Спустя 44 года пенсионер узнал, что проданный им в 1976 году запорожец, все еще в его владении, и он должен заплатить налог на транспортное средство. Самого автомобиля уже нет, как невозможно найти и документы купли-продажи, и покупателя.
Налоговая неразбериха «Пришла квитанция о задолженности по налогу на автотранспорт, который я продал 44 года назад. Где найти документы на него, ведь прошло столько лет? Почему только сейчас об этом вспомнили?» – в редакцию обратился Юрий Алексеевич Андреев, 1935 года рождения, ветеран органов КНБ.
Бывший юрист недоумевает, почему спустя столько лет за ним числится давно проданный запорожец, и почему все эти годы ему об этом не напоминали? «Этот запорожец я купил в 1975-м году, а в 1976 –м году продал. Тогда все это оформлялось в ГАИ. Проблем никаких не было. С тех пор никто не напоминал мне о нем. И вдруг выясняется, что необходимо заплатить налог на это транспортное средство. В каких талмудах вдруг нашли этот проданный около полувека назад автомобиль?», — недоумевает пенсионер.
«Н» позвонила в налоговый комитет г. Уральск. Проверив ИИН Юрия Алексеевича Андреева, нам подтвердили: у него задолженность по налогу на транспорт в размере 5 050 тенге и 528 тенге пени. На вопрос, откуда взялся этот платеж на авто, нам ответили – это налог за предыдущие годы. В отделе работы с физическими лицами нас отослали дальше. Отфутболивание вывело на заместителя руководителя госдоходов по г. Уральск Алмаза Отарова. «Я не могу сказать, почему об этом автомобиле, не снятом с учета Юрия Алексеевича Андреева, напомнили только сейчас, а не в 1976 году, когда он его продал , — сказал в комментариях Отаров. — Я посмотрел базу данных — у него, действительно, задолженность по налогу на это транспортное средство. Такая информация поступила к нам из уполномоченного органа – управления дорожной полиции департамента внутренних дел ЗКО, на основе которой мы и произвели начисление. Скорее всего, это транспортное средство не снято своевременно с учета регистрации. Выяснить это нужно немедленно, но не у нас, а в ГАИ, где ведется учет транспортных средств. В рамках упрощенного режима снятия с учета автомобиля нужно будет написать заявление о том, что гражданин этой машиной фактически не владеет и необходимо представить документы купли-продажи. Информацию проверят по базе данных, и если это, действительно так, заявление удовлетворят».
Между тем, ситуация, с которой столкнулся Юрий Алексеевич, не единична. «У меня в подростковом возрасте был мотоцикл, на котором я каталась, затем родители его продали. Сейчас давно живу отдельно от родителей, а им каждый год приходит уведомление о налоговой задолженности на этот мотоцикл, и каждый год мама ходит в налоговую, чтобы еще и еще раз доказать, что этого транспорта уже давно нет», — написала нам Елена Хлебина, жительница Уральска.
Либо суд либо …
Система начисления налога на транспорт производит уполномоченный орган – управление дорожной полиции ДВД ЗКО. То, что в ней постоянно происходят сбои, констатируют многие автовладельцы, которые давно продали свои автомашины. По выданным уведомлениям, выходит, что они все еще владельцы транспорта и должны платить налог. Чтобы разобраться с этим, нужно обратиться в управление дорожной полиции. Это — трата времени и нервов, а в нынешней реальности – еще и риск «подхватить» коронавирус.
Между тем, вопрос некорректного начисления налогов поднимался в Правительстве еще в 2018 году. Тогда одной из причин этой проблемы называлась несовершенная система начисления налогов – регистр налогоплательщиков и объектов налогообложения (РНиОН), а также отдельная база спецЦОНов. Все это решено было заменить новой единой интегрированной базой данных (ИБД), которая по замыслу авторов должна стать единым сервисом, по которому можно будет сверить базу данных. Поскольку такие истории еще случаются, можно сделать вывод, что эта база так и не заработала.
В случае с Юрием Алексеевичем еще одной возможной причиной ошибочно начисленного налога может быть то, что машина в 1976 году была продана по доверенности. А по закону такая передача права собственности на имущество не является отчуждением. После такой сделки новый хозяин должен был переоформить машину на себя. Возможно, по каким-то причинам он этого не сделал, поэтому автовладельцем остался ее прежний хозяин — Юрий Алексеевич Андреев.
Кому риск, кому налоги
Спустя 44 года, Юрий Алексеевич вряд ли найдет покупателя своего запорожца и сам автомобиль. Но походить пенсионеру по инстанциям придется. «В таких «похождениях» мы легко можем заразиться коронавирусом, ведь все доктора рекомендуют нам сейчас избегать мест с массовым скоплением людей», — говорит пенсионер.
«Н» попробовала от имени Андреева позвонить заместителям начальника управления дорожной полиции ДВД ЗКО и начальнику следственного управления этого департамента. Ни до кого из них дозвониться не удалось. Стало ясно: без личного посещения, скорее всего, не уладить вопрос.
Юрий Алексеевич признается: не пойти и не прояснить ситуацию нельзя — за неуплату налога могут арестовать еще и пенсионный счет.