Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
5 C
Уральск
9.6 C
Аксай
Еще

    Зачем власти хотят менять генеральный план развития областного центра?

    В Уральске продолжается активная урбанизация — жители отдаленных сел продают и даже бросают свои дома, и переезжают в город. О причинах неграмотной застройки, непродуманных действиях в части выдачи земельных участков, о перенаселенных дачных массивах и небрежного внешнего вида улиц города «Надежда» спросила заместителя акима Уральска Асхата Кульбаева.

    Акмарал ШАЯХМЕТОВА

    Дизайн-код города
    Разговор мы начали с дизайн-кода. О нем уральцы узнали в ходе отчетна акима Уральска Абата Шыныбекова перед жителями города. Дизайн-код (ДК) – это визуальный стандарт фасадов зданий центральных улиц города. На разработку ДК только для проспекта им. Н. Назарбаева (бывший проспект «Достык-Дружба» – ред.) из бюджета выделили 23 миллиона тенге.
    Вопрос внешнего вида проспекта им. Н. Назарбаева, как исторической части города, волнует уральцев давно, а сегодня в социальных сетях нередко осуждаются безвкусные баннеры и вывески предпринимателей, ну и кондиционеры на фасадной части исторических зданий не добавляли «изюминки» их облику.
    «До 15 марта планируем организовать встречу с владельцами зданий по проспекту им. Назарбаева, чтобы познакомить их со стандартами, которые мы разработали. Наша цель не принуждать владельцев зданий к моментальному выполнению требований, обозначенных в ДК. Но в дальнейшем все рекламные вывески и баннеры в обязательном порядке должны соответствовать дизайн-коду», — говорит Асхат Кульбаев.
    По словам зам акима, задача акимата — показать разработки, донести их смысл и содержание, главное те преимущества, которые получат, в первую очередь, сами владельцы бизнеса.
    «Мы не хотим никого принуждать, к сиюминутной смене вывесок», — добавил он.
    Приводить проспект в соответствие с дизайн-кодом, городская администрация планирует в течение нескольких лет.
    «Тротуары, фонари, освещение, светофоры, информационные боксы, остановки, реконструкция дорожных полотен, строительство тротуаров и велосипедных дорожек — все это будет делаться за счет бюджета. Ремонт фасадов исторических жилых домов — тоже. Все остальное – за счет предпринимателей. В Уральске есть что посмотреть. Все эти уникальные здания нужно облачить в красивый костюм. Еще одна наша задача — сделать исторический центр Уральска привлекательным для туристов», — продолжает он.
    Со временем не только проспект им. Н. Назарбаева, но и проспект им. Абая, улицы им. Шолохова, Абулхаирхана и Сырыма Датова, обзаведутся своим дизайн-кодом.

