Известно, что драматический театр им. А.Н. Островского в Уральске расположен в историческом здании – оно изначально было построено именно для театра. Но и в стенах этого здания есть место, вобравшее всю его историю, памятные даты, события, лица и вехи. Это музей театра, который завораживает своими редкими коллекциями не только коллектив и поклонников театра – но и всех, кто любит и чтит историю родного города.
Галина САМОЙЛОВА
Хранитель
Хранитель театрального музея — деятель культуры РК, заведующий труппой драматического театра имени А.Н. Островского Илья Таранов. он относится к экспонатам музея с присущей ему скрупулезностью и вниманием и может рассказать о каждой экспозиции и каждом предмете, представленном здесь. Музей хранит не только знания о вехах, которые в тот или иной исторический период прошел театр, но и о людях, которые служили здесь, закладывали основы театральных традиций, оставили яркий след в истории города и театра.
Музей в театре существует относительно недавно, но в нем собрано много редких и ценных документов, экспонатов, реквизита и фотографий. Инициативу создания музея поддержал прежний директор театра Юрий Зеленцов, выделив для этого помещение.
«Музей получился небольшой, но очень емкий по содержанию. Здесь много фотографий, сохранены исторические рецензии на спектакли, реквизит, который делали известные мастера, как, например, Борис Петрович Гуськов, делавший уникальные вещи буквально из ничего, – рассказал Илья Георгиевич. – Это все нужно сохранять, чтобы люди видели, могли прикоснуться к истории. Хочется сберечь память, которую нам оставили, передать следующим поколениям, чтобы она не затерялась во времени. Без памяти невозможно. Тем более, это важно для такого театра, как наш, который открыл 162-й сезон. Далеко не каждый театр может этим похвастаться».
Большую часть архивных документов занимают фото спектаклей, которые были поставлены на сцене драмтеатра им. А.Н. Островского в разное время, сохранились портреты таких выдающихся деятелей, как Л. Протасов, Е. Володарская и других знаковых для театра людей.
«Леонид Протасов – легендарная личность нашего города. Он был и артистом театра Ф.А. Корша в Москве (Московский частный театр Корша – один из самых известных и популярных мест в Москве, просуществовавший до 1933 года – ред.), а его супруга Александра Соколова тоже работала в нашем театре — была антрепренёром. Период Протасова в театре меня всегда весьма интересовал, и когда мне в руки попадали программки, рецензии и другие документальные свидетельства того времени, я всегда переживал, как их сохранить. Если говорить о других личностях, оставивших яркий след в истории театра – это и заслуженный артист Казахской ССР Виктор Тихонович Попов, Григорий Ермолаевич Чумак. Люди старшего поколения их хорошо помнят, как помнят и впечатления от спектаклей с их участием, которые они смотрели», – говорит Илья Таранов.
Театральные раритеты
Самые ценные экспонаты, как отмечает хранитель музея, связаны с личностью Л.Н. Протасова. На посвященном ему стенде расположены редкие фотографии артиста, портреты в образах из спектаклей. Причем эти фото охватывающие период середины 30-х, начала 40-х годов, сохранились в единственном экземпляре. Есть и более старые снимки, которые в настоящее время содержать в музее нет возможности — для них нужны специальные условия, чтобы не повредилось состояние материалов.
Неплохо сохранились программки, некоторые ведут свое летоисчисление с 1924 года, есть даже программка, «приехавшая» из Московского театра, где служил Леонид Протасов. Еще один ценный документ на этом стенде — копия статьи из газеты «Приуралье», датируемая 1985 годом. Ценна она потому, что статья посвящена Александре Соколовой-Протасовой и была написана при ее жизни. Как рассказал Илья Георгиевич, это самая достоверная статья, все изложенные в ней факты правдивы, так как автор статьи лично встретился с Александрой Георгиевной и взял у нее интервью, которое оказалось единственным.
Историческую ценность имеют фотографии, пришедшие из краеведческого музея – дагерротипное изображение основателей и труппы театра, а также театрального здания дореволюционной эпохи (театр Макарова), вырезки из дореволюционных газет «Уральский листок», «Уралец», где публиковали объявления (сейчас это анонсы) спектаклей. Все эти документы датируются 1900-1910 годами.
«Будем их бережно хранить»
Изначально не было задачи создать в театре именно каноничный музей, со строгими ограждениями и табличками: «Не трогать руками — шедевр!». Поэтому музей театра им. А.Н. Островского одновременно напоминает и уютный литературный салон начала ХХ века, и декорацию для спектакля, которому еще только предстоит явить себя зрителю, и даже миниатюрный «театр в театре» из-за обилия здесь бутафорских изделий и театральных фото со спектаклей.
Как ни странно, но меньше всего, по словам Ильи Георгиевича, сохранилось фотографий именно из 90-х годов, хотя этот период гораздо ближе к нашему времени, чем, допустим, довоенные и послевоенные времена. Возможно, это потому, что тогда далеко не у всех была соответствующая техника для съемки, да и тяжело было сохранить какое-то наследие в то время, когда даже само существование объектов культуры было под большим вопросом.
Очень интересным экспонатом музея является карта, где отмечены все города, принимавшие труппу театра имени А.Н. Островского на гастроли. Как вспоминает Илья Георгиевич, в летний период гастроли театра могли занимать до 90 дней, артисты работали в лучших городах бывшего Советского Союза, и везде наш уральский театр встречали неизменным теплом и аплодисментами, а деятельность артистов неоднократно отмечалась благодарственными письмами и почетными грамотами на всесоюзном уровне. «Нередко бывает так, что жители города сами приносят нам какие-либо документы, фотографии, экспонаты, которые проливают свет на ранние годы существования театра, открывают факты, ранее неизвестные, – сказал Илья Таранов. – Мы все с большой благодарностью принимаем, потому что все это составляет историю театра. И я всегда говорил и не устану повторять – если у кого-то есть документы или фото, связанные с театром, мы с радостью и благодарностью примем их в наш музей. Мы будем их бережно хранить и передавать память дальше. За каждым экспонатом, документом, фотографией большая история – история театра и обязательно человека: режиссера, артиста, художника, театральных цехов. Удалось собрать некоторые материалы о служащих цехов – костюмерах, бутафорах и других, но объем работы в этом направлении предстоит еще большой».