Газета «Надежда»

Взятки, угрозы и предложение выпить (РЕПОРТАЖ, ВИДЕО)

Корреспондент «Надежды» выясняла, почему для уральцев веселье важнее спасения от коронавируса
Акмарал ШАЯХМЕТОВА
А на душе празднично
Решив подготовить репортаж, мы надеялись на резонансный материал, с живым описанием того, как борцы с коронавирусом ловят гостей свадеб и юбилеев в ресторанах и кафе, нарушающих запреты карантинного режима. Но жизнь, как всегда внесла свои коррективы.
В субботу, в 12.00 часов дня 14 ноября мы отправились на рейд, но нас ждало разочарование. Проехав все банкетные залы от Меловых горок, через Сарытау, Казакаул и до Зачаганска, мы убедились: большинство ресторанов и банкетных залов закрыты — никаких признаков гуляний. А те рестораны, что были открыты, либо работали на доставку, либо готовили по госзаказу еду для полицейских и врачей – тех, кто занят работой на санитарных постах.
Наконец, спустя пару часов, в одном из коттеджей, расположенных в районе «Налоговой», было зафиксировано праздничное мероприятие — бесик- той. Организатор мероприятия, отец новорождённого малыша, в честь которого и был созван той, пытался заверить проверяющих: мероприятие согласовано с …горакиматом, а о новом Постановлении санврача он и понятия не имел. Тем не менее, два десятка человек, несмотря на их мольбы не мешать празднику, разогнали.
Надежда на красочный репортаж таяла в процессе объезда города и его окраин: рестораторы будто сговорились не нарушать карантин в этот день. Но на одном мероприятии нам все-же удалось побывать.

В жанре детектива
В микрорайоне «Северо-Востока» в ресторане «Айбат» свадьба была в полном разгаре. Как объяснили активисты мониторинговой группы, чтобы избежать разгона, народ в период карантина начинает праздновать те или иные события буквально с раннего утра — чтобы в полдень уже разойтись по домам, и не сталкиваться с курсирующими по городу проверяющими. Но и проверяющие свой график работы тут же поменяли, и теперь «игра в прятки» проходит в дневное время суток.
…Завидев мониторинговую группу и полицейских, работники «Айбата» заперлись внутри ресторана, заглушили музыку и наглухо закрыли окна. При этом из окон то и дело выглядывали нарядные гости – наблюдали за обстановкой у входа в заведение. Телефон хозяйки кафе нашли быстро – номер дал участковый. Но женщина тоже пыталась «забарикодироваться» — заверяла проверяющих, что впервые слышит, что в ее ресторане гуляют свадьбу. Предпринимательница, по ее словам, находилась за городом — в посёлке Жангала. И только после того, как члены мониторинговой группы пригрозили вызвать сотрудников ЧС и взломать дверь ресторана, женщина позвонив своим работникам, распорядилась открыть двери. В тот момент гости — примерно 60 человек, начали выбегать из ресторана, закрывая лица от видеокамер волонтеров.
Ни в этот день, ни в воскресение, мониторинговая группа не выявила других массовых мероприятий: их стало меньше. Руководитель мониторинговой группы, сотрудник горакимата Аслан Жармуханов считает этот показатель результатом их работы.

Праздник раз в жизни
Задача проверяющих – предотвратить скопление людей. Штрафовать организаторов и владельцев заведений – задача СЭС, объясняют мне члены мониторинговой группы.
«За последние четыре недели, количество массовых мероприятий – свадеб, поминок, юбилеев уменьшилось. В выходные конца октября – 24-25 октября, мы выявили 20 (!) массовых мероприятий, 31 октября-1 ноября – 14. 7-8 ноября их было уже пять. В эти выходные, 14 -15 ноября – всего два мероприятия. Тут дело не только в штрафах, а еще в том, что мониторинговая группа останавливает праздник, не дает гулянию продолжаться. Прервать массовое скопление народа – наша цель. В результате, у людей испорчен праздник, но они начинают понимать: не стоит затевать никаких гуляний и нарушать карантин», — говорит Аслан Жармуханов.

