Газета «Надежда»

Свет платежом красен

Поставщики электроэнергии рассказали, как им удается быть на одной волне с потребителями
Организация продажи электроэнергии потребителям, а также сбор оплаты за коммунальную услугу – основные производственные задачи ТОО «Батыс Энергоресурсы». Представляя интересы своих абонентов, предприятие снимает с них нагрузку по взаимодействию с другими структурами энергетического рынка области. Словом, работе с людьми здесь уделяют первостепенное значение.
Главное – удобство клиентов
В Уральске насчитывается 116 тысяч бытовых потребителей электрической энергии. Работу с ними ТОО «Батыс Энергоресурсы» (БЭР) выстраивает через свои центры приема оплаты за электроэнергию. Отправной точкой взаимодействия с потребителями является вручение им счетов – извещений об оплате. 16 работников ТОО «Батыс Энергоресурсы» каждый месяц доставляют эти квитанции каждому городскому абоненту. Доставляют квитанцию об оплате в срок, несмотря на зимнюю стужу, летнюю жару или весеннюю распутицу. Но непогода, говорят в «БЭР», это – еще полбеды. Проблематично бывает попасть к потребителям из-за непролазных дорог и отсутствия нумерации домов.
«Нумерация домов отсутствует в новостройках поселков Деркул и Подстепное. Адреса потребителей в частном секторе невозможно найти там, где идут застройки частного сектора. Препятствием является и бездорожье. На пути к потребителям наших работников «встречают» еще и своры диких собак. В этом случае можно бы оставить счет-извещение в почтовых ящиках, но их давно нет, поэтому вставляем в калитку или щель забора, откуда ее может унести ветром. С такими вот трудностями сопряжена наша работа. А ее цель — полный сбор оплаты за электроэнергию. Это наша основная задача», — говорит директор по сбыту ТОО «Батыс Энергоресурсы» Айгерим Молдагалиева.
Счета-извещения формируются на основе поступивших данных от контролеров распределительных электросетевых компаний (РЭК), которые раз в месяц проверяют показания электросчетчиков абонентов. Эти показания с фото-подтверждением затем направляются в биллинговую программу – общую базу данных. На их основании и производится расчет за потребленную электроэнергию для каждого абонента за прошедший месяц. К 5 -му числу следующего месяца счета-извещения уже готовы. Их распечатывают и передают доставщикам. Последние, в свою очередь, в течении 10 дней должны доставить эти квитанции всем абонентам.
«Доставив счет-извещение об оплате, мы ожидаем, что абонент произведет оплату за прошедший месяц до 25 числа. Если после этого срока оплата не поступает, либо не удается дозвониться до абонента, к работе подключается группа по работе с дебиторами. В ее составе по городу работает 11 инспекторов. Они доставляют предупреждения о том, что в случае дальнейшей неуплаты, квартира (дом) будет отключена от подачи электроэнергии. Ежемесячно в Уральске каждый инспектор вручает в среднем от 700 до 800 таких предупреждений абонентам, которым приходится напоминать, что «пришло время платить»», — рассказывает директор по сбыту.
12 000 тенге составила задолженность пенсионерки, которой инспектор РГЭ района Байтерек Александра Азовскова вручила предупреждение об отключении подачи электроэнергии. //
Получил — заплати
После вручения предупреждения потребителю дается еще 30 дней на то, чтобы произвести оплату, если после этого долг не погашается, ТОО «БЭР» подает заявку на отключение. Это крайняя мера, подчеркивают в коммунальном предприятии, когда другого выхода нет. В ходе этой работы приходится напоминать истину — «получил – заплати».
«В разговоре с потребителями нужно, с одной стороны, быть терпеливым, понять человека, с другой стороны, проявить настойчивость. Не устаем повторять, что электроэнергия – такой же товар, как, например, хлеб, за который нужно платить. Если затягивать с этим, то долг будет только расти. Но, как водится, напоминание о долгах неприятно, так что реакция бывает самой непредсказуемой. Что только не приходится выслушивать в ответ. Как правило, это – перечень всех проблем: наболевшее в этот момент на нас «выплескивают» сполна. При этом претензии не только к ТОО «Батыс Энергоресурсы», но и к другим коммунальным предприятиям. Среди абонентов встречаются просто социально опасные элементы — люди, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а порой и неадекватные. На наших контролеров даже пытались нападать. Обычно в этих ситуациях мы имеем дело с должниками «с большими хвостами». Зачастую эти люди находятся в трудном материальном положении. Впрочем, есть и такие потребители, кто забывает оплатить», — рассказывает инспектор по доставке предупреждений ТОО «БЭР» Наркыз Мансорова.

