Газета «Надежда»

Дорога, дорога, ты знаешь так много…

«Надежда» выясняла у экспертов, почему в ЗКО не умеют строить дороги?

Для контроля в сфере строительства и ремонта дорог, в 2019-м году создан РГП «Национальный центр качества дорожных активов». С этого момента, отмечают эксперты, работы дорожники стали проводить более качественно. Однако пробоины, ямы и размытые полотна дорог остаются притчей во языцех.

Отставка за ослабление контроля

В апреле текущего года за ослабление контроля в сфере строительства дорог местного и республиканского значения был освобожден от должности заместитель акима Западно-Казахстанской области Тимуржан Шакимов, курирующий вопросы энергетики и ЖКХ, архитектурно-строительного контроля, пассажирского транспорта и автомобильных дорог. Эта новость прогремела как гром среди ясного неба – на слуху у всех РГП «Национальный центр качества дорожных активов» по ЗКО, который регулярно выезжает с рейдами на проверку объектов, где ведется строительство и ремонт дорог, привлекая к этим рейдам представителей антикоррупционной службы и журналистов. Что же было не так, если итогом такого контроля стала громкая отставка чиновника?
Плохие дороги – не просто беда автомобилистов. Приоритет дорожного строительства в развитии современного государства задача архиважная, как любят сегодня повторят со всех трибун. Однако виновных в том, что сданные в эксплуатацию дороги не выдерживают никакой критики и быстро приходят в негодность, найти трудно. Кто-то винит заказчиков, другие – подрядчиков, третьи – видят проблему в техническом надзоре.
Между тем, в филиале РГП «Национальный центр качества дорожных активов» по ЗКО ситуацию со строительством дорог все равно называют удовлетворительной, соглашаясь при этом – да, были недобросовестные подрядчики.
«В ЗКО 34 % дорог с твердым покрытием (гравий, щебень, шлак, а также усовершенствованные – асфальт, бетон или асфальтобетон) находятся в удовлетворительном состоянии. Остальные дороги (с грунтовым покрытием или посыпанные щебнем) – в нормальном состоянии. В прошлом году в ЗКО реализовывалось 50 проектов по ремонту и строительству дорог в рамках программы «Дорожная карта занятости». Были недобросовестные подрядчики, которые срывали график выполнения работ и своевременно не устраняли выявленные в ходе проверки дефекты. Такие нарушения были выявлены в ходе реконструкции дорог по ул. Хусаинова, Жаксыгулова, подрядчиком здесь выступило ТОО «Разак». По ул. Уракбаева, в районе больницы «Талап», также недобросовестно ремонтировало дорогу ТОО “Иском”», – рассказал в телефонном интервью «Надежде» инженер РГП «Национальный центр качества дорожных активов» ЗКО Зауырбек Кыпшакбаев.

Не исследованны

В 2021 году в области планируется завершить 13 «переходящих объектов» по ремонту дорог. Это незаконченные с прошлого года проекты. В планах – ремонт трассы «Атырау – Уральск», названой в народе «дорогой смерти»: только за один день там произошли ДТП, в которых погибли 12 человек. Завершается разработка ПСД по реконструкции дороги «Подстепное – Федоровка». Объем финансирования дорожного строительства в области составляет 1,3 млн тенге. Сегодня РГП «Национальный центр качества дорожных активов» ЗКО ход этих работ оценивает как удовлетворительный, критикуя, правда, подрядчиков – мол, «не с того начинают».
«Улучшение качества дорожного покрытия начинается с исследования и планирования каждой территории в отдельности. А у нас участки, где планируется произвести ремонт или строительство, не исследуются, не устраняются изъяны дороги, опасные ямы не закрываются. Такая ситуация, например, наблюдается по дороге в сторону Подстепное, Деркул», – объясняет Кыпшакбаев.
В плохих дорогах, говорит он, не всегда виноват подрядчик, могут быть ошибки и на этапе проектирования. Также свою роль в этом могут играть упущения со стороны службы технического надзора. Такой контроль на объектах дорожного строительства очень часто просто отсутствует.
«На объекте по строительству или ремонту дорог постоянно должна находиться служба технического надзора. Однако зачастую их нет на участках. В 2020 году по этой причине ТОО «Бiрлiк», осуществляющее реконструкцию дороги по улице Молдагуловой, лишили лицензии», – говорит специалист центра.
С этим мнением согласен руководитель отдела эксплуатации автомобильных дорог и управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог (УПТ и АД) ЗКО Рустам Мукатов.
«Очень часто в ходе рейдов мы замечаем, что представителей технадзора нет на объекте. Как правило, это происходит из-за того, что этот контролирующий орган может курировать сразу несколько объектов. Переезд от одного к другому занимает какое-то время, поэтому в нужный момент их нет на месте», – характеризует положение дел руководитель отдела эксплуатации автомобильных дорог УПТ и АД ЗКО Рустам Мукатов.

Дорогам тут не «климатит»

Тем не менее, чиновник считает, что в настоящее время контроль над качеством строительства и ремонтом дорог заметно улучшился, явных дефектов дорожного покрытия стало меньше. Главной проблемой Мукатов называет запоздание финансирования и несвоевременное – не по срокам, выполнение текущего ремонта дорог, предусмотренных технической документацией.
«Допустим, дорогу проложили, она успешно эксплуатируется, но у любой дороги есть срок эксплуатации, дорога же не вечна – наступает естественное время ее ремонта. Это необходимая процедура. От времени и нагрузки любое покрытие разрушается. Имеет место и природно-климатический фактор. В Западно-Казахстанской области резко континентальный климат. Перепады температур отражаются на дорожном покрытии. По стандарту уже через три года после прокладки дороги должен проводиться средний ремонт. У нас эти сроки не выдерживаются», – говорит Мукатов.
Иногда в плохом качестве дорог виноват не подрядчик, а плохо разработанный проект. На это обстоятельство зачастую не обращают внимания. Между тем, «качественные дороги» начинаются с качественных проектов.

