Газета «Надежда»

Зоозащитники выяснят, кто вывез стерилизованных собак за город

Читатели прислали в редакцию «Надежды» два видео с бездомными собаками, прошедшими стерилизацию. На кадрах видны свежие раны у животных. Собак вывезли за город, где они не могли найти пищи и укрыться от мороза. За комментариями мы обратились к правозащитниками и в городскую ветеринарную станцию.
 Акмарал ШАЯХМЕТОВА
 «Это не мы…»
На одном из видео мужчина с возмущением показывает собак после процедуры стерилизации и кастрации. Швы у животных наложены грубо, а сами они выглядят измученными — видео транслирует ужасающее физическое состояние собак.
Напомним, в Уральске принято решение с 2020 года бороться с бродячими псами и кошками не путем отлова и последующего усыпления, а путем стерилизации. По мнению властей, это значительно сократит количество бродячих животных на улицах города.
Директор уральской городской ветеринарной станции, которая занимается стерилизацией бродячих собак, выполняя госзаказ Гадилбек Алибеков, сразу заявил: ветстанция не имеет отношения к собакам, снятым на видео.
«Этих собак мы не оперировали. У них наложен шов грубым способом — узелковатым швом. Когда-то и мы делали операции таким способом, но с ноября уже не делаем. Мы прошли обучение у врача частной ветеринарной клиники Ирины Рыскиной, которая в свое время проходила стажировку в Израиле. Накладываем швы непрерывно, рассасывающимися нитками. Наши швы аккуратные», — заявил директор ветстанции.
По словам Алибекова, все животные, прошедшие стерилизацию, содержаться в питомнике   ветстанции в течение 4-5 дней, хотя при их методе оперирования животное можно отпускать уже через сутки.
«В день мы проводим 5-6 процедур стерилизации. У кобелей это процедура кастрации, у самок — стерилизация половых желез. У нас бывают до 15 животных одновременно. Если места не хватает, просим зоозащитников подержать их в своих приютах. После реабилитации собак отвозим в их ареал обитания: туда, где их отловили — во дворы. Собак из второго видео, которые были за городом, оставили тоже не мы», — заверяет он.
Ветврач сообщил также, что процедура стерилизации самки стоит порядка 11 тысяч тенге, операция по кастрации самца – 5 500 тенге. В эту сумму входит передержка, питание и отлов. К слову, на 2021 год, на проведение операций бездомным животным ветеринарная станция запросила 80 млн тенге.
» У нас очень много жалоб от горожан на бездомных собак, которые сбиваются в стаи и могут нанести вред людям, особенно детям. Люди звонят и просят не возвращать животных обратно в их дворы. Действительно, после стерилизации животное не становится менее опасным и менее агрессивным. Если собака голодная, она может покусать человека», — говорит Алибеков.
Штрафовать или обложить налогом
Зоозащитник, председатель общественного объединения «За жизнь» и хозяйка приюта для бездомных животных Юлия Асиновскова считает, что стерилизацию гуманным методом борьбы с бродячими животными, однако сомневается, что в Уральске эта программа   сработает.
«Проблема не в бродячих животных, а в людях, которые делают животных бездомными. Речь идет как о породистых животных, так и о дворнягах. Взять, к примеру, владельцев дворовых собак, которые живут в частных домах. Они заводят собаку, но не следят за ней, не стерилизуют ее. В итоге, когда она начинает плодиться, щенков выбрасывают в мусорные баки или вывозят в лес — вот вам и бездомные животные. С породистыми животными такая же история: люди купят собаку, наиграются с ней и потом думают, как бы от нее избавиться. Они не понимают, что это живое существо, которое нельзя просто так взять и выкинуть», — говорит Юлия Асиновскова.
По словам зоозащитницы, жители города недисциплинированные, в том числе и в отношении своих питомцев. Единственный способ решить проблему бездомных животных, по ее мнению, ввести систему наказаний, как это сделали в Европе.
«Пусть участковые и ветеринары ходят буквально по каждому двору и дому и создают базу домашних животных и чипируют их. Если животное с чипом станет бродячим, то хозяина можно будет привлечь к ответственности, заставить платить штраф. Власти должны вводить налог на домашних животных, чтобы у людей было намерение заранее стерилизовать их и не дожидаться, пока собака или кошка принесут приплод. За каждую стерилизованную собаку взимать небольшой налог, за нестерилизованную — налог побольше. Только тогда люди начнут взвешивать: стоит ли им брать животное в семью», — говорит правозащитница.
Добрых людей становится меньше
Если не вести учет домашних животных и принудительную стерилизацию, то программа стерилизации бродячих животных теряет смысл. Даже если стерилизовать всех бродячих собак города, через время их все равно станет еще больше.
 «Что касается видео с брошенными за городом собаками, то по этому факту мы  проведем  проверку. Это совершенно недопустимо. После операции по стерилизации, ветеринары должны отвозить собак обратно, в ареал обитания, во дворы. Там собаки смогут найти себе пищу. Оставляя их в степи, они обрекают их на самую страшную смерть – голодную. Каким бы рьяным зоозащитником я бы ни была, в таком случае, уж лучше собаку усыпить, чем позволить ей умереть от голода», — считает хозяйка приюта для бездомных животных.
По ее мнению отношение уральцев к животным стало жестоким и происходит это из-за смены нравственных ориентиров.
«Людям стало проще потратить полмиллиона тенге на айфон, чем взять себе собаку, верного друга и заботится о ней, в том числе и расходуя на нее свои средства. Люди не хотят лишней ответственности, они думают, что собака, это игрушка — поигрался и выбросил. Мало кто понимает, что с животным надо быть до конца его дней. Участились факты живодерства, стало много форумов, так называемых, догхантеров, которые в открытом доступе, в интернете выставляют информацию о том, как отравить кошку или собаку. Добрых людей становится меньше», — говорит зоозащитница.
Напомним, в 2019 году аким области Гали Искалиев, присоединившись к призыву Президента страны Касым Жомарта Токаева гуманного отношения к животным, предложил вместо процедуры умерщвления бродячих животных применять процедуру стерилизации. Общественность приняла предложение доброжелательно, однако сейчас становится ясно, что программа требует доработки и строгого контроля.
Exit mobile version