Газета «Надежда»

Как выживают предприниматели в условиях карантина и кризиса

«Нужно заставить всех работать. У государства есть все рычаги, чтобы этот большой механизм заработал».
«Надежда» попросила  уральских предпринимателей ответить на вопрос: как им сегодня работается и какие планы они строят на будущее?
«Нужно заставить всех работать»
Глава ТОО «Агрофирма «Ақас» Катауолла Ашигалиев считает, что сегодня как стране, так и отдельно взятой области нужны жесткие управленческие и политические реформы. В производстве, уже сегодня можно задействовать сотни западноказахстанцев, которые не знают, где найти себе применение. Фермер недоумевает: наблюдаем безработицу, а рабочих рук на селе не хватает. Это говорит о том, что люди не хотят работать. По его мнению, помимо эпидемии коронавируса, причина такого положения дел кроется и в неэффективном государственном управлении.

«Значимые государственные дела решаются очень медленно и неэффективно. Порой очевидные вещи чиновники рассматривают очень и очень долго. Словно, вынашивают решения, а по сути, «тянут резину», ничего не делая. И такая ситуация во всех эшелонах власти. Процветает иждивенчество. Работать никто не хочет, а без созидательного труда, настоящего производства, способного удовлетворить спрос населения, поднять экономику невозможно. Нужно заставить всех работать. У государства есть все рычаги, чтобы этот большой механизм заработал. А все остальное для развития производств у нас есть»,— говорит Ашигалиев.
Пример нерационального управления, по словам Ашигалиева, демонстрирует сфера жилищного строительства. Активно застраивается город, новые микрорайоны появляются чуть ли не каждую пятилетку. Между тем для новоселов работы нет.
«Не разумнее ли строить жилье в сельской местности?» — предприниматель говорит, что не раз адресовал вопрос чиновникам, но не получает ответа.
А на селе работа всегда найдется, причем в шаговой доступности, говорит он. А когда люди будут трудоустроены, поднимется и их социальный уровень.
«Это можно проследить на примере американского города Детройд – крупнейшего в середине прошлого века центра промышленного производства, откуда началась история почти всех производителей автомобилей в США, — говорит Катауолла Ашигалиев. — Тогда на волне автомобильного бума промышленная слава этого города, здешние заводы и фабрики быстро привлекли потоки миллионов людей. Но когда все закончилось, люди стали стремительно уезжать. Сегодня бывший когда-то город- миллионник с роскошными отелями и широкими бульварами превратился в город-призрак. Люди уехали туда, где для них нашлась работа, а значит, достойная жизнь. В условиях нашей области таким пусть небольшим, но центром производства могут стать наши аулы, и для этого есть все условия и возможности. Смело надо идти в этом направлении, засучив рукава, начинать работать».
Отдача от такого настроя, обязательно будет, уверен предприниматель. Доказательства он получил на примере работы своего предприятия. Помимо земледелия в его агрофирме, что расположена в Акжаикском районе, работает птицефабрика. Магазин в центре Уральска, реализующий продукты агрофирмы ««Ақас», давно снискал признание городских потребителей. За время карантина никого из работников директор предприятия не сократил и не отправил в вынужденный отпуск. И хотя проблем невпроворот, все они решаемы, считает он.
«Нужно не бояться перемен, смело реагировать на вызовы времени. Через «не могу» находить решения, не опускать рук и обязательно работать — будь то на земле, производстве или в правительстве. Помочь в этом могут жесткие управленческие и политические реформы, направленные на становление экономики», — резюмировал он.
Стали дорожить рабочим местом
В ТОО «Кублей», где занимаются переработкой сельскохозяйственной продукции и выпуском консервов, хорошо прочувствовали последствия пандемии, сказавшиеся на снижении покупательского спроса. Впрочем, как считает директор этого предприятия Талгат Берекешев, производство продуктов питания не может остановиться ни при каких условиях — люди всегда должны питаться. Поэтому работа здесь не приостанавливалась даже в период карантина.

