовности, исторических мест. По словам первого Президента РК, вопрос даже не в реставрации памятников, зданий, сооружений, а в том, чтобы гармонично соединить в национальном сознании комплекс памятников вокруг Улытау и мавзолея Кожа Ахмета Яссауи, древние памятники Тараза и захоронения Бекет-Ата, древние комплексы Восточного Казахстана и сакральные места Семиречья, и другие места.
    «Все они образуют каркас нашей национальной идентичности. Когда сегодня говорят о воздействии чуждых идеологических влияний, мы не должны забывать, что за ними стоят определенные ценности, определенные культурные символы других народов. А им может противостоять только собственная национальная символика», — подчеркнул Нурсултан Назарбаев. По его мнению, культурно-географический пояс святынь Казахстана — это символическая защита и источник гордости, который незримо несет нас через века.
    В Западно-Казахстанской области в республиканский реестр сакральных мест Казахстана вошли шесть объектов — городище Жайык, курганный комплекс Таксай в Теректин-ском районе, захоронения Гумара Караша и Жумагазы хазрета, Бокейординский музейно-исторический комплекс и музей Алаш в Сырымском районе, где ранее располагалось За-падное Крыло Алаш Орды.
    Городище Жайык, найденное археологами на Свистун-горе, которое берет начало со Средневековья, открывает новые факты о тюркской культуре и в целом о жизни Дешт-и-Кыпчак тех времен. Первое упоминание о городище датируется, примерно, 1562 годом, на карте, составленной агентом Московской торговой компании Энтони Дженкинсом, когда он налаживал торговые контакты со Среднеазиатскими государствами.

    Об этом рассказал археолог Мурат Калменов в ходе республиканского форума «Священные места Приуралья». По его словам, карта интересна тем, что здесь впервые отмечено городище Шакафшик, оно же Шакафни.
    «Мы придерживаемся версии, что это название городища Жайык в его средневековой вариации. Так как до сих пор сохранился топоним «Чаган», и название «Шакафшик» с ним одного корня. Возможно, в карте Дженкинса была искажена транскрипция. До этого более древними картами являлись каталонская и карта венецианских братьев Франциска и Доминика Пиццигани, где появилось изображение Каспийского, Черного морей, крупных рек — Яика, Волги. Там присутствует городище Сарайчик и вверх по течению — значки крупных городов с изображением флагов. В Средневековье флагами обозначали крупные административные центры. Но на этих картах городище Жайык не подписано, а у Дженкинса впервые в истории присутствует название «Шакафшик», — говорит археолог.
    В настоящее время на месте раскопок городища ведется работа по созданию музея под открытым небом. Однако это требует не только больших финансовых вложений, но и значительного времени.
    Сакральная география
    Начиная со второй половины 2017 года специалисты Института Археологии им. А.Х. Маргулана занимались разработкой проекта наследия, привлекая к работе археологов, историков и этнографов. Приведем слова Бауыржана Байтанаева — директора института Археологии им. А.Х. Маргулана Комитета науки министерства образования и науки, академика НАН РК.
    Он говорит о том, что сакральные объекты Казахстана имеют древнюю историю. Это культовые архитектурные сооружения, города, поселения, курганы, некрополи, святилища, наскальные рисунки и исторические ландшафты. Основной объём историко-культурного наследия составляют археологические памятники, которые разбросаны по всей территории Казахстана. Они охватывают громадный хронологический период: от глубокой древности, каменного века, до позднего средневековья. Они беззащитны перед временем и требуют серьёзных научных исследований, работ по консервации и реставрации, а также продуманного подхода к эксплуатации.
    Реестр сакральных объектов составлен на основе коллегиального отбора научными коллективами трёх организаций: института Археологии им. А.Х.Маргулана, института истории и этнологии им. Ч.Ч.Валиханова, института истории государства. Предварительный список сакральных мест Казахстана включает 574 объекта, из которых в 2017 году описано 279. Учёные, основываясь на материалах архивно-библиографического характера, полевых исследованиях, сформировали реестр с характеристикой объектов от древнейших времён до современности.
    Ещё одним видом духовного наследия являются объекты природы, сакрализация которых уходит в глубокую древность. Некоторые из них объявлены святыми, став объектами паломнического туризма, но требуя изучения и проведения научной экспертизы.
    Наряду с известными сакральными объектами, вошедшими в историческую и археологическую науку, появляются новые — религиозные памятники и святые места.
    В связи с назревшим вопросом определения сакральных объектов Казахстана учёные работают над систематизацией сакральных мест по всей стране. Такое распределение будет препятствовать распространению шарлатанства в области историко-культурного наследия и проявлению на этой почве религиозного экстремизма.
    Продолжение следует.


     
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    Паводок продолжается, вода из Урала идет в Чаган

    Оперативную обстановку на брифинге в акимате сегодня, 20 апреля,...

    Рекомендуем

    Казахстанский бадминтонист примет участие в Олимпийских играх

    Дмитрий Панарин отыграл 27 турниров и набрал необходимое количество...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл