Газета «Надежда»

В Уральске появятся 155  новых автобусов

На совещании в городском  акимате  обсудили  острую проблему —  как вывести сферу общественных перевозок из кризиса. Субсидии перевозчикам достигают уже более двух миллиардов тенге, а по качеству обслуживания  «воз и ныне там».  В ходе обсуждения прозвучали две новости, которые не оставят равнодушными уральцев. К осени в Уральске введут электронное билетирование , а до конца года в городе появятся 155 новых автобусов .  
 Акмарал ШАЯХМЕТОВА
«С 17 июня в пробном режиме электронная оплата будет в 22-м маршруте  и на «четверке». С этого же дня транспортные карты поступят в продажу, и уже с 1 сентября электронная оплата будет во всех городских маршрутах. При этом оплатить за проезд транспортной картой будет дешевле, чем за наличку», — сказал зам акима Уральска Асхат Кульбаев.
С 1 сентября этого года на всех городских маршрутках заработает  электронная оплата, объявил он руководителям  автопарков и компании, которая разработала программу электронного билетирования.  Представитель Атырауской компании «Smart Qala» Булат Жанашов  — компания уже занимается установкой оборудования  в автобусах Уральска, заверил: их система удобна для всех категорий пользователей.
«Система «Avtobys» принимает оплату через валидаторы ( спецустройства, по типу терминалов в магазине), и планшеты. Платить можно со специальных транспортных карт, которые  можно купить за  450 тенге и регулярно пополнять. Также принимаются QRкоды, обычные банковские карты, блютузоплата и с мобильного телефона. В программе  не бывает сбоев, мы предусмотрели, чтобы система работала не только с интернетом, но и в офлайнрежиме», — объявил Булат Жанашов.
Он сообщил, что транспортные карты будут четырех категорий – стандартные (80 тенге) , школьные и социальные (40 тенге) и льготные (0 тенге). Цвет карт разный – это для того, чтобы избежать злоупотреблений со стороны пассажиров.
«Контролеры  будут проверять безбилетных пассажиров и, в случае необходимости, вместе с сотрудниками МПС будут накладывать  штрафы»,-  добавил Жанашов.
Журналисты спросили Асхата Кульбаев: куда пойдут работать оставшиеся без работы кондукторы?
«Часть кондукторов  станут  контролерами, а другим будем помогать  утроиться на работу. Электронное билетирование не предусматривает кондукторов. Тем не менее, их резкого сокращения  не будет на первом этапе без них не обойтись. Но без социального напряжения не обойдется», — признался Асхат Кульбаев.
Речь идет о потере не менее 300  рабочих мест. На городских маршрутах функционируют  420 автобусов — в большинстве из них работают кондукторы.
Как распределится прибыль за пассажироперевозки объяснил представитель  «Smart Qala» Булат Жанашов. Все оборудование и программное обеспечение компания установила в автобусах за свой счет, потратив на это 350 млн тенге, сообщил он. В будущем компания планирует  зарабатывать и возвращать свои инвестиции, получая проценты с каждой перевозки. Автопарки будут платить 7-10% от стоимости одной поездки за услуги  этой фирмы.
При этом субсидирование  перевозчиков никто не отменяет.  В этом году сумма субсидий достигла 2,5 млрд тенге.  В 2020 году  перевозчики получили субсидий  на 500  млн тенге, а в предыдущих  годах – на около 200 млн.  Из  2,5 млрд субсидий 1,5 млрд пойдет на возмещение затрат на пассажироперевозки, а около 1 млрд  — на приобретение техники (об этом расскажем позже – ред.).
Вот как объясняет субсидирование перевозчиков  Кульбаев:
«Последнее время стоимость проезда в Уральске не повышалась.  Автопарки были в убытках — на самом деле себестоимость  проезда составляла около 200 тенге. На некоторых маршрутах она достигает одной тысячи  тенге. Поэтому, чтобы не повышать плату за проезд, мы субсидируем убыточную часть».
Зам акима вспомнил о негативном опыте внедрения электронного билетирования в 2018 году . Тогда 10 тысяч горожан закупили транспортные карты, но платить ими не смогли. Один из перевозчиков Эльдар Вагапов,  между прочим, сообщил: у компании «КТС», которая занималась в 2018 году внедрением электронного билетирования в Уральске, есть долги не только перед людьми, но и перед всеми городскими автопарками.
«Все, у кого остались карты от «КТС», могут поменять их на новые карты и пользоваться ими, баланс на них сохранится», — объявил Кульбаев.
До конца 2021 года  власти закупят 125 новых автобусов, 10 из них уже в Уральске и скоро выйдут на линию. По словам зам акима, их автопарки покупают в лизинг на 7 лет — через Банк Развития Казахстана.
«Первоначальный  взнос по лизингу  —  20%, часть из этих денегсубсидии, выделенные акиматом.  По всему городу, для всех автопарков  общий  первоначальный взнос составил 4,5 млрд тенге. В город приедут 50 больших автобусов   марки «Юджин». Размер  12 метров, как «пятерка»  или  «двойка».  65 средних автобусов, марки «Вектор» и оставшиеся автобусы – они  небольшие, как газели», — сообщил Кульбаев.
На 22-м маршруте появятся 30 новых автобусов.  На «двойке» и «пятерке» по 25 новых автобусов. Ориентировочно,  один большой автобус стоит 48 млн, а средний 22-26 млн тенге. Кроме  125 автобусов, компания КПО б.в. закупит еще 30 новых автобусов (в рамках соцобязательств –  ред), которые будут на балансе горакимата —  затем их отдадут в аренду автопаркам.
«Мы предлагаем, чтобы все новые автобусы работали на газу. Но в этот раз перевозчики купят дизельные автобусы. Мы не отказываемся до конца от этой идеи, потому что автобусы на газу экологичней и экономней. Однако, внедрить эксплуатацию автобусов на газу непросто, сначала необходимо наладить поставки запчастей, оборудования и построить дополнительные заправки метаном. Тем не менее, автопарки будут обновляться ежегодно, поэтому в будущем, возможно, появятся автобусы на газу», — заявил Кульбаев.
Ситуацию с автобусами в Уральске, думаем, описывать не стоит – все знают, какой беспорядок творится и на маршрутах, и в процессе перевозки людей.
И еще данные.  Сегодня по данным отдела ЖКХ акимата Уральска, в городе функционируют  29 городских маршрутов, 6 пригородных и 10 дачных, которые обслуживают  шесть компаний-пассажироперевозчиков.
Количество автобусов  420 ед.  при городском населении 314 тыс. человек. Средний срок эксплуатации автобусов — 7-10 лет.  Последнее обновление автопарков было  4 года назад. В 2017 году — купили 43 новых «Вектора».  Салоны автобусов устарели — сидения и полы требуют ремонта, кузова покрыты ржавчиной.

 

 

Exit mobile version