Газета «Надежда»

Тимур АЖГАЛИЕВ: «Инфицирование врачей вызвало острый кадровый голод»

Как в условиях строгого карантина пользоваться услугами поликлиник, как получить медпомощь на дому, почему «COVID 19» заражаются врачи и чем для нас показателен опыт Японии и Южной Кореи? На эти и другие вопросы «Н» ответил врач, получивший личный опыт заражения коронавирусом, директор поликлиники № 5, Тимур АЖГАЛИЕВ.

Алгоритмы поликлиник

— Тимур Рапхатович, ситуация с распространением коронавируса требует быстрого принятия мер по выявлению смертельно опасной инфекции. Какие симптомы должны послужить сигналом для обращения к врачу?
— Сегодня, когда все еще отмечается стремительный прирост новых случаев «COVID 19» и внебольничной пневмонии, а она нетипична в таких масштабах в этот период года, нужно любое проявление вирусной инфекции расценивать, как вероятный случай заражения коронавирусной инфекцией. Симптомы очень неспецифичны и их множество: повышение температуры тела, миалгия, кашель, нарушение вкуса и обоняния, диарея, общая слабость, повышенная потливость, чувство сдавления в грудной клетке, головная боль, першение в горле. Отдельно какой-то из симптомов или их сочетание может свидетельствовать о том, что человек заражен коронавирусом.

— В вашей поликлинике организовали работу с посетителями в условиях карантина. Сколько врачей ведут прием и как распределена нагрузка между ними?
— В мае, июне на прием в фильтр-кабинет, с 08.00 до 20.00 часов ежедневно обращалось по 60-80 человек. Прием вели в две смены по шесть часов, в состав каждой рабочей смены фильтра входили: один врач, одна медсестра, один медрегистратор и одна санитарка. Так мы работали до 8 июля. В первых числах июля количество посетителей, обращающихся на фильтр, резко возросло, увеличилось число вызовов на службу «103». Необходимо было принять эффективные меры по ухудшающейся ситуации и обсудить возможные пути решения, рисков внутри коллектива. Я в то время находился на больничном — лечился от коронавируса. Поэтому все вопросы с коллегами дистанционно обсудили. Сошлись на том, что необходимо увеличить площадь фильтра и количество врачей, задействованных на приеме.
Оценив кадровые ресурсы, на ежедневные приемы граждан определили шесть врачей — 3 врача до обеда, один врач выходит с 10:00 и график его приема наслаивается и на послеобеденное время, а два врача — с обеда и до вечера. Под площадь фильтра отвели весь первый и второй этажи второго корпуса поликлиники.

— Ситуация была сложная, и это, наверняка, отразилось на качестве обслуживания людей?
— Когда прием посетителей ведет один врач, а поток больных большой, то, безусловно, это неблагоприятно сказывается на качестве медицинской помощи: ведь он должен успеть принять всех посетителей. К тому же, не сложно понять чувства людей, которые, испытывая физическое недомогание, вынуждены просиживать очередь под солнцепеком. Но за счет увеличения количества врачей на приеме посетителей, увеличилось время продолжительности консультации, следовательно, повысилось качество медицинского обслуживания. Таким образом, с 8 июля фильтр нашей поликлиники в среднем обслуживает по 200-240 посетителей.
К сожалению, по объективным причинам, могут быть сбои в работе фильтра. Врачи — тоже люди, и, учитывая сегодняшнюю неблагоприятную эпидемиологическую ситуацию в регионе, нужно помнить, что работники медицинских организаций, врачи, находятся в группе риска — им приходиться ежедневно контактировать с больными, среди которых, есть инфицированные «COVID-19». А на здоровье врачей оказывает влияние и длительная работа в средствах индивидуальной защиты. Особенно в жару.

Кадровый голод
— А как сегодня врачи работают по вызовам?
— У нас есть две врачебные бригады, которые выезжают по адресам. Работают они по утвержденному графику и по количеству заявок на осмотр. Одна врачебная бригада выезжает к пациентам с признаками ОРВИ, когда ввиду объективных обстоятельств человек не может посетить фильтр – чаще это лица старше 70 лет, инвалиды 1 группы и пациенты в тяжелом состоянии. Вторая бригада выезжает к пациентам с подтвержденным «COVID-19» — для первичного осмотра и определения показаний для госпитализации в инфекционный стационар. Работа с остальными группами пациентов, в том числе страдающими хроническими заболеваниями, построена по принципу дистанционных консультаций.

— Хватает ли Вашему коллективу средств индивидуальной защиты?
— Пока мы не испытываем дефицита. Есть отдельные позиции, которые быстрее заканчиваются, например, маски высокой степени защиты. Самих противочумных костюмов при таком объеме работы хватит, по нашим прогнозам, на 35 рабочих дней. Но я абсолютно убежден, что в этом вопросе надо думать с позиции самых отрицательных прогнозов. Например, что такой режим работы продлится до конца года, и готовиться к этому.

