Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
18 C
Уральск
15 C
Аксай
Еще

    Законодатель театральной моды

    В театре, помимо парадного фойе и буфета, зрительного зала и сцены, костюмерных и гримуборных, есть множество «тайных» комнат, скрытых от взора зрителей. Ведь театр – это маленькая модель государства, со своей иерархией, правилами, и, что очень ценно, имеющая собственные производственные цеха и мастерские. Каждый цех таит в себе множество тайн и историй, они пропитаны театральным духом, в них своя особая аура и атмосфера, а главное, — душа. «Душой пошивочного цеха» стала на долгие годы Вера Николаевна Могилёва, отметившая на днях свой 60-ый юбилей.

    Пришла, чтобы остаться
    Молоденькая Вера, в девичестве Деменкова, окончила техническое училище № 25, получив специальность «закройщицы», по окончанию которого устроилась на фабрику индивидуального пошива и ремонта одежды ателье № 1 закройщицей комсомольской молодёжной бригады. А в 1981 году, узнав о том, что в театре есть вакансия и требуется специалист, заняла сразу должность заведующей костюмерно-пошивочного цеха, сменив на этом посту Людмилу Буклешову. Приняла в свои руки «богатый» фонд театра: хитоны богов, наряды королей, платья императриц, а попросту, — «склад» с театральными костюмами. И стала во главе «пошивки», «швейки», как мы по-доброму позволяем себе называть этот волшебный цех.
    Конечно, специфика работы в театре была несколько иной, отличающейся от пошива «бытовых» и «модельных» фасонов, которые носят в жизни. Театральные постановки охватывают, как говорится, все времена и эпохи: тут тебе и исторический костюм, и национальный, и даже самый фантастический и сказочный. Придя в театр, нужно было заболеть им, захотеть стать частью творческого организма, а главное — полюбить это дело, стать со-творцом. Профессии театрального портного не учат, как и многим другим специальностям, их передают из рук в руки, получают от мастера к мастеру.
    Вере Николаевне повезло, она пришла в «золотой период театра», в то время, когда рядом творила целая плеяда художников, непосредственно работавших со швеями, и мастериц, кто трудился в царстве «ниток и иголок», делясь своим опытом с новичком.

    «В театре сложно, но зато уж в ТЕАТРЕ!»
    Главным художником был заслуженный работник культуры КазССР Борис Дубовиченко, рядом с ним творил Виктор Зубарев, на постановки приезжал известный ленинградский сценограф Геннадий Лавренюк и художник-постановщик Светлана Быстрова, работал художник Александр Канунников и многие другие. Пошивочный цех, состоял из людей, знающих своё дело: Антонина Ивановна (жена директора театра, фронтовика Анатолия Степановича Рудзика, служившего в театре до прихода Могилёвой,- прим. авт.), Галина Петровна Щёлокова, Вера Игнатьевна Локтева. Все они стали её «университетами», передавшими свои знания и опыт, научившими всем тонкостям искусства кройки и шитья сценического костюма, без книг и лекций, на деле, доверив исполнение замыслов художников и режиссёров.
    Первым её спектаклем стал знаменитый «Дядя Ваня» А.П.Чехова в постановке Я.Панджариди и в сценографии Б.Дубовиченко. И по прекрасной театральной традиции, режиссёр подписывает к премьере программку спектакля, не только артистам, но и всем причастным к созданию и его выпуску. Вот те первые слова, посвящённые лично ей: «Поздравляю Вас с Вашей первой премьерой! В театре сложно, но зато уж в ТЕАТРЕ! Всех Вам, Вера, благ! Спасибо за работу!». Стоит предположить, с этих слов, началась история её длительных взаимоотношений с театром, с художниками, режиссёрами, актёрами, людьми творческими и нестандартно мыслящими, а рядом с такими личностями либо соответствовать, либо… И Вера Николаевна не только соответствовала, но и выросла в большого мастера и художника.

    «…Эти волшебные ручки»
    У Веры Николаевны за вот уже почти 40 лет работы в театре осталось в памяти множество громких театральных премьер и событий, спектаклей и актёрских образов, она помнит каждый костюм. Зайдя на склад, может совершить экскурс в историю создания каждого костюма: она способна часами рассказывать, на кого был сшит определённый костюм, вспомнить какие-то детали работы над спектаклем и проч. Она бережно хранит все эскизы костюмов, все театральные программы, посвящённые лично ей. Процитирую слова благодарности режиссёров, чтобы читатель понимал уникальность всеми любимой и дорогой Веры Николаевны через слова благодарности разных режиссёров:
    «Милая Верочка! Спасибо Вам за костюмы! Очень многое Вы сделали для успеха нашего спектакля, и он есть – Успех!» (А.Урбанович – «Воспоминание» А.Арбузова).
    «Ласковая Вы моя, Вера Николаевна! Это неправда, что чудес не бывает. Такое огромное количество красивых костюмов и за такой короткий срок… Ну, разве это не чудо! Целую Ваши руки!» (Ю.Ковалёв – «Хрустальный башмачок» Т.Габбе).
    «Как я люблю и уважаю эти волшебные ручки, что из старушек могут сделать девушек! А из девушек- старушек!» (О.Малуша – «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н.Островского).

