Вся «кухня» театра Островского: что скрыто от глаз зрителей, и почему нет онлайн-трансляций любимых спектаклей в соцсетях
Коронавирус, безусловно, заставил нас пересмотреть свои взгляды на общественный уклад, быт, профессиональную и творческую деятельность. Объекты образования, здравоохранения, культуры, общественного питания, оказания услуг населению – перешли на новый онлайн-формат работы в соответствии с эпидемиологическими нормами. Перемены не обошли и драматический театр имени А.Н. Островского в Уральске.
О том, как проходит взаимодействие театра и зрителей в условиях карантинных ограничений, какие новые формы работы тут появились «Н» рассказала главный администратор Мая Якшаинова.
Галина САМОЙЛОВА
Новая реальность – новый подход
— Мая Навиюловна, известно, что на плечи администратора театра возлагается огромный пласт обязанностей и каждодневных задач. Как эта работа влияет на интересы зрителя?
– Работа действительно объемная и важная. Начиная от организации зрителей, составления репертуара, плана работы, организации выездных спектаклей до расписания билетов для кассы и внештатных уполномоченных, а также благотворительных мероприятий. Все согласовывается с заведующим труппой, Ильей Георгиевичем Тарановым — чтобы организационные мероприятия не мешали репетициям наших артистов.
Например, на ниве благотворительности ведется большая работа. Мы часто посещаем психо-неврологический МСУ в поселке Круглоозерное, Центр оказания специальных социальных услуг «Шапағат» и другие учреждения для инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей. Это наш самый благодарный, неизбалованный зритель, который всегда нас ждет. К сожалению, из-за карантина в этом году многие запланированные мероприятия не состоялись, как не состоялись и гастроли в другие города.
Кроме того, главный администратор координирует работу кассира, контролеров зала, главного контролера, который встречает зрителей у входа в театр. Все они работают с людьми, а люди все разные, и каждому нужен индивидуальный подход, компетентное разъяснение на вопросы. Выстраивая так работу мы стараемся, чтобы ни один зритель не остался без внимания.
— После публикации Постановления главного санврача области, где прописан регламент работы объектов культуры, как изменилась Ваша профессиональная деятельность?
– Конечно, и в первую очередь, это касается соблюдения санитарных норм для служащих театра и наших зрителей. Сейчас при входе в театр обязательны бесконтактная термометрия, антисептическая обработка. К сожалению, не все с пониманием относятся к этим мерам, поэтому здесь важна работа с людьми. Просидев в самоизоляции почти полгода, мы рады снова вернуться в привычный ритм жизни, режим работы, встретиться со зрителями, хотя разрешена рассадка в зале не более 50 человек в шахматном порядке. Обращаемся к нашим зрителям с убедительной просьбой – отнестись ко всем этим мерам с пониманием, потому что это вопрос безопасности вашего здоровья.
Буквально недавно нам задавали вопрос: почему в Костанайском театре идут спектакли в вечернее время, а у нас только по выходным — с 15.00. Разъясняем: в каждом регионе деятельность организаций, в том числе и объектов культуры, регламентируется главным санитарным врачом, исходя из эпидемиологической ситуации. В настоящее время регламент работы нашего театра с 9.00 до 18.00 часов. Изменения этого регламента будут зависеть от дальнейшей эпидситуации.
— А как быть если зритель купил билет и тут объявили логдаун?
— Обеспечение билетами зрителей в текущей ситуации – для нас, пожалуй, самый актуальный вопрос. Нам часто задают вопросы по билетированию. Действительно, сейчас, когда есть угроза второй волны коронавируса, очень сложно спрогнозировать, как будет работать театр. Поэтому, для удобства наших зрителей, мы предоставляем сервис предварительного бронирования билета с последующим выкупом в день спектакля. Мы работаем для людей, для зрителей, даже в посткарантинных условиях стараемся создать максимально комфортные условия и надемся на ответное понимание со стороны гостей нашего театра. Забронировать билеты можно по телефонам 8 777 132 22 12, 503407, 505344. Хочется отметить, что даже если вам не досталось билетов на эту неделю, вы всегда можете забронировать место на следующий спектакль. Кроме того, мы принимаем на спектакли зрителей, которые приобрели билеты до карантина. Театр пообещал, что эти билеты будут действительны после возобновления работы, и театр держит слово. Мы просим только звонить по вопросу посещения спектаклей заранее — рассадить в зале больше 50 человек не имеем права.
По городам и весям
— В прошлом театральном сезоне по объективной причине были отменены гастроли театра. Как к этому отнеслись зрители других городов?
