…Помимо архивных материалов, имеющих отношение к истории театра, в экспонатах музея немало затейливых вещей, сделанных руками художников, бутафоров, которые служили или служат в театре имени А.Н. Островского. Один из таких экспонатов — портрет атамана Столыпина работы главного художника театра Максима Будаева. Причем этот портрет вовсе не выглядит трендовым новоделом, ему присущи, скорее, черты и манера живописи художников-портретистов прошлого – Ф. Рокотова, С. Щукина, В. Тропинина, О. Кипренского, К. Брюллова и других.
Да и сам Максим Будаев своим творчеством полностью оправдывает выражение о том, что талант не имеет возраста, ведь несмотря на свои достаточно молодые годы он успел потрудиться в качестве художника-постановщика над самыми кассовыми и любимыми зрителем спектаклями театра имени А.Н. Островского. В их числе и «Цианистый калий… с молоком или без?», и «Лес», и «Дядя Ваня», и премьерный спектакль «Вечно живые», и многие другие работы.
Присутствие портрета Столыпина в театральном музее неслучайно – ведь уральский театр появился в 1859 году именно по инициативе наказного атамана. Сам Столыпин был завсегдатаем спектаклей и даже в соавторстве с русским композитором А. Даргомыжским написал музыку к оперетте «Кетти и Бетти», которая была поставлена на сцене уральского театра в 60-х годах 19 века. Портретом атамана Столыпина, можно сказать, открывается галерея экспонатов театрального музея.
Настоящая история
Почетное место в музее театра занимают костюмы из спектаклей, сделанные руками мастериц пошивочного цеха. Выделяются царские одеяния из спектакля «Борис Годунов», шитье на мантии государя выглядит как настоящее золото, а головной убор с традиционной опушкой напоминает знаменитую шапку Мономаха.
Рядом с ним платье Марины Мнишек, которое полностью соответствует модному духу Смутного времени. Дело в том, что разработка костюмов для каждого спектакля, особенно исторического – процесс нелегкий и кропотливый, и в пошивочном цехе драматического театра имени А. Н. Островского подходят к этому с максимальной ответственностью и скрупулезностью. Соответствие исторической эпохе – одно из важнейших условий, которое нужно соблюсти. Немногие киностудии с большим бюджетом могут похвастаться той исторической достоверностью костюмов, которая есть в уральском театре. «У наших мастериц золотые руки, – говорит хранитель музея, заведующий труппой театра, деятель культуры РК Илья Таранов. – Каждая деталь изготавливается практически вручную и за каждым костюмом колоссальный труд».
В театральном музее сохранилась фотография бутафора Бориса Гуськова, который делал изумительные вещи для спектаклей. Некоторые из них также нашли свое заслуженное место в музее. Как, например, рог из сказки «Храбрый Кикила». Он не только выполнен в натуральную величину, но и все его детали – и переходы цвета, и отделка – как настоящие. Такой рог в нашу бытность можно встретить либо в исторических музеях (и тогда он непременно будет принадлежать какому-либо правителю древности), либо в кинематографе. «После сказки этот рог «играл» у нас и в других спектаклях. Сейчас он находится в музее — для истории театра это ценный реквизит, и его нужно сберечь», – замечает Илья Георгиевич.
Также в музее хранятся амфоры (сосуды, распространенные в древней Греции, древнем Риме и у народа этрусков), которые были сделаны мастерами бутафории в качестве реквизита для спектаклей. Однако по внешнему виду в амфорах опять же сложно заподозрить имитацию – настолько точны и форма, и роспись с использованием древнегреческих орнаментов и фигур атлетов, которыми обычно греки украшали свои сосуды. Пожалуй, только легкий вес выдает то, что амфоры сделаны не из глины, а, скорее всего, из папье-маше.
По словам Ильи Георгиевича, амфоры были изготовлены для спектакля «Эзоп», затем появлялись в постановке «Отравленная туника» и других спектаклях, так или иначе связанных с античной культурой.
От эпохи к эпохе
Бывает так, что реквизит передается не только из спектакля в спектакль, но и от эпохи к эпохе – настолько хорошо сохраняются вещи ручной работы, сделанные мастерами театра с душой и талантом. В музее театра есть фото, на котором артистка Римма Капитонова запечатлена с игрушечным пушистым котом из спектакля «Дорогая Памела» 1982 года. Этот кот до сих пор востребован на сцене, в наше время ему нашлось место в спектакле «Аленький цветочек» в качестве любимца Бабя Яги. Кота создал бутафор Борис Петрович Гуськов.
Но помимо реквизита, изготовленного в театре бутафорами и художниками, есть и настоящие исторические вещи. Например, патефон 50-х годов. Его, в основном, задействуют в спектаклях о советском времени, в частности, где сюжет связан с Великой Отечественной войной. Он «играл» в спектакле о войне «Летний вечер» режиссера Яна Панджариди. Несмотря на солидный возраст, патефон до сих пор в рабочем состоянии, это без сомнения один из примечательных и редких экспонатов музея театра.