— Недавно в интервью руководитель областного управления здравоохранения Болатбек Каюпов сказал, что из-за высокого уровня заболеваемости среди медработников, в поликлиниках и больницах работает всего 50-60 % персонала. В Вашей поликлинике такая же картина?
— Конечно, процент инфицированных медицинских работников во всех медорганизациях области значителен, и это вызывает «кадровый голод». В нашей поликлинике с подтвержденным «COVID-19» зарегистрировано 19 сотрудников. У другой части была клиника, но мазок был отрицательный. Не исключаю, что есть и бессимптомные вирусоносители. В частности, Центр семейного здоровья № 2 сейчас испытывает сложности в этом вопросе, и нет ресурсов, чтобы перекрыть дефицит кадров.
Мы придерживались принципа максимального охвата карантинизацией контактных медработников. Это не радовало наших пациентов, ведь мы закрывались на карантин, но данная мера позволила сохранить боеспособную часть персонала, которая сейчас работает в условиях массового обращения людей с клиникой, не исключающей «COVID-19».

Как заражаются врачи
— В чем причина инфицирования врачей, медработников: в недостаточном обеспечении средствами защиты или несоблюдении саннорм?
— На мой взгляд, ситуация не связана исключительно с одной конкретной причиной. Факторов много. Большой наплыв пациентов формирует высокую вирусную нагрузку на персонал, тем самым увеличивая шансы заразиться. Дефицит каких-либо элементов средств индивидуальной защиты тоже является серьезным фактором риска. Есть часть медиков, которые имели источник заражения вне рабочего места. Мы ведь, как и все, совершаем покупки в магазинах, пользуемся общественным транспортом. А с учетом того, что население в большинстве своем не соблюдает меры безопасности, то и эти ежедневные процедуры также могут быть источником заражения.
Я сам переболел коронавирусной инфекцией, и в своем конкретном случае, думаю, что заразился от пациента. Мужчина отказывался надевать маску при посещении поликлиники, ругался на персонал, вел себя крайне агрессивно, подвергая опасности, как персонал, так и других пациентов. Далее он решил доказать свою правоту у меня в кабинете, пришел с жалобой ко мне. Маски на нем не было. Довольно-таки долго он пробыл в моем кабинете, и хотя я был в маске, спустя неделю, когда диагноз на «COVID-19» у этого мужчины подтвердился, инфекцию обнаружили и у меня. Конечно, относительно заражения именно от этого пациента, это мое предположение. Тот человек прошел стационарное лечение, выписан — сегодня состояние его здоровья в норме. Думаю, маску он теперь будет надевать. Людям свойственно учиться на своих ошибках.

— Люди могут сегодня пройти обследование в поликлинике с помощью рентгена?
— Для этого пациенту необходимо обратиться на фильтр. Если после осмотра и консультации врач решит, что есть показания для проведения этого вида исследования, то пациента направят на рентгенографию органов грудной клетки. С учетом острой потребности именно в данном методе исследования, мы выделили отдельное время — с 8:00 до 14:00, с понедельника по субботу включительно. За этот промежуток времени мы ежедневно обследуем 60-70 человек.

— Хотели бы Вы что-то сказать горожанам от имени медицинского сообщества?
— В адрес медицинских организаций высказывается сейчас много критики. Я положительно отношусь к замечаниям, если они объективны. Предложения пациентов по организационным моментам работы поликлиник для нас ценны. Хочу извиниться перед пациентами с хроническими заболеваниями. Сегодня, когда все усилия системы здравоохранения направлены на борьбу с коронавирусом, эти люди, к сожалению, не могут получать необходимое обследование и лечение. Мы вынуждены придерживаться этой меры до стабилизации эпидемиологической ситуации.
Что касается врачей. В силу своей работы люди в белых халатах и их помощники вынуждены контактировать с больными, среди которых есть и носители смертельно-опасной инфекции. Нужно понимать, какому риску врачи подвергают не только себя, но и членов своей семьи. Скажу больше, есть случаи, когда наши коллеги, в заботе о здоровье своих родных и близких, предпочли взять отпуск без содержания и сидеть дома. Осуждать их за это будет неправильно. Поэтому прошу земляков отнестись с пониманием к труду медработников, они работают в условиях смертельной опасности.
Хотел бы сказать и о превентивных мерах безопасности – о соблюдении каждым из нас личной гигиены: ношение масок в общественных местах, соблюдение социальной дистанции. В этом плане очень показателен опыт Японии и Южной Кореи, где для профилактики распространения коронавируса, руководство этих стран не вводило строгих карантинных мер. Низкий уровень заболеваемости и летальных исходов в этих азиатских странах – результат высокого уровня ответственности их граждан.

Exit mobile version