Газета «Надежда»

Жизнь без дома (ФОТОРЕПОРТАЖ)

Рождественские праздники — время вспомнить о тех, кому сейчас хуже, чем нам. В  Уральском Центре   ресоциализации лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в простонародьеночлежке,  живут бездомные и те, кому дома не рады. Тут они могут переночевать, поесть, помыться и переодеться, получить  психологическую и юридическую помощь. Корреспондент «Надежды» побывала в ночлежке и узнала как живут ее обитальцы.
 Александра ФЕДОРОВА
 Не каждый готов принять помощь
Центр ресоциализации расположен по ул. Курмангалиева — за деповским мостом. Это небольшое одноэтажное здание советской постройки. При всем старании сотрудников ночлежки  создать тут привлекательную  атмосферу,  трудно — здесь мрачно. В воздухе пахнет затхлостью, косметического ремонта здесь не делали, кажется, давно — на первый взгляд, лет 30.  По крайней мере, столько лет назад ушла мода на стены, выкрашенные синей эмалью. Тем не менее, условия проживания вполне приемлемые: есть комната отдыха с диванами и вполне современным телевизором, аккуратная столовая, прачечная. Здесь тепло и никто не шумит.

Директор Центра Ерлан Медетов рассказывает, что их учреждение делится на два отделения. Первое – для временного ночлега, второе – для длительного пребывания. В отделение временное приходят на одну-две ночи — те, кто поссорился с родными, оказался в сложной ситуации. Есть и те, кто живет на улице, но устал и решил переночевать в Центре.
«В отделении для длительного пребывания все иначе. Здесь живут те, кому точно некуда пойти. Здесь они находят временное жилье. Предварительно проходят медобследование на чесотку, педикулез и другие заразные заболевания, лечатся, после чего могут находиться здесь до года. Наша обязанность за это время социализировать их — помочь с оформлением документов, пенсии, позаботиться о трудоустройстве», — рассказывает он.

Директор отмечает, что все постояльцы ночлежки разные и все они оказываются здесь не от хорошей жизни. В силу характера или по каким-либо другим обстоятельствам они оказываются в сложной жизненной ситуации.

«Когото обманули свои же родственники, обокрали, у когото с детства не было близких и поддержки семьи. С недавнего времени у нас останавливаются люди, освободившиеся из мест лишения свободы. Наши постояльцыне обязательно пьющие люди. Есть образованные, положительные и трудолюбивые. У нас были и бухгалтера и бывшие военнослужащие, полицейские», — рассказывает  Медетов.
По словам Ерлана Медетова, люди, которые сами выбрали себе такой образ жизни редко остаются в Центре – не хотят соблюдать порядки учреждения. Здесь нельзя выпивать, надолго пропадать и обязательно два часа в день работать – убираться, чистить снег, словом, заниматься общественным трудом.

«Наши постояльцылюди, которые хотят чтото поменять в своей жизни. Бездомные приходят к нам в отделение временного ночлега, на одну ночь. Мы уговариваем их остаться, заняться вместе с нами устройством своей жизни, но они не хотят. Их устраивает такой образ жизни, они не хотят меняться. У нас есть акция «мобильный патруль» — мы выезжаем на места скопления бездомных, наши психологи подбадривают их, предлагают помощь, но не каждый хочет ее принимать», — говорит  он.

 История веры, любви и надежды
Сергей Хохлов родился в Оренбургской области, большую часть своей жизни мужчина провел в рабстве, перенес инфаркт, но надежда на лучшую жизнь не покидает его. В центре ресоциализации мужчине помогли оформить документы, здесь же он нашел свою любовь, с которой собирается создать семью.
«В конце восьмидесятых я уехал на заработки из Оренбурга в Туркестан. Там работал на стройке, все было хорошо. Но однажды местный участковый забрал меня к себе, отобрал паспорт (советский ред.) и заставил работать на себя. Вплоть до 2018 года меня передавали из рук в рукиот одного фермера к другому. Везде я работал на износ, бесплатно, уйти не имел возможностини денег, ни документов у меня не было», — рассказывает Сергей.