    Аварийные дома и таунхаусы
    В последние годы архитектуру Уральска основательно подпортили, так называемые, точечные застройки. Частные строительные компании строят таунхаусы – трехэтажные дома на 12-15 квартир, для строительства которых используют своеобразный трюк: покупают делимую землю под строительство индивидуальные жилые дома, строят трехэтажный дом (по закону, строительство до 3 этажей не требует проведения общественных слушаний – ред.) и распродают квартиры, увеличив количество собственников через акимат.
    А судебные органы, при спорах, выносят решения в пользу таких застройщиков. С точки зрения закона они абсолютно правы. Однако такие дома создают проблемы не только жителям близлежащих высоток. Как говорят в акимате, нагрузку несет и вся канализационная система города в целом. Но акимат может лишь проводить профилактическую работу.
    «Строители таунхаусов не платят за инженерные сети. Фактически люди, которые покупают по госпрограмме квартиры в многоэтажных домах, платят за все — в том числе и за подвод инженерных коммуникаций. Строители таунхаусов за это не платят, не вкладываются в канализационные сети. Мы не раз сталкивались с этой проблемой. Эти компании строят дома, а жители мучаются. То вода не идет, то канализация не работает. И со всеми этими проблемами они идут в акимат», — говорит Асхат Кульбаев.
    По словам чиновника, таунхаусы в Уральске строить можно, но делать это необходимо не посреди города, а в стороне улицы Московской: там и инженерные сети поновей, и по генеральному плану участок предусмотрен как раз для малоэтажной застройки.
    Аварийные дома – еще одна «головная боль» акимата. После введения программы «государственно-частного партнерства» (ГЧП), частные компании стали сносить аварийный дом, а построив на его месте новую высотку, заселять в нее жителей аварийного дома. Выгода застройщика — в бесплатном земельном участке в центре города. Реализация программы продолжается, но медленно. По словам Кульбаева, возможно причина тому – недостаточная экономическая выгода. Акимат ищет способы сделать предложение застройщикам было выгодным.
    «В центре города 84% жилого фонда изношено. Сюда входят и аварийные дома, и дома, требующие капремонта. Работает программа модернизации — когда государство дает беспроцентный заем на замену крыши и основных элементов дома, и программа по расселению жильцов. Мы признаем: работа идет медленно, но она идет. В 2021 году в эксплуатацию сдается дом на 100 квартир, туда въедут жильцы аварийных домов», — отмечает чиновник.
    К слову, в городе 54 дома, которые официально признанны аварийными. Почти 100 % из них – дома на 8-12 квартир, построенные еще в довоенное время. Помимо того, что акимату сложно найти подрядчиков, жители таких домов и предприниматели, которые в этих домах имеют торговые точки, не могут найти согласие между собой. Жильцы хотят лучших условий, а бизнесмены не хотят покидать точки «раскрученного» бизнеса.

    Дачи, как новые микрорайоны
    Еще одна проблема Уральска – заброшенные дачные массивы, куда стали активно заполнятся около десяти лет назад. Сегодня проблема приобрела глобальные масштабы: «зимние дачники» начинают выходить из тени и требовать для себя элементарных удобств, на которые у государства сегодня нет денег. По данным акимата, в Уральске зарегистрировано 170 дачных кооперативов, в которых от 12 до 15 тысяч дачных участков.
    «Есть тенденция, когда жители области приезжают из районов и покупают не самое дорогое жилье в городе, то есть дачи. Каким-то образом все это застраивают и живут там, хотя дачи имеют статус сельскохозяйственных земель и строить там дома нельзя. Возникают проблемы с руководством кооперативов, в плане энергопотребления и других коммунальных услуг», — рассказывает наш собеседник.
    Сейчас чиновники не могут точно ответить на вопрос: какое количество семей проживает на дачах — это покажет предстоящая перепись населения. Однако, по данным новой переписи может оказаться, что в Уральске проживает не 317- 318 тысяч человек, а все 350 тысяч, говорит зам акима.
    «Люди, живущие на дачах, постепенно «всплывают»: регистрируются при поликлиниках, отдают детей в городские школы, пишут письма в акимат с просьбой изменить целевое назначение земли или сделать участок делимым. Для градоустройства это большая проблема. Присоединить к городу дачи мы не можем, но и люди не могут жить без удобств. На дачах не хватает мощностей трансформаторов, некуда выкидывать твердые бытовые отходы, вода только летом, и то только для полива огорода», — говорит Асхат Кульбаев.
    По его словам, ввод дачных кооперативов в разряд городских территорий повлечет за собой массу расходов. Для сравнения: на строительство инженерных сетей для 1тыс. земельных участков государство искало свободные средства 6 лет – с 2015 года.
    «А ведь проблема еще и в неудобном расположении дач. Дачи делились по 6 соток, земли не были предусмотрены под капитальные строения и дороги между дачными участками узкие. Обеспечить там проезд автомашин, противопожарную безопасность – сложно. Единственный выход, который мы видим – объединить усилия самих жителей дачных массивов, назначать председателя и совместно двигаться к благоустройству», — считает зам акима.
    Государство готово оказывать помощь -например, договориться с коммунальными компаниями, применив административный ресурс.
    «Мы готовы говорить с «Батыс Су Арнасы», с «ЗапКазРЭК», чтобы давали жителям дачных массивов доступ к общим сетям. Для них это дополнительные абоненты и, соответственно, доходы. Жители дачных массивов могут сами облагородить свои территории, скинуться по 100-150 тысяч тенге с каждого дома и установить водопровод. Думаю, это недорого. То же самое и с электрическими сетями. Нужен деловой подход», — считает Кульбаев.