Мониторинговая группа проверяет торговые объекты, общественный транспорт — общественные места на предмет соблюдения карантирнных мер: санитайзеры, заполняемость, соблюдение масочного режима. В мониторинговую группу входят представители акиматов, сотрудники полиции и волонтеры. Наиболее оживленная работа – выявление массовых мероприятий — приходится быть и жесткими и уметь не поддаться на уловки гостей праздников.
«Остановить той или юбилей с первого раза почти невозможно. Завидев нас на пороге заведения, люди начинают делать все, чтобы праздник не прекращался. Одни начинают давить на жалость: «поймите, у нас единственный сын, не можем же мы отменить его свадьбу!». Или: «нашей бабушке – 70 лет, такое бывает раз в жизни…». Другие пытаются играть на схожестях: « Сен де казаксын гой, баурым, сенин уйинде де той болады гой, тусиншейши бизди» («Ты же сам казах, дружище, и у тебя дома бывают праздники, войди в наше положение»)», — рассказывает Аслан.
Нередко, проверяющих просят присоединиться к празднованию: предлагают выпить, покушать — сдружиться и продолжить праздник вместе. Другие грозят связями в среде депутатов или чиновников.
«Мнимые эти связи или реальные — нам все равно. Мы просто делаем свою работу и ничего не решаем по штрафам – просто фиксируем нарушение», — говорят проверяющие.
Манипуляции и уговоры – не единственный способ продолжать веселье. Гулять за забаррикадированными дверьми – уже распространенная практика, начало которой положил случай в ресторане «Каспий».
«Если ресторан изнутри запирают, мы звоним и объясняем: ждать будем хоть до утра. Сейчас можем принудительно взломать двери с помощью сотрудников ДЧС. Обычно это предупреждение срабатывает. А были случаи, когда нас «обводили вокруг пальца»: звонили изнутри ресторана на наши телефоны и сообщали, что в другом ресторане идет свадьба на 150 человек. Мы кидались туда и оказывались у действительно пустых помещений. Сейчас ездим на нескольких машинах — чтобы успевать везде», — рассказывая, Жармуханов шутит, что мог бы написать уже пособие по работе с нарушителями карантинных мер.
Например, на крыльце ресторана или банкетного зала устроители праздника ставят «информатора» — человека, который якобы убирается или что-то ремонтирует. Если, увидев проверяющих, он берет в руки телефон, то явно в ресторане что-то празднуют.
Уральцы любят погулять, и никакая угроза вируса и штрафы не пугают их. Но испорченный праздник и потраченные зря деньги оказываются жестким уроком.
«Я был в шоке, увидев какое количество банкетных залов и ресторанов работают в Уральске. 180 (!) объектов, где могут проводиться большие мероприятия, и это не считая лаундж-баров, кальянных, чайных и кофеен. Для маленького города – это многовато. А еще есть коттеджи, которые арендуются для проведения праздничных и поминальных мероприятий. Бизнесмены делают хорошую прибыль на любви людей к праздникам и штрафы в 650 тысяч тенге их не пугают. За один банкет они зарабатывают гораздо больше», — говорит Аслан Жармуханов.
Цена вопроса…
Тут я выяснила, как местные предприниматели уходят от крупных штрафов. Вот, например, одна схема. Составляется фиктивный договор аренды с администраторами ресторана и праздник организовывает уже не сам ресторатор, а его администратор — физическое лицо. А штраф за нарушение карантинного режима для физического лица – всего 83 тысячи тенге.
«Мы не знали, как с этим бороться, пока на помощь не пришла налоговая служба. Если администратор заведения проводит праздники и не зарегистрирован как предприниматель, то он занимается незаконной предпринимательской деятельностью. Мы сообщаем об этом в налоговую, а они штрафуютза незаконную предпринимательскую деятельность. С владельцами коттеджей сложней – доказать то, что они занимаются предпринимательской деятельностью – практически невозможно», — объяснил руководитель мониторинговой группы.
Способов, втайне провести мероприятия, как выяснилось, много. Некоторые из них выходят не только за грань Постановления санврача, но и за грань закона.
«Нам часто предлагают взятки. В основном, намеками: давайте, мол, мы заплатим штраф на месте, и вы уедете. Один раз мне предложили деньги в букмекерской конторе в районе СОШ№30. Хозяйка конторы сказала мне: «Дам тебе 300 тысяч тенге, а ты разрешишь нам работать дальше». Я объяснил об уголовной ответственности за дачу взятки, и она успокоилась. Однажды был случай в ресторане «Нават», когда взятку мне не предлагали, но в социальных сетях распространили дезинформацию, будто бы я вымогал деньги. пришлось подать в суд за клевету: доказательств было достаточно. Хватает одной видеозаписи с нагрудного жетона полицейского, который ездит с нами», — рассказал сотрудник горакимата.
Предложения о взятках – полбеды. Как говорят проверяющие, часто люди ведут себя агрессивно – кричат, шумят, угрожают. В кальянной «Манхэттен» друг владельца заведения залез в машину горакимата и отобрал телефон у волонтера, который снимал на видео рейд. Потом, извинился. Объяснил, что находился в шоковом состоянии.

…и безответственности
После свадьбы в ресторане «Айбат» в микрорайоне «Северо-Восток», мы продолжили рейд. В еще одном работающем ресторане – там готовили пищу по заказам на доставку, нас встретили шутками:
«О, пожаловали…! Разогнали в «Айбате» свадьбу и к нам пришли?».
Завершая рейд мы говорили о том, как изворотливы и хитры организаторы празднеств: они хорошо ориентируются в правилах, связанных с карантином, передают информацию друг другу. Но никого нельзя удержать от соблазна выставить праздничное фото в соцсетях. Правда, и тут с хитростью – все фото только постфактум.
Какие-то мероприятия ускользают от мониторинговой группы. Она может проверить одно заведение с утра, а сразу же после проверки там начинают празднование. В аккаунте того или иного ресторана в Инстаграм могут появляться фото с праздника, но доказать нарушение трудно. В ответ на вопросы говорят: фото архивное, сделано до карантина. Мероприятия сейчас проводят быстро – два-три часа. Рестораторы, просят приезжать гостей на такси, а возле входа ставят администратора, который паркует машины возле соседних объектов или домов, чтобы не вызывать лишних подозрений.
«Один раз вышел курьез. Мы выехали на рейд после работы — все были одеты в деловые костюмы и нас приняли за гостей, повели в ресторан. Мы молча прошли. При этом нам говорили: «не будем светиться, говорят, сюда едут из акимата». Зайдя в зал, мы объявили — праздник закончился», — рассказал Жармуханов.
На прошлой неделе Западно-Казахстанская область вошла в «красную зону» по распространению коронавируса. Это означает всплеск числа инфицированных граждан — 50 зараженных на 100 тысяч населения, с условием контактирования одного больного с более чем одним человеком. Ежедневно почти 40 человек заражаются COVID19. Среди тяжелых больных много пожилых людей, которые сегодня находятся в реанимации. У всех есть еще и сопутствующие заболевания. С 10 ноября ужесточены ограничительные меры – по выходным дням приостановлена работа общественного транспорта, заведений общепита, на въезде в город установлены санитарные посты.
Но работы у мониторинговой группы все еще хватает.
Exit mobile version