По словам мужчины, в 2018 году, когда он пас овец на одной из зимовок Жамбылской области у него случился инфаркт, неравнодушные люди поместили его в больницу, где ему и подсказали —  его спасение в Уральске, в Центре, где помогают людям, попавшим в трудное положение.
«Я добрался до Уральска живу здесь с мая 2018 года. Мне восстановили российское гражданство, впервые за много лет я получил паспорт. Сейчас юристы делают мне казахстанское гражданство, потому что я собираюсь жить здесь. В центре мне помогливылечили, не дали остаться на улице. Сейчас я работаю дворником на турбазе «Светлячок», хочу получить документы и начать жить семейной жизнью. Здесь я встретил свою Ларисумою вторую половинку», — говорит наш собеседник.
Лариса Баранова рада, что в ее жизни появилась опора и поддержка. Она, как и Сергей надеется переехать из Центра адаптации в свой дом. Сейчас женщине негде жить из-за проблем с документами. Раньше  Лариса жила с дочерью, хотя и жизнью это нельзя было назвать – дочь злоупотребляет алкоголем и постоянно выгоняет мать из дома.

«В 1977 году я подала документы на паспорт, сдала свое свидетельство о рождении, мне его не вернули, я подумала, что так и надо. После развала СССР, когда подала заявление на паспорт, мне сказали, что не будут его делать без свидетельства о рождении. Я обивала пороги всех инстанций, но результата не былоМой второй муж перед смертью завещал мне дом, но я не могу им воспользоватьсянет документов», — рассказывает Лариса.
Со слов женщины, сама она не употребляет алкоголь и всю жизнь работала, а сейчас уже находится в возрасте.
«Я училась в Чингирлауском училище на штукатурамаляра, работала в поселке Белогорка маляром. Потом вышла замуж, переехала в Уральск. Здесь трудилась на заводе «Омега» уборщицей.  Сейчас нигде не работаю.  Надеюсь, что Сергей станет мне помощником и поддержкой во  всем, после выхода отсюда», — говорит женщина.
Много неравнодушных людей
В департаменте полиции по ЗКО нам сообщили, что сегодня правоохранительные органы не ведут статистику учета лиц без определенного места жительства. Но сообщили, что за 2020 год через приемник-распределитель прошло145 человек. Сколько бездомных  в действительности – не скажет никто, поскольку у них больше рисков для жизни и здоровья. Одни замерзают на улицах, другие умирают от отравления некачественным алкоголем. Среди бездомных также много тех, кто погибает в драках или попадает под колеса автомашин.
Государство ведет работу, направленную на помощь и поддержку бездомных, говорят в полиции.  Центр социальной адаптации в 2020 году на временном ночлеге  приютил 223 человека.
«Временный ночлег у нас рассчитан на 40 человек, почти всегда он занят на 100%, отделение временного проживания рассчитано на 60 человек. В настоящее время он тоже почти заполнен. Тем не менее, городу пока достаточно одного Центра ресоциализации. Мы занимаемся именно бездомными, с другими проблемами к нам не обращаются. Женщины, пострадавшие от бытового насилия у нас находятся в кризисном центре, дети тоже. Есть дома престарелых, дома инвалидов. В эти учреждения мы тоже помогаем оформить документы», — объясняет  Ерлан Медетов.
По его словам, неравнодушные люди стараются не оставлять в беде бездомных и людей, оказавшихся в критической ситуации. Пример тому – волонтеры, которые регулярно помогают Центру адаптации едой и одеждой.
«У нас есть объединение «Волонтеры солнечного Уральска», которые помогают нам на постоянной основе. И просто неравнодушные уральцы приходят к нам, приносят одежду, которая  не нужна им или осталась от умерших родственников. У нас бывают истории со счастливым концом. Люди находят работу, начинают снимать квартиру, обзаводятся семьей. Бывает такое, что семьи воссоединяются или нам удается доказать в суде, что у человека незаконно отобрали жилье и он возвращается домой», — добавляет  Медетов.

Тем не менее, проблема бездомных людей  — их ночлег,  кормление горячим питанием тех, кто остается на улицах в зимнее и демисезонное  время, остается острой.
К сожалению, меньше их не становится.

 

Фото автора.

Exit mobile version