 

Только после вручения предупреждения об отключении электричества люди обещают погасить задолженность по оплате за электроэнергию.//

 

Электронные платежи в тренде
Между тем возможностей заплатить за электроэнергию, как и за другие комуслуги, для городских потребителей становятся все больше. Во-первых, это привычный способ оплаты через кассу. Для этого в разных микрорайонах города открыты 14 касс. Во вторых, это on-line- платежи, которыми пользуется уже 78% городского населения, говорит Айгерим Молдагалиева. В основном, это – представители молодого поколения. Электронную оплату производят посредством мобильных приложений на смартфонах или компьютерах, оплачивают и через терминалы. Это очень удобно и быстро, ведь отпадает необходимость посещать кассы, стоять в очереди. Для такого проведения транзакции нужно иметь счет в том или ином банке, платежную карту, платеж производится в один клик.
«Импульс внедрению электронных платежей придал проект «Единый платежный документ» (ЕПД). Она призвана сделать процесс оплаты коммунальных услуг более доступным и быстрым. В документе все коммунальные счета объединены в один. Теперь кто привык оплачивать за комуслуги в кассе, производит это по принципу «одного окна»: одним платежом платит за все, в том числе за электроэнергию. Удобно это и для тех, кто перешел на электронную оплату. Потребители получают электронную версию ЕПД. При этом каждый потребитель может просматривать историю своих платежей. Главное, следить за этим регулярно, чтобы не допускать образования долгов», — советует Молдагалиева.
Но, несмотря на то, что возможностей в оплате становится все больше, не все потребители своевременно платят за потребленные киловатты. Эта проблема характерна не только для ТОО «БатысЭнергоресурсы», но и для других коммунальных предприятий.
ак слаженный механизм работает Центр обслуживания потребителей в Уральске. //
В селах – через поверенных
В районах области сегодня действуют 16 районных групп энергоснабжения, в их составе работают 74 работника ТОО «Батыс Энергоресурсы». Также как и в городе, они доставляют сельским потребителям счета-извещения и уведомления. Но в сельской местности работа выстраивается несколько иначе — сельские потребители зачастую ограничены в возможностях оплаты. Не во всех сельских населенных пунктах есть Интернет, доступ к терминалам и банкам. Особенно это касается отдаленных сел. Поэтому оплату за электричество там принимают поверенные, которые заодно доставляют и счета-извещения.
Нагрузка на них колоссальная, ведь им надо добраться до абонентов каждого села и принять платеж. Некоторые села находятся за сотни километров от райцентра, велико и расстояние между самими поселками. Понятно — пешком не дойти, приходится нанимать транспорт. Поэтому работа в селах ТОО «БЭР» считается одной из самых сложных.
«Для того, чтобы добраться от одного населенного пункта до другого, нашим поверенным, приходится преодолевать десятки километров — разбросанность между населенными пунктами очень большая. А дойти нужно до каждого потребителя, чтобы собрать оплату за электроэнергию. Другого варианта собрать платежи, там нет», — объясняет специфику работы в селах руководитель группы электроснабжения района (РГЭ) района Байтерек Татьяна Стекольникова.Но прежде нужно доставить квитанции об оплате, предназначенные для раздачи самим поверенным, которые также находятся в разных населенных пунктах. В зимний период преодолевать большие расстояния особенно трудно. Например, в селе Гремячее всего 20 домов, но при этом поверенный обязан доехать туда с села Чесноково, расстояние от которого 35 км. И так повсеместно.
Ежемесячно нанимаем автотранспорт, а проезд заказываем сразу туда и обратно. Заезжаем в населенные пункты, расположенные по пути — отработать нужно с максимальной эффективностью. Но и все эти усилия будут тщетны, если потребителей не получается в этот момент застать дома. Поэтому иногда на доставку предупреждений и счетов- извещений, наши работники выходят вечером, когда, наверняка, люди будут дома».
Руководитель РГЭ района Байтерек Татьяна Стекольникова уверена: с потребителями нужно быть «на одной волне»: звонить, объяснять, иногда входить в их положение. //
COVID внес коррективы
Также как и в городе, оплачивать за электричество через кассу в РГЭ района Байтерек чаще приходят люди пожилого возраста. Помимо жителей п. Переметное, где расположена районная группа, через кассу платят жители близлежащих поселков Калининское и Мунайши. Здесь их обслуживают два кассира.
В целом, в группу энергоснабжения района входит семь сотрудников, а также работает 22 поверенных. В их задачу входит доставка счетов-извещений и сбор оплаты за электроэнергию. Каждый из поверенных хорошо знает потребителей на закрепленном участке.
