Поставщики электроэнергии рассказали, как им удается быть на одной волне с потребителями
Организация продажи электроэнергии потребителям, а также сбор оплаты за коммунальную услугу – основные производственные задачи ТОО «Батыс Энергоресурсы». Представляя интересы своих абонентов, предприятие снимает с них нагрузку по взаимодействию с другими структурами энергетического рынка области. Словом, работе с людьми здесь уделяют первостепенное значение.
Главное – удобство клиентов
В Уральске насчитывается 116 тысяч бытовых потребителей электрической энергии. Работу с ними ТОО «Батыс Энергоресурсы» (БЭР) выстраивает через свои центры приема оплаты за электроэнергию. Отправной точкой взаимодействия с потребителями является вручение им счетов – извещений об оплате. 16 работников ТОО «Батыс Энергоресурсы» каждый месяц доставляют эти квитанции каждому городскому абоненту. Доставляют квитанцию об оплате в срок, несмотря на зимнюю стужу, летнюю жару или весеннюю распутицу. Но непогода, говорят в «БЭР», это – еще полбеды. Проблематично бывает попасть к потребителям из-за непролазных дорог и отсутствия нумерации домов.
«Нумерация домов отсутствует в новостройках поселков Деркул и Подстепное. Адреса потребителей в частном секторе невозможно найти там, где идут застройки частного сектора. Препятствием является и бездорожье. На пути к потребителям наших работников «встречают» еще и своры диких собак. В этом случае можно бы оставить счет-извещение в почтовых ящиках, но их давно нет, поэтому вставляем в калитку или щель забора, откуда ее может унести ветром. С такими вот трудностями сопряжена наша работа. А ее цель — полный сбор оплаты за электроэнергию. Это наша основная задача», — говорит директор по сбыту ТОО «Батыс Энергоресурсы» Айгерим Молдагалиева.
Счета-извещения формируются на основе поступивших данных от контролеров распределительных электросетевых компаний (РЭК), которые раз в месяц проверяют показания электросчетчиков абонентов. Эти показания с фото-подтверждением затем направляются в биллинговую программу – общую базу данных. На их основании и производится расчет за потребленную электроэнергию для каждого абонента за прошедший месяц. К 5 -му числу следующего месяца счета-извещения уже готовы. Их распечатывают и передают доставщикам. Последние, в свою очередь, в течении 10 дней должны доставить эти квитанции всем абонентам.
«Доставив счет-извещение об оплате, мы ожидаем, что абонент произведет оплату за прошедший месяц до 25 числа. Если после этого срока оплата не поступает, либо не удается дозвониться до абонента, к работе подключается группа по работе с дебиторами. В ее составе по городу работает 11 инспекторов. Они доставляют предупреждения о том, что в случае дальнейшей неуплаты, квартира (дом) будет отключена от подачи электроэнергии. Ежемесячно в Уральске каждый инспектор вручает в среднем от 700 до 800 таких предупреждений абонентам, которым приходится напоминать, что «пришло время платить»», — рассказывает директор по сбыту.
Получил — заплати
После вручения предупреждения потребителю дается еще 30 дней на то, чтобы произвести оплату, если после этого долг не погашается, ТОО «БЭР» подает заявку на отключение. Это крайняя мера, подчеркивают в коммунальном предприятии, когда другого выхода нет. В ходе этой работы приходится напоминать истину — «получил – заплати».
«В разговоре с потребителями нужно, с одной стороны, быть терпеливым, понять человека, с другой стороны, проявить настойчивость. Не устаем повторять, что электроэнергия – такой же товар, как, например, хлеб, за который нужно платить. Если затягивать с этим, то долг будет только расти. Но, как водится, напоминание о долгах неприятно, так что реакция бывает самой непредсказуемой. Что только не приходится выслушивать в ответ. Как правило, это – перечень всех проблем: наболевшее в этот момент на нас «выплескивают» сполна. При этом претензии не только к ТОО «Батыс Энергоресурсы», но и к другим коммунальным предприятиям. Среди абонентов встречаются просто социально опасные элементы — люди, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а порой и неадекватные. На наших контролеров даже пытались нападать. Обычно в этих ситуациях мы имеем дело с должниками «с большими хвостами». Зачастую эти люди находятся в трудном материальном положении. Впрочем, есть и такие потребители, кто забывает оплатить», — рассказывает инспектор по доставке предупреждений ТОО «БЭР» Наркыз Мансорова.