– Начнем с того, что решение всех вопросов, возникающих по гастролям, полностью ложатся на плечи главного администратора. Даты спектаклей, гастрольные месяцы – все это заблаговременно обсуждается с директорами театров в тех городах, куда мы едем гастролировать, приходим к компромису. Вопросы распространения афиш, билетов, обеспечение артистов жильем, расписание спектаклей, доставка контрамарок, бронь, заказ банеров и рекламы и даже организация подвоза зрителей к месту спектакля – это далеко не весь наш фронт работ. Благодаря заведующему труппой Илье Георгиевичу, все эти вопросы решаются быстро.
Очень благодарны нашим иногородним зрителям из Атырау и Актобе. Они всегда нас ждут и встречают с радостью. Когда в этом году гастроли из-за карантина не состоялись, многие зрители из других городов писали нам, спрашивали, можно ли приехать в Уральск и посетить наши спектакли. Конечно, мы всех будем рады видеть, но также просим соблюдать все санитарные меры.
В каждом городе есть ценители театра, истинные поклонники искусства Мельпомены. В прошлом году мы ездили в Актобе, там организовалась целая инициативная группа женщин-общественниц, которые любят театр. Они оказали нам неоценимую помощь в организации гастролей. Много также помогает Генеральное консульство РФ в Уральске. Особые слова благодарности хочется сказать вице-консулу Владимиру Александровичу Волкову. Он помогал организовать гастроли в Астане, ныне город Нур-Султан, в рамках «ЭКСПО-2017», в Актобе. В каждом городе есть этнокультурные центры, с которыми мы работаем через Генконсульство. В планах, даст Бог, закончится карантин, на будущий год поехать на гастроли в Атырау. Наших артистов все знают, ждут, встречают тепло, на спектаклях всегда аншлаги. Мы очень благодарны за такое душевное отношение к нашему театру.
– Какие спектакли планируете брать для показа в других городах после карантина?
– Обычно мы возим самые лучшие спектакли репертуара, особенно если они востребованы у уральского зрителя – детские и взрослые. Перевозим декорации, хотя это нелегко — они достаточно объемные. Показываем все только лучшее. Конечно, все после согласования с главным режиссером — Оксаной Михайловной Малуша, и с заведующим труппой Ильей Георгиевичем Тарановым. Перед началом карантина мы собирались в Индер со спектаклем «Проделки Ханумы», но эта поездка не состоялась из-за введения ограничительных мер. Чаще всего в гастролях участвует вся труппа. У нас нет таких спектаклей, чтоб было задействовано человек 5-7. И как мы показываем спектакли в Уральске — с полной самоотдачей для нашего зрителя, так же мы работаем и на гастролях в других городах. Есть и выездные варианты спектаклей — для них нашим художественным цехом готовятся менее объемные и более мобильные декорации.
– Если театр опять отправят на карантин, как будет организовываться работа со зрителем?
– Сложно это прогнозировать. У нас нет пока спонсоров и, следовательно, возможности организовать онлайн-трансляции наших спектаклей в социальных сетях. Как рассказывают коллеги из других театров, такая практика в сегодня есть. Хотя, для многих представителей старшего поколения это будет уже не театр в его истинном предназначении. Но, конечно, молодежь сейчас более привычна к цифровой реальности. Я сама склоняюсь к мнению, что театр – искусство живое, существующее здесь и сейчас, а не растиражированное на медианосителях. Спектакль-онлайн воспринимать трудно. В театре все по-другому – когда зритель в зале, он ощущает присутствие актеров, слышит их реплики, видит, как горят глаза тех, кто сейчас находится на сцене, он сам становится как будто бы действующим лицом, участником того, что происходит на сцене. Это важная составляющая любого спектакля. К сожалению, в онлайн-формате этот эффект полностью теряется. Цифровые средства не могут передать всю выразительность театрального искусства, его энергию. Когда у нас прошло открытие 162-го театрального сезона и был показан спектакль «Женитьба» по Н.В.Гоголю, мы получили после него шквал восторженных зрительских отзывов. Артисты играли увлеченно, на одном дыхании, смогли передать свои позитивные эмоции залу.
– Главный администратор ведет работу с меценатами?
– Да, и мы очень благодарны за поддержку. В первую очередь хочется поблагодарить тех спонсоров и меценатов, которые поддерживают нас много лет. И период карантина не стал исключением. Это КПО б.в., Группа компаний «Конденсат», АО «Талап», завод «Зенит», профсоюзы. Мы всегда тесно контактируем и не забываем друг друга. Очень благодарны за их помощь, в такое тяжелое время поддержка наших меценатов очень важна.
– Благодарю за беседу.