«Мы продолжаем работать в том составе, который у нас был. Все работники на своих рабочих местах, никто не сокращен и не уволен, — рассказывает Берекешев. – Карантин – это большое испытание для всех предприятий. Страдают малые и средние предприятия. Наш довольно крупный производственный комплекс за свои 29 лет деятельности наработал определенный потенциал, снискал авторитет, так что в кризисные месяцы мы не останавливались, а работали, быть может, даже с большей отдачей».
Талгат Берекешев отмечает, что карантин заставил людей по иному взглянуть на свою работу. Люди стали дорожить рабочим местом, стремясь полностью соответствовать требованиям. Тем не мене, многие вопросы в развитии производств остаются не решеными.
«Чтобы способствовать развитию производства в нашей стране, нужны кардинальные реформы в институтах гражданского общества. Например, необходимо развить судебную власть, прокуратуру, чтобы их работа была честной и прозрачной. Честно нужно проводить конкурсные закупки, тендера, справедливо распределять и отдавать в пользование земли. Наведение порядка должно стать одним из механизмов поддержки предприимчивых людей, которые только при этих условиях захотят реализовывать свои проекты и идеи, развивать уже имеющиеся производства», — заключил руководитель ТОО «Кублей.
На «удаленке» не повеселишься
«Никакие меры поддержки со стороны государства мы не почувствовали, — говорит руководитель ИП «Ланцева» Ирина. – Наше маленькое кафе, ориентированное на детей, которым мы организовываем праздники, активно работает, в основном, в выходные дни. Из-за карантина наша деятельность была приостановлена с апреля по май, а потом еще с июля до середины августа. Не было работы — не было и прибыли. Бизнес встал. А в нашем случае замерла вся сфера организации праздников для детей. В первую волну нам два раза выплатили по 42 500 тенге, а за простой в летние месяцы 21 000 не выплатили. Выжить помогает дача, да поддержка друзей. Сейчас клиенты только начинают возвращаться, но, разумеется, сразу восстановиться мы не сможем».

По словам предпринимательницы, убытки понесли и ее партнеры, которые специализировались на создании костюмов для детских представлений. В период различных праздников, каникул, новогодних мероприятий, эти наряды брали на прокат и они были очень востребованы. На их закуп или на пошив собственными руками были затрачены большие средства. Теперь все это лежит грузом, и непонятно, когда пригодится.
«Сейчас речь идет не о развитии, а об элементарном выживании – людям порой просто нечего кушать», — говорит Ирина
На вопрос о поиске новых форм работы в новой реальности, Ирина отвечает: ничего кроме непосредственного общения и живых эмоций не сможет сделать ребенка счастливым.
«Что можно сделать для наших маленьких клиентов, используя интернет-технологии или «удаленку»? Этим вопросом я задавалась не раз, но ответа не нашла, — говорит предпринимательница. – Можно, конечно, организовать праздничный звонок малышу в День его рождения, представившись его любимым сказочным персонажем, разыграть какую-то сценку. Думаем и над тем, чтобы записать поздравление Деда Мороза со сцены, но это не поможет подарить ребенку настоящую сказку».
Свои надежды Ирина связывает только с убедительной победой человечества над коронавирусом – когда, наконец, мир вернется к нормальной жизни и малышам вернут детство.
Об убытках языком цифр
Проблемы, с которыми столкнулись предприниматели во время карантина, охарактеризовал председатель Совета по правам предпринимателей региональной палаты предпринимателей «Атамекен» Хайдар Капанов.
«Из-за ограничительных мер в этом году в нашей области понесли убытки многие субъекты малого и среднего бизнеса, занятые в сфере общественного питания, производства хлебобулочных изделий, индустрии развлечений и т.д.. Из-за того, что большинство людей были на самоизоляции, пропал, например, спрос на выпечку и кондитерские изделия. Как следствие, доходы этих предприятий сократились на 80%. Тем не менее, их не коснулись принятые антикризисные налоговые преференции», — сказал в комментариях «Н» Капанов.

Хотя работа многих предпринимателей была остановлена, они были вынуждены платить за аренду помещений, чтобы не потерять место. И это была одна из самых спорных проблем. В связи с этим РПП выступила с инициативой о введении такой меры поддержки, как освобождение данных субъектов от арендной платы по договорам аренды госимущества до конца 2020 года. Другим предложением было освобождение до конца года от уплаты налогов с фонда оплаты труда.
По данным Хайда Капанова, в текущем году, вследствие эпидемии коронавируса значительные убытки понес кинотеатр «Cinema Park», где из-за отсутствия доходов 12 работников несколько месяцев не получали заработную плату. Еще пример: автобусный парк — при почти полном отсутствии доходов в марте, апреле и июне не было возможности выплачивать работникам заработную плату, из-за чего перевозчику пришлось сократить штат.
Относительно стабильными видами бизнеса наши эксперты называют горнодобывающую, сельскохозяйственную отрасль, а также строительство, легкую и мебельную промышленность. Существенное падение производства в горнодобывающей отрасли на 199 млрд тенге и нефтепереработки на 103 млрд тенге, связывают с другой причиной — снижением цен на нефть.
Как отмечается в итоговой таблице «Бизнес ЗКО в период карантина», более всех пострадала сфера розничной торговли — более 15 млрд. тенге убытков. В салонах красоты, фитнес-клубах оборот сократился в среднем до 10 раз. Объемы оказанных услуг снизились также в организациях сферы отдыха и оказания ряда других услуг. Говоря об эффективности принятых правительством антикризисных мер, то, по оценкам специалистов областного филиала Региональной палаты предпринимателей, общая налоговая нагрузка с западноказахстанских предпринимателей в текущем году была снижена на 8, 4 млрд. тенге.

 

 

Exit mobile version