Газета «Надежда»

Хранители старой веры: древлеправославные рассказали, как выживает их единственный приход (ФОТО)

В самом центре Уральска расположен храм Покрова Пресвятой Богородицы — приход объединяет 50 христиан-представителей древлеправославия.  Запрет на коллективное служение в связи с пандемией коронавируса внес свои коррективы в жизнь церкви. Чем живет сегодня приход, выясняла наш корреспондент.
 Акмарал ШАЯХМЕТОВА
 Из истории
 Старообрядцы или староверы – это община христиан, которые отказались принимать  церковную реформу XX века, которую проводил патриарх Никон при поддержке императора Алексея Николаевича.  Реформой, патриарх Никон внес изменения в книги Священного Писания, а также изменил форму и содержание некоторых церковных обрядов и чинов.  Часть христиан не приняла нововведения, так и начался раскол церкви XVII века. Непримиримых христиан называли раскольниками, термин «старообрядцы» появился значительно позже, при императрице Екатерине II. Сами старообрядцы не любят ни первое, ни второе словосочетание и предпочитают называть себя древлеправославными. Этот термин они объясняют просто — они веруют так, как веровали еще в XX веке, со времен Крещения Руси и, как и все православные, стараются сохранять истинный дух христианства.

Помимо обидного названия «раскольники», древлеправославные  также , как и все православные подверглись жестоким гонениям, которые не утихали на протяжении 300 лет. У богатых отбирали имущество, священнослужителей казнили, их семьи ссылали в тюрьмы, над другими издевались, отрубая части тела. В поисках спасения и во имя хранения веры, многие древлеправославные бежали. Одни уехали в Южную Америку – в Бразилию и Уругвай, другие поселились на территории Соединенных Штатов, третьи остались в России, но буквально забаррикадировались в глухих лесах тайги. Часть древлеправославных осталась жить на местах, особо не афишируя  свою веру. Их можно встретить и сейчас, на территории стран бывшего Советского Союза.
Община древлеправославных христиан есть и в Уральске. Ее история насчитывает почти 300 лет. Когда-то, большая часть населения Уральска, когда он еще был Яикским городком,  относила себя к древлеправославным христианам и часть из них тоже затронули репрессии. В 1905 году император Николай II подписал указ «Об укреплении начал веротерпимости» и тогда на некоторое время, до прихода Советской власти, древлеправославные Уральска могли открыто жить и молиться.
О храме
Отец Константин приехал в Уральск из Оренбурга в 2012 году — до этого в приходе не было своего священника, изредка к верующим приезжали российские служители. Они венчали, крестили, исповедовали и причащали вне храма – в частных домах. Сам отец Константин из рода древлеправославных – беспоповцев, пришел к вере осознанно в 20 лет, на протяжении 9 лет обучался, а затем был направлен в Уральск.

Храм общины древлеправославных – храм Покрова Пресвятой Богородицы находится в районе кинотеатра «Гагарина», на улице Савичева. Это достаточно старое здание с обсыпающимися кирпичами. Невзрачное снаружи, внутри оно тоже не отличается роскошным убранством. Зато в воздухе царит дух дисциплины, строгости и торжества. Отец Константин рассказал нам об истории храма.

«Церковь была построена в 1988 году, в это время возводить церкви было нельзя. Когда об этом узнали, церковь опечатали и не дали верующим здесь молиться. После Указа об укреплении веротерпимости, молитвы возобновились. В советское время церковь снова отобрали и пустили под нужды связистов из базы «Сокол», а после войны из него сделали дом культуры. В 1995 году храм отдали обратно нам», —  говорит отец Константин.
По словам священнослужителя, церковь уникальна тем, что в ней располагаются мощи святого Арсения – единственное святого уральца, который был канонизирован  и причислен к лику святых.
«В 2008 году к нам приезжал митрополит Московский и Всея Руси владыка Корнилий (Титов) и осветил наш храм, а также засвидетельствовал то, что останки святого Арсения нетленны – это один из признаков святости. В 2011 году мощи святого Арсения были перенесены в храм. Епископ Арсений Оренбургский и Уральский  сделал многое для сохранения общины  древлеправославных в Уральске, также он известен как богослов и автор церковных научных произведений», — говорит батюшка.

Уральские древлеправославные
 По словам отца Константина, на сегодняшний день приход древлеправославных христин составляет порядка 50 человек, в повседневной жизни они мало отличаются от обычных людей. Разве что женщины не носят брюк и всегда надевают платок.
«Во многих репортажах нас описывают как отшельников, которые не пользуются достижениями науки. Такие древлеправославные действительно есть. Они отказываются от всех благ, чтобы они не поработили их, делают это ради Христа. Такая позиция у нас приветствуется и не вызывает вопросов. Мы же живем в городе и живем обычной жизнью, пользуемся благами цивилизации. Единственное, мы считаем, что пользоваться ими нужно с умом, не становясь их рабами. Взять, к примеру, интернет – его можно использовать во благо, например, рассказывать о вере, о жизни прихода. А можно и «зависнуть» в нем надолго. Это уже считается грехом», — говорит священник.

Некоторые обыватели считают древлеправославных  бунтовщиками, не пожелавшими принять церковные реформы. Другие же обвиняют их в желании сохранить историю, а не истинную веру. Священнослужитель отвечают: древлеправославные – это не «живой музей», их задача не сохранить историю, а сохранить дух веры, в том числе строго и неукоснительно соблюдая уставность служения.
«Наш приход в Уральске маленький – 50 человек. Содержать храм тяжело, одно отопление обходится нам в 50 000 тенге, а есть и другие нужды. Прихожане платят десятину, на эти деньги мы и существуем. Постоянных спонсоров у нас нет. Да, порой мы испытываем нужду, бывает такое, что денег нет от слова совсем. Да и здание наше обветшало, оно требует ремонта. Но Бог заботится о нас, даже в самой безвыходной ситуации, к нам неожиданно приходит помощь», — говорит отец Константин.

О вере в современном мире
По словам батюшки, помимо уже оформившейся общины древлеправославных, в их храм приходили и «новички» — те, кто хотел присоединиться к церкви, но потом эти люди покидали приход.
«Приходят люди, горят желанием исполнять все посты, молиться. И делали это, но потом уходили, их желание угасало. Здесь нужно понимать, что церковь – это не подвиг одного дня, здесь необходим регулярный труд. У церкви есть определенный набор правил, которых  необходимо придерживаться», —  рассказывает он.
По словам священнослужителя,  численность прихожан с каждым годом уменьшается и это происходит не только из-за того, что люди переезжают в другие страны —  вера и религия перестают быть приоритетом в жизни людей.

«Раньше вера передавалась из поколения в поколение.  Старшие члены семьи не давали молодым оставлять  веру. Те старые бабушки, наши прихожанки – это дочери и внучки древлеправославных, которые научили их  уважать веру и беречь ее. Сейчас время другое, преемственность поколений разорвана. Уклад жизни не способствует вере. Люди выбирают больше работу, чтобы обеспечить семью, порой даже службы пропускают — в приоритет выходит работа. Я задумывался о том, что наш приход исчезнет, хотя и не хочется об этом думать. Но пока мы  молимся, мы живем. Я буду служить свой чин, даже если в церковь будет приходить один человек», — говорит отец Константин.

 

 

 

Exit mobile version