Надо заметить, тяжелая экономическая ситуация 2020 года отразилась и на сборах платежей: по данным руководителя РГЭ, задолженность байтерековцев в 2020-м году выросла в два раза. Как отметила инспектор по работе с потребителями РГЭ этого района Александра Азовскова, только за прошедший ноябрь ими вынесено 12 предупреждений об отключении. На вопрос о том, как встречают потребители, инспектор отвечает – по-разному.
«Некоторые выказывают недовольство, начинают ругаться, другие воспринимают наши визиты нормально, понимая – мы всего лишь проводники в работе по сбору платежей за электричество, без которого не обойтись»,— описывает свои будни Александра Азовскова.
два кассира и один инспектор.//
Бывает и опасно
Очередное предписание в ходе нашей поездки по селам вручили абоненту, сумма задолженности которого составила 12 тыс. тенге. Должником оказалась пенсионерка Анна Т. Инспектору женщина пообещала погасить задолженность, как только получит пенсию.
В другом случае должником оказался молодой человек Константин М., его задолженность за два месяца составила 4 148 тенге. Получив предписание, он пообещал погасить долг уже на следующий день.
«Вот так подталкивая предписаниями об отключении света, мы призываем погасить задолженность. Многие так и говорят: «Не платили, потому что вы не принесли предписание». Но не всегда вопрос с долгами так мирно разрешается. Мало того, что высокие заборы и собаки мешают и не дают зайти в дом, иногда, даже встретившись абонентом, слышим угрозы в свой адрес. Некоторые, отказываются подписывать доставленные предписания, угрожают нам обращением в прокуратуру, а порой нелицеприятно выражаются в наш адрес. И все это только за то, что мы напоминаем о необходимости оплатить комуслугу. По телефону или при посещении разъясняем, откуда взялась такая задолженность. Внимательно перепроверяем данные РЭС (районные энергосети). Если видим, что долг у абонента слишком большой, уточняем показания сначала на уровне РЭС. Если задолженность подтверждается, звоним и предупреждаем таких абонентов, что имеется такая задолженность, чтобы он был готов к тому, что необходимо будет оплатить большой долг за электричество. К 25 числу каждого месяца наши операторы начинают обзвон абонентов. После первого, второго звонка с разъяснениями потребитель, наконец, понимает, что от долгов никуда не деться, соглашаясь оплатить», — объясняет Татьяна Стекольникова.
В группе электроснабжения района Байтерек с населением работают не только поверенные и инспекторы, но также кассиры и операторы. Женщины поддерживают друг друга, так как в одиночку выходить небезопасно — чтобы наверняка застать потребителей дома, приходится выходить вечером, когда все вернутся с работы.
«Завершается 2020-й год. Для всех он был непростым, но мы очень надеемся, что, как и всегда, наши потребители постараются погасить свою задолженность, чтобы встретить Новый год без долгов», — резюмирует Стекольникова.
Подводя итоги методов работы «БЭР» с потребителями, мы не могли не задать вопрос и генеральному директору ТОО «Батыс Энергоресурсы» Роману Османову: как он видит перспективы развития сферы оплаты коммунальных услуг?
«Действующая у нас система работает достаточно давно. Мы видим, что в некоторых странах СНГ и в отдельных регионах нашей республики внедряются новые системы контроля над расходом коммунальных ресурсов. Говорю, прежде всего, о системах автоматического считывания данных со с приборов учета в квартирах и частных домах. Для этого нужно повсеместно устанавливать подобные приборы учета, монтировать в разных районах города станции наподобие мобильных сетей, которые будут эти данные получать и обрабатывать. Это большая работа и большие инвестиции при длительном сроке окупаемости затрат. Но любая суперсовременная электронная система не отменяет человеческий фактор. Если потребители не будут платить за коммунальные услуги вовремя, в необходимом объеме, и если не решится проблема с доступностью оплаты на селе, то хоть космические спутники задействуй, дело так и будет стоять на месте».
Основными видами деятельности ТОО «Батыс Энергоресурсы» является:
1 — приобретение электрической энергии у поставщиков;
2 — обеспечение транзита энергии по сетям компаний;
3- организация продажи электрической энергии конечным потребителям – юридическим и физическим лицам Западно-Казахстанской области на основе долгосрочных договоров;
4 — организация работы центров приема оплаты за электроэнергию, внедрение современных электронных технологий удаленного доступа к данным.
Exit mobile version