Коррупционная схема

Пример некачественного проекта нам привел бывший руководитель строительной компании в Уральске Азамат Мусилов. Его историю мы нашли на страничке председателя Совета по защите прав предпринимателей ГПП «Атамекен» Хайдара Капанова в Фейсбуке. Несколько лет назад Мусилов руководил одной из строительных компаний в Уральске. Эта компания выиграла конкурс на проведение работ по укладке трех дорог в Уральске. По его словам, «все три проекта были «кривые», хотя все прошли госэкспертизу». На некачественный проект проектировщики закрыли глаза, пожелав не связываться с инстанцией, в которой «варятся» миллиардные средства.
«Как проводилась тогда государственная экспертиза, непонятно, ибо проект не был согласован с национальным оператором КЕГОК, линии электропередачи которого проходили вдоль мест, где должна была быть проложена дорога. Поэтому энергетическая компания выставила запрет на проведение данных строительных работ. Дело дошло тогда до суда, но в суде не придали этому обстоятельству значение», – написал Мусилов.
Компания Азамата построила дорогу до той границы безопасности, где начинались линии электропередач. Заказчик – акимат Уральска, принимая объект, посчитал, что работа не была завершена. Как результат – компанию признали недобросовестной, впоследствии она обанкротилась.
«В суде представители технического надзора настаивали, что проект прошел госэкспертизу, хотя этого не могло быть, поскольку проектировщики с КЕГОК не согласовали проект, не уточнили уровень безопасности на дороге при ее пересечении с высоковольтными линиями», – говорит предприниматель.
Его строительная компания закрылась в 2014 -м году, десятки сотрудников остались без работы. Рассказывает Мусилов и о другой проблеме, с которой ему приходилось сталкиваться. Она касается схемы самой организации строительных работ – почему возникают коррупционные риски. Средства, выделенные на строительство или ремонт дорог, зачастую, оседают в других карманах. Мусилов, ссылаясь на свой опыт, утверждает, что все начинается с того, что одна строительная компания выигрывает все тендеры, а это миллиардные суммы, но сама не участвует в работах по ремонту дорог. Забирая маржу, такие компании весь объем работ отдают мелким субподрядчикам. Те, в свою очередь, делят дорогу на участки: одна подрядная организация берет 3 км, другая – 10 км и т. д.
«Самое интересное, что строительная компания, выигравшая тендер и уже забравшая свою маржу, забирает еще и у субподрядчиков проценты от подписанной суммы по акту выполненных работ. В результате непосредственно на работы по ремонту и строительству дорог денег остается меньше. О каком качестве в этих условиях может идти речь?» – возмущается строитель.

Кто крайний?

Примером некачественной дороги стала и трасса «Уральск – Таскала», которую ввели в эксплуатацию в 2018-м году. Совсем скоро там понадобился ямочный ремонт. Почему за это не несет ответственность заказчик, подрядчик, компания, производящая экспертизу, задается вопросом строитель. По его мнению ответственность за плохие дороги должны нести все участники проекта – заказчик, подрядчик, служба технического надзора, экспертного контроля и авторского надзора, потому что в этой цепочке есть теневые моменты.
«Бывает так, что заказчик говорит проектировщику: «сделай ПСД по минимуму». Проектировщик только рад этому: он копирует уже разработанный для другого участка дороги проект, забивает сметные параметры, выводит цифры и все – проект готов. При этом специалисты проектного института даже не выезжают на место проведения этих работ, не смотрят особенности этой дороги: ее обочины, какие там расположены строения и т.д. С этого и начинаются недочеты», – рассказывает об уловках, с которыми пришлось столкнуться в своей практике профессиональный строитель.
В отделе эксплуатации автомобильных дорог УПТ и АД ЗКО согласились с тем, что нарушений в ходе строительства и реконструкции дорог выявляется немало, но все они своевременно устраняются – каждая подрядная организация держится за свой заказ, пытаясь сохранить репутацию. К слову, репутацию отдельным строительным компаниям все же подпортили. Как отметили в управлении антикоррупционной службы по ЗКО, в 2020 году в ходе рейдов по строящимся дорогам было выявлено 54 нарушения.
«Очень много мы обнаружили недочетов в проектировании работ, нарушалась и сама технология проведения строительства и ремонта. Был случай, когда одну строительную компанию заставили снять 800 метров уже покрытого асфальта», – сказал руководитель управления антикоррупционной службы по ЗКО Биржан Хайруллин.
В РГП «Национальный центр качества дорожных активов» ЗКО, также сообщили: нарушения сегодня фиксируются даже по нанесению дорожной разметки. В этом деле тоже своя технология, без соблюдения которой разметки дорожных знаков не выдерживают проверку временем: стираются, вымываются.
В сфере дорожного строительства РГП «Национальный центр качества дорожных активов», работает третий год. Они заверяют: срывать проблемы не будут, а результаты своего контроля обещают еще показать.

Справка
На национальный центр качества дорожных активов возложены функции по проведению экспертизы качества работ и материалов при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог, управлению дорожными активами, организации мобилизационной подготовки на автомобильных дорогах международного и республиканского значения. Центр также проводит ведомственную экспертизу технической документации на средний ремонт автомобильных дорог общего пользования, внедряет новые технологии и сопровождает опытные участки.

Exit mobile version