    Уникальная, единственная, эксклюзивная…Наша!
    В большинстве театров современности существует должность «художника по костюмам» — та специфическая профессия, которую Вера Николаевна осваивала на ощупь, вслепую, методом проб и ошибок, делая собственные шаги в мир неизведанного, изучая множество книг по историческому костюму. Это сейчас, пройдя такой длинный путь в творчестве, она вправе сама давать бесценные уроки и мастер-классы, может обучать: наставляя, делясь тайнами профессии и раздавая советы молодым. Она стала редким, уникальным специалистом, и не побоюсь этих слов, эксклюзивным, «штучным» мастером (если это понятие применительно к профессионалу такого уровня) не только в Уральске, но и во всем театральном пространстве Казахстана. Можно научиться шить хорошо, но в театре важно ещё и внутреннее портновское чутьё… Так вот оно у Могилёвой безупречное.
    Она знает не только об особенностях тканей, специфике кроя, но самое важное в данном случае, она «видит» каждого артиста индивидуально, прорабатывая каждый его образ, исходя из его психофизических и физических возможностей. Понимает, что костюм- «вторая кожа» для актёров, он на сцене должен «работать» на персонажа. А главное, видит не сам по себе костюм и артиста в нём, а костюм в контексте художественного оформления спектакля. Порой вблизи наряд может быть хорош, а на сцене теряется, и бывает наоборот. Все эти тонкости Вера Николаевна знает и просчитывает наперед, ставя «верный акцент», словно хороший терапевт.
    Главный режиссёр театра Оксана Малуша с радостью дала прекрасную характеристику нашей героине:
    «Такие люди — сокровище, клад! Мы не устаём признаваться ей в любви, каждую премьеру, каждый день! Безупречный вкус Веры Николаевны, мастерское, отношение к делу – вызывают восхищение и священный трепет перед ней. Я всегда переживаю – дотянет ли качество спектакля до качества костюмов из-под её волшебных рук! Кроме зрителя, её работа делает абсолютно счастливыми и артистов, и режиссёров. Это уровень, художественный уровень театра. Когда возникает замысел спектакля, то первым делом идёшь к ней с режиссёрскими излияниями и, проницательная Вера Николаевна, сразу ставит оценку — готов режиссёр или нет, видит свой будущий спектакль или нет. В случае, когда режиссёр знает, чего хочет, она тоже увлекается и начинается чудо сотворения театрального костюма. И актриса (актёр) не может уже играть в нём бездарно (за 26 лет нашего знакомства проверено). А ведь она никогда не гонится за признанием, похвалой, всегда смущается даже от слов благодарности, бывает и плачет от обиды (такое бывает, к нашему сожалению, в её жизни)».
    Как-то режиссёр А.Таиров сказал: «Костюм – это вторая оболочка актёра, это нечто неотделимое от его существования, это видимая личина его сценического образа, которая должна так целостно сливаться с ним, чтобы стать неотторжимой». Для нашего театра Вера Николаевна гораздо больше, чем просто швея и закройщица, она художник- конструктор, художник- модельер, творец и волшебник.

    P.S. Признаться честно, наша героиня и не подозревает о выходе этой статьи. Она скромна, а на всяческие уговоры об интервью, отвечает либо отказом, либо отшучивается. Говорит: и помимо нее, есть о ком писать в театре. Примите, дорогая Вера Николаевна, это как дань и преклонение перед Вашим талантом!


     

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    Пострадавшие от паводков могут подать заявку на получение помощи через приложение eGov Mobile

    По словам руководителя управления цифровых технологий ЗКО Нурсултана Нурлана,...

    Квартирный вопрос одиноких матерей

    В мире неуклонно растет количество женщин, воспитывающих детей самостоятельно....

    Рекомендуем

    Казахстанский бадминтонист примет участие в Олимпийских играх

    Дмитрий Панарин отыграл 27 турниров и набрал необходимое количество...

    В Уральске, Атырау и Костанае запущены онлайн-трансляции противопаводковых мероприятий

    Как проходят противопаводковые работы можно посмотреть онлайн на сайте...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл