Газета «Надежда»

«Цены сравняются с российскими»

В дальнейшем подорожании АИ-92 уверены казахстанские эксперты
Даже малейшие колебания бензиновых цен на 1-2 тенге сильно возмущают казахстанцев, а тут ценники резко подскочили в среднем на 20 тенге. Чем объясняется скачок цен, произошедший на прошлой неделе – в стране дефицит топлива, курс тенге не тот или мы стали добывать меньше нефти? И насколько цены поднимутся в ближайшее время? Ответы искал Azattyq Rýhy
Ромина МАКАРИМОВА
«Запас топлива – комфортный!»
Еще несколько дней назад жители столицы заправлялись самой ходовой маркой АИ-92 по 150 тенге за литр. Сейчас на заправках ее отпускают по 170 тенге. Это самая максимальная цена по стране. В Петропавловске стоимость популярной марки близка к столичной – 169 тенге. В Алматы скачок был не такой существенный – цены поднялись на 13 тенге. Сейчас АИ-92 стоит 163 тенге за литр. В остальных регионах цены тоже подскочили до 10 тенге, по данным Агентства по защите и развитию конкуренции.
Опыт прошлых лет показывает, что бензин в Казахстане может лишь дорожать. Вопрос только в том, насколько быстро. И это, надо заметить, без оглядки на нефтяные котировки, которые в последние месяцы стабильно растут. Люди как раз этого и не могут понять – почему бензин дорожает, если цены на нефть поднимаются? И почему в стране, добывающей сырье, приходится переплачивать за ГСМ?
«Никто не разъясняет, что, черт возьми, происходит с ценами на продукты, топливо, жилье и все остальное… Народ ждет объяснения», – пишет пользователь соцсети Тамара.
«Как так получается, что бензин, который производится в Павлодаре, стоит дороже на 8 тг, чем в Актобе, находящемся за тысячу километров?! Как так получается, что зимой картошка, которая выращивается повсеместно в Казахстане, стоит дороже импортных бананов, а наши помидоры с огурцами стоят дороже кокосов и ананасов?!», – недоумевает Тахир Уалиев.
После волны возмущения в Министерстве энергетики поспешили внести ясность. Объяснить, почему казахстанцам теперь придется больше тратиться на бензин, там так и не смогли, но подчеркнули, что запасы топлива в стране находятся «на достаточно комфортном уровне».
«На сегодняшний день насчитывается 254 тысячи тонн остатков бензина на нефтебазах и нефтеперерабатывающих заводах. Этого достаточно для покрытия 25-дневной суточной потребности. По дизельному топливу – около 330 тысяч тонн», – сказал вице-министр энергетики Асет Магауов.
За разъяснениями о том, что будет дальше и почему, собственно, дорожает топливо, мы обратились к экспертам.

«Цены растут по объективным причинам»

Экономисты объяснили: цены складываются по нескольким факторам – это оптовая стоимость, логистика, налоги и акцизы.
«Цены растут по объективным причинам. Инфляция за последние годы выросла до 9%. Это официальные данные. В реальности цифра еще больше. Во-вторых, растут отпускные цены на заводах, перерабатывающих нефть. Большую часть комплектующих мы импортируем, а они дорожают. Все это накладывается на себестоимость. И автоматом поднимаются цены. Плюс повышение прошлогодних акцизов повлияло на рост. Их подняли почти в 2, 5 раза», — перечисляет основные причины экономист Арман Байганов.
«Мы закончили реконструкцию всех трех наших нефтеперерабатывающих заводов. Все проекты, связанные с нефтедобычей или переработкой нефти происходят благодаря инвестиционным деньгам. Правительство не вкладывается туда. То есть инвесторы должны возвращать потраченные деньги и поэтому оптовые цены растут», – отметил председатель президиума Союза нефтесервисных предприятий Казахстана Рашид Жаксылыков.
Причиной того, что казахстанцам придется доплачивать за лишний литр, могут быть и Россия. В соседней стране бензин дороже на 40%. Если у нас ходовая АИ-92 стоит сейчас уже 170 тенге за литр, то у них цены доходят до 250 тенге.
«Когда слишком большая разница, люди в приграничных районах начинают у нас заправляться. И возникает дефицит топлива. Нелегальная торговля, контрабанда обязательно будет при такой разнице в стоимости», – считает Арман Байганов.
При этом цены на бензин никак не зависят от того, что нефть на мировом рынке дорожает – сейчас баррель сырья стабильно держится выше 60 долларов. В развитых странах, конечно, ценник напрямую зависит от этих котировок: если нефть упала в цене, то упадут и ценники на топливо. Но в Казахстане такая схема не работает.
«Это иллюзия, что внутренние цены на бензин связаны с мировыми ценами на нефть. Это главное заблуждение, от которого надо избавляться. Механизм такой, что у нас есть обязательства поставщиков поставлять товар на внутренний рынок. Соответственно, цены внутреннего рынка с мировыми никак не связаны», – говорит экономист Айдархан Кусаинов.
Прогноз неутешительный
Сейчас при поставках ГСМ на внутренний рынок компании в основном теряют по сравнению с экспортными продажами.
«Нефтяным компаниям невыгодно продавать топливо в Казахстане, потому что себестоимость нефти дорогая, а продавать внутри страны должны по низким ценам. Им лучше продать за рубеж по высоким ценам», – пояснил Арман Байганов.
Прогноз на ближайшие 4 года у аналитиков совсем неутешительный. Бензин, по их мнению, будет дорожать и рост цен остановится лишь тогда, когда стоимость сравняется с российской. Сейчас, напомним, литр ГСМ стоит у них 250 тенге.
«Есть соглашение в рамках ЕврАзЭС, на которое подписалось наше любимое правительство. По этому соглашению к 2025 году у стран, входящих в Таможенный союз, будут одинаковые цены на бензин. То есть примерно цена будет у нас такой же, как и в России. Поэтому мы потихоньку стремимся к этому рубежу», – сказал Рашид Жаксылыков.
А если бензин продолжит дорожать, то вслед за ним в цене вырастет практически все – от транспортных услуг до продуктов питания. Что касается недалекой перспективы, а ближайшего времени, то АИ-92 вполне может подорожать до 175-180 тенге за литр. В этом убежден эксперт нефтегазового рынка, бывший заместитель гендиректора «КазМунайГаз Өнімдері» Ерлан Жаукин.
Exit mobile version