    Частные дома в городе – не рационально?
    Приблизительно с 2005-2008 годов Уральск стал обрастать «шанхаями» — частными секторами на окраинах, которые со временем переросли в городские районы. Туда ходит общественный транспорт, там строятся школы, поликлиники и активно прокладываются дороги. Мы спросили зам акима: как городские власти будут решать этот вопрос?
    С точки зрения градостроительства, большое количество частного сектора в городе – это нерациональное использование земель, ответил Кульбаев.
    В советское время, за этим строго следили и не допускали большого роста количества частных домов. По статистическим данным, с 1970 по 1991 года в Уральске появилось 1458 частных домов. А с 1991 по 2021 год — 16 748. Асхат Кульбаев также считает, что для лучшего развития города, градостроительство следует осуществлять кварталами. Пример тому – микрорайон «Акжайык», строительство которого хотя и растянулось, но инженерные сети для квартала были проложены все и сразу.
    «Частные дома для города и для коммунальных служб – не выгодны. В частные сектора нужно прокладывать дороги, обеспечивать вывоз мусора и снега. Коммунальные службы могут не успевать это делать. Гораздо проще и экономичней обслужить километр дороги, которым пользуется одна тысяча семей, чем километр дороги, которым пользуются 10 семей, в частном секторе», — говорит Асхат Кульбаев.
    В городе планируется именно квартальное строительство многоэтажных домов, строительство частных домов больше не будет продвигаться такими быстрыми темпами, заверил нас собеседник.
    «70 тысяч человек стоит сейчас в очереди на участки на ИЖС. Это их право, но теперь земля не будет раздаваться так быстро. Дело в том, что без инженерных коммуникаций раздавать земли запрещено законом. Сейчас упор идет на многоэтажные дома. Они в городе строятся даже быстрей, чем это предусмотрено генеральным планом. И в этом году мы планируем заняться корректировкой генерального плана», — отметил спикер.
    Напомним, новый микрорайон «Акжайык» будет строится около Саратовской трассы -недалеко от микрорайона «Сарытау». Там предполагается построить 150 многоквартирных домов. Инженерные коммуникации – канализация, свет, газ, вода для «Акжайыка» обошлись бюджету в 3,5 млрд тенге. Сам микрорайон разбит на пять частей. По двум уже завершили разработку проектно-сметной документации (ПСД). Там будут построены дома за счет госпрограммы. В оставшейся части — коммерческие дома. Также планируется строительство дороги с мостовым переходом, чтобы соединить микрорайон с центром города.
    «Развитие города влечет за собой нагрузки на канализационные сети. Все помнят, что было летом – авария на КНС, нехватка воды. Помимо того, в городе растет число автомобилей, а летом назревает настоящий транспортный коллапс. Поэтому мы планируем внести коррективы в генеральный план развития Уральска. Это длительная работа на два года — будем собирать и анализировать информацию, после чего вносить корректировки», — завершил Асхат Кульбаев.


     
    Аватар
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    Памяти товарища Хамзы Абдрахмановича Сафина

    Это воспоминание посвящено памяти нашего дорогого и любимого старшего...

    Прокурор запросил 22 и 23 года для украинцев, обвиняемых в варке наркотика метамфетамина

    Обвиняемые признают вину  в изготовлении наркотиков, но отрицают факт...

    Рекомендуем

    Таможня взялась за фуры

    С 13 апреля на границе с Россией – на...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем