Владельцы бензоколонок ЗКО заявили о топливном кризисе и просят полной загрузки местного завода «Конденсат»
Из-за ремонта на Атырауском НПЗ в Западно-Казахстанской области подорожал бензин. Цены выросли в среднем на 20-25 тенге на бензин марки АИ-95 и АИ-92. В городе дефицит автомобильного топлива, часть заправок работает только по талонам, другие закрылись. Владельцы автозаправок предлагают проблему решить глобально: возобновить деятельность местного нефтеперерабатывающего завода АО «Конденсат».
Акмарал ШАЯХМЕТОВА
Ситуация постоянно меняется
Рост цен на бензин начался с 1 апреля — с прошлого четверга. 5 апреля на автозаправках Уральска цена на бензин АИ-92 в АЗС «Нефтек оперейтинг» составляет 169 тенге за литр, марки АИ-95 – 189 тенге за литр. На АЗС «Беркут» стоимость АИ-92 – 165 тенге, остальные виды топлива отсутствовали. Напомним, по данным Бюро национальной статистики, в феврале один литр АИ-92 в Уральске стоил 146 тенге, АИ -95 – 169 тенге. По данным департамента статистики, в феврале стоимость АИ- 92 в Уральске составляла 146 тенге за литр, стоимость АИ-95 – 167 тенге за литр. На заправках «Октан» и «Москвичи» бензин двух видов отсутствовал. На автозаправках АО «Конденсат» бензин марки АИ- 92 стоили 154 тенге за литр, марки АИ -95 – 177 тенге за литр. Однако с 14-00 и там бензин марки АИ-92 стоил уже 170 тенге за литр.
«Из-за отсутствия сырья нефтеперерабатывающий завод АО «Конденсат» в настоящее время не работает. Сейчас закуплено топливо у другого поставщика по более высокой цене. Соответственно изменилась и цена на стеле. Обеспечить бесперебойно АЗС нефтепродуктами сегодня проблематично. Не исключено ограничение реализации ГСМ только по талонам и топливным картам», — сказала в комментариях «Надежде» директор ТОО «Конденсат-АЗС» Ирина Полынянкина.
«Каждый день — шок»
Уральские водители, которых мы опросили на автозаправках города, убеждены: рост цен на бензин приведет к повышению стоимости перевозки продуктов питания и непродовольственных товаров.
«Цены опять вырастут. В прошлом году, по официальным данным, инфляция составляла 7%, а на деле все 20 %. Каждый день заходим в магазин и в шоке: вчера хлеб подорожал, сегодня – масло подсолнечное, завтра – мясо. Теперь и бензин, а ведь от бензина будут зависеть и другие цены. Зарплаты при этом не растут», — говорит водитель Алексей.
Из-за чего город перешел на продажу топлива по талонам мы поинтересовались в управлении энергетики и ЖКХ. Там ответили: цены на горюче-смазочные материалы государством не регулируются.
«С 8 февраля 2021 года по настоящее время на Атырауском НПЗ ведется внеплановый ремонт (установка каталитического риформинга). По информации представителей Атырауского НПЗ запуск планируется произвести в ближайшее время. В этой связи оптовые поставщики нефтепродуктов приобретают необходимые объемы у других заводов — Шымкентского НПЗ и ПавлодарскогоНПЗ. Ряд операторов производит отпуск бензина марки АИ-92 по талонам. Стабилизация ситуации на внутреннем рынке области ожидается после выхода Атырауского НПЗ на полную мощность», — сообщили в управлении энергетики и ЖКХ по ЗКО.
Напомним также, Минэнерго Казахстана не стал продлевать ранее введенный запрет на ввоз железнодорожным, автомобильным и трубопроводным транспортом дизельного топлива, который действовал до 1 апреля 2021 г. Об этом сообщила пресс-служба ведомства в своем канале в Telegram. Запрет на импорт дизтоплива позволял обеспечить комфортный баланс между объемами производимых в республике и ввозимых в нее нефтепродуктов. Запрет на ввоз в республику бензина, авиационного и дизельного топлива железнодорожным, автомобильным и трубопроводным транспортом был введен до 1 ноября 2020 г. Затем был продлен до апреля 2021 г. Однако и это проблему не решило.
«Нефть есть, бензина нет»
В этот же день, 5 марта 2021 года СМИ пригласили в антимонопольное ведомство, где в режиме «опен спейс» собрались директора областной сети автозаправочных станций.
«НПЗ в Атырау три раза в начале 2021 года увеличивал отпускные цены. Если 6 февраля тонну бензина АИ-92 можно было купить за 152 500 тенге, то с 5 марта он подорожал до 159 500 тенге. Сегодня мы покупаем его за 169 500 тенге. Что касается «95-го» бензина, то сегодня он стоит 184 500 тенге за одну тонну продукции», — сообщил Серик Ахметалин, директор сети заправок «PetroRetail».
По его словам, остатки на заправках «PetroRetail» «некомфортные» — их хватит на две недели. Владельцы автозаправок: «Беркут», «Синойл», «Нефтек Оперейтинг», «Октан» заявили, что оказались в аналогичной ситуации. Часть АЗС даже закрыли свои заправки – им нечего продавать. В области, считают предприниматели, начался топливный кризис.
«Оптовые поставки мы прекратили, нет таких возможностей у нас. Каждую партию бензина мы перевозим через железные дороги. Считаем, что Атырауский НПЗ не справляется с отгрузкой бензина. У нас под боком есть свой завод, АО «Конденсат» в Аксае, но он не работает, этот завод решил бы полностью все наши проблемы, до 2011 года мы жили и горя не знали», — говорит Серик Ахметалин.
Его идею поддержал руководитель заправок «Беркут» Николай Фролов. Предприниматель утверждает, что если бы бензин закупали в Аксае, он был бы дешевле на 15 тенге, потому что эту стоимость в литре бензина составляют именно услуги железнодорожной перевозки.
Выход есть
«Если мы возим из Атырау бензин, в его стоимость включаем и транспортировку. Потому что поезд едет 1000 км через Актюбинскую область, через Мангышлак. Это недешево. А когда мы работали с «Конденсатом», мы работали, не делая запасы, так как можно было всегда заказать бензин и в короткое время доставить его на заправку. Расстояние между Уральском и Аксаем всего 120 км. К тому же завод в Атырау часто «встает» на ремонт и по 1,5 месяца мы сидим без бензина. Но 1,5 месяца еще не чувствуется на потребителях, а сейчас прошло гораздо больше времени, назревает настоящий топливный кризис», — сказал Николай Фролов.
По словам владельцев заправок, сегодняшняя ситуация – это кризис. Хотя они отмечают, что даже в обычное время в ЗКО нехватка бензина составляет 3-5%. И эту проблему может решить АО «Конденсат».
«Нам нужно возобновить деятельность завода «Конденсат». У «Конденсата» шикарный бензин, европейского класса, полный цикл переработки бензина, есть все необходимое оборудование, но почему-то сырье им не достается», — заявили предприниматели.
То, что в Западно-Казахстанской области существует проблема с бензином – нонсенс, считает Николай Фролов.
«Нам ведь даже никто не говорил, что случилось на Атырауском заводе. Руководство компании хранило молчание, только потом, через третьих лиц мы узнали, что у них перегорело оборудование. Но разве это причина того, что он три месяца в простое? За это время можно было все там разобрать и заново собрать», — говорит Фролов.
Бизнес просит загрузки завода АО «Конденсат»
Руководитель агентства по защите и развитию конкуренции по ЗКО Салават Вахитов согласился: необходимо на уровне министерства энергетики всем поднимать вопрос о возобновлении работы завода «Конденсат», который после модернизации перешел из категории мини-заводов в полноценный завод полного цикла.
«Нужно пересматривать саму схему распределения нефти между казахстанскими нефтеперерабатывающими заводами. Однако в сложившейся ситуации владельцы заправок не должны необоснованно повышать цены. Цены можно повышать только в случае, если их повысил поставщик, то есть завод. В противном случае, мы будем проводить расследование, и принимать меры в случае необоснованного повышения цен», — отметил Салават Вахитов.
В заключение совещания представитель антимонопольного органа пообещал оказать всяческое содействие предпринимателям в деле защиты их прав на добросовестную конкуренцию и свободу рынка.