Несомненного внимания в экспозиции театрального музея заслуживают афиши легендарных спектаклей из репертуара театра. Для того, чтобы разместить их в музее, даже создали специальную тумбу. Один из таких спектаклей – «Невеста из Имеретии», где сложился поистине звездный состав артистов. Главные роли в нем исполнили В.Я. Попов, Е.С. Володарская, В.З. Кирст и другие артисты, чьи имена золотыми буквами вписаны в летопись уральского театра имени А.Н. Островского. Как рассказал хранитель музея Илья Таранов, спектакль «Невеста из Имеретии» в исполнении труппы уральского театра с большим успехом шел в городе Орджоникидзе во время гастролей, а исполнительницу главной роли – Екатерину Семеновну Володарскую местные театралы готовы были буквально носить на руках. «У уральского зрителя популярностью пользовался спектакль «Леди Макбет Мценского уезда», поставленный в 1982 году. Ставил его режиссер из Ленинграда Соловьев. В спектакле играла народная артистка РК, легендарная личность Людмила Николаевна Ванюкова-Турпаян. Этот спектакль также символизирует важный период в историческом развитии нашего театра, – сказал Илья Георгиевич. – Яркий след в истории театра оставили и такие уральские авторы, как Владислав Митрофанович Ирхин. Сохранилась афиша со спектакля по его произведению «Это же наша земля, братцы…».
Режиссером спектакля выступил Ян Панджариди. Это было достаточно нашумевшее произведение, и спектакль на уральской сцене шел с успехом. Фотографии с этого спектакля в наш музей передала Инна Алексеевна Гудошникова, вдова поэта. Мы очень благодарны за это, и рады показать этот стенд с афишей и фото нашим посетителям, потому что люди должны знать наших местных драматургов, литературных деятелей. Ведь это не только история нашего театра, но и история города, нашего края.
Также на сцене нашего театра шли спектакли по произведениям Кадыра Мырза Али.
Лучше раз увидеть
У театрального музея есть и своя библиотека — зрители и почитатели нередко дарят любимому театру книги. Эти книги тоже становятся своего рода экспонатами, хранителями истории театра. В этом плане интересны книга «Время и люди» уральской писательницы, члена художественного совета театра Галины Гурьевой и произведения артиста, ведущего мастера сцены драмтеатра им.А.Н. Островского Владимира Кравцова. Мало кто знает, но Владимир Артемьевич вне своего театрального призвания является детским писателем и автором многих сказок и они с успехом ставятся на сцене театров многих городов Казахстана, и не только.
Заслуживает внимания стенд, посвященный артистам, приезжавшим на гастроли в уральский драмтеатр. Например, народный артист СССР Олег Стриженов играл в Уральске в спектакле «Без вины виноватые» по произведению А.Н. Островского в 1973 году. В Уральск артист приезжал вместе с супругой Любовью Стриженовой. На сцене театра играл и народный артист СССР Олег Табаков в 1982 году в спектакле «А поутру они проснулись». «Также к нам приезжали такие выдающиеся артисты, как Нина Ульяновна-Алисова, Цецилия Львовна Мансурова. Нину Алисову все помнят по старому фильму «Бесприданница», вышедшего в довоенное время. Мансурова – это уникальная личность, актриса Вахтанговского театра, – рассказал Илья Георгиевич. – Есть стенд, посвященный ветеранам театра, многих, к сожалению, уже нет в живых. Здесь можно увидеть портреты Е.С. Володарской, Л.Н. Ванюковой-Турпаян, Р.Е. Капитоновой, З.М. Акимовой, В.Т. Попова, Л.Н. Протасова, Строганова и других».
Не секрет, что многие из тех, кто служили в театре имени А.Н. Островского, прошли огненное горнило Великой Отечественной войны, были ветеранами. Это Антонина Ивановна Рудзик, заведовавшая пошивочным цехом театра, занимавший пост директора театра Анатолий Степанович Рудзик, Борис Петрович Кострыгин, Виталий Дмитриевич Скотарев. Их фото также бережно хранятся в музее театра на почетном месте.
Про музей драматического театра имени А.Н. Островского можно с уверенностью сказать: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». И это действительно так, потому что каждый экспонат заслуживает не только отдельного описания, но и того, чтобы его увидело как можно больше людей. Ведь у каждого предмета хранящегося в музее своя история, которая гармонично иллюстрирует 162-летнюю историю театра.
И, как знать, возможно, через десятки лет те фото, реквизит и афиши, которыми театр располагает в наше время, тоже станут музейными экспонатами для будущих поколений.