Газета «Надежда»

Марченко: «Не знаю, что принимал (какое успокоительное — ред.) министр экономики, когда говорил — коронавирус на экономику не повлиял»

Авторитетный  финансист рассказал про ошибки, которые могут быть страшнее преступления, неясность с нефтью, про Китай и ложную надежду  

Финансист, банкир, экономист, в прошлом дважды председатель Нацбанка Казахстана, Григорий Марченко дал видеоинтервью российскому YouTube-каналу «Экономика. Верным курсом». Сайт  inbusiness.kz предлагает самые интересные цитаты из интервью.

Мы летим по трем параметрам. Первое – не кончилось воздействие эпидемии коронавируса. Тут как эпидемия воздействует на экономику, так и наша реакция на эпидемию воздействует на экономику. Единство и борьба противоречий влекут нас непонятно куда. К этому еще добавляется не всегда адекватная реакция властей, как и на собственно эпидемию, так и на принятие мер, необходимых для поддержки экономики. Третье – это неясность на рынке нефти. Цены на нефть имеют очень большое значение. Поскольку по всем трем пунктам ясности нет, и мы еще не вышли из этих трех ситуаций, трудно давать оценки.

Про ВВП и пособия. Правительство выделяет пособия более чем 4 млн человек, которые вынужденно сидят без работы. Если 4 млн человек месяц не работают, то на валовом внутреннем продукте это обязательно скажется.

Про пик коронавируса. Если трезво посмотреть на статистику, то пик по новым заболевшим по всему миру был 9 апреля, а по приросту умерших – 15 апреля. Мир прошел пик, но в разных странах это происходит по-разному. Все помнят, как в феврале всех пугали три страны: Китай, Южная Корея и Иран. Сейчас в Иране выздоровело 80%, в Южной Корее – 83%, а в Китае более 93%. В Германии, которая была одной из проблемных стран, выздоровело уже 60%. В Швейцарии и в Австрии – более 70%, в Исландии – более 80%, в Финляндии почти половина.

Про неточные тесты. Многие люди утверждают, что они перенесли коронавирус или что-то очень похожее еще в январе или в феврале. Таких людей во всех странах много. Большинство специалистов говорят, что тесты на антитела пока не очень точные. Всем странам нужны точные тесты. Нужно понять, если эпидемия началась в январе, то в начале мая она должна закончиться. Если понимаем, что эпидемия кончается, главное – перестать бояться. Страх – это животное чувство, которое подавляет у людей способность размышлять рационально. Если эпидемия пришла в Казахстан в середине марта, как говорят официальные власти, тогда она продлится еще месяц.

 Про нестрашную статистику. Если посмотреть на статистику, то понятно, что на самом деле ничего страшного не происходит. В Италии за I квартал этого года умерло столько же людей, сколько за I квартал прошлого и позапрошлого года. А вот в 2017 году умерло на 20% больше, потому что была серьезная эпидемия обычного гриппа. Но люди, которые смотрят видеоряд про то, как военные вывозят гробы в Италии, теряют способность рассуждать. В Швейцарии людей, заболевших коронавирусом, существенно больше, чем в Италии. А умерших от коронавируса – в три раза меньше. Там не получилось ввести карантинные меры.

Про дачников, которых жалко. Больше всего жалко дачников. Какие могут быть проблемы с заражением, если дачник на своей машине мирно едет на свой собственный участок? Там он проведет свои весенние полевые работы и также на своей машине вернется домой. Дачники никого не заразят. При этом если они весенние работы не проведут, то осенью никаких овощей не вырастет… Людей, которые живут с маленькими детьми в многоэтажном доме, можно только пожалеть. Я считаю, что ограничения нужно ослабить.

Единственная стратегия – это естественная иммунизация. 60% населения должны переболеть. 80% населения переносят бессимптомно или легко. Другого выхода нет. Тем более что мы все понимаем, что в ноябре придет новая волна коронавируса… Коронавирус, как обычный грипп и другие инфекционные заболевания, с нами надолго, если не навсегда.

Про жизнь и деньги. Методологически неправильно сравнивать жизни и доллары. Правильно сравнивать жизни и жизни. С одной стороны, если мы вводим карантин и самоизоляцию, мы спасем 5 тыс. стариков, 3 тыс. диабетиков и 2 тыс. других людей с хроническими болезнями. С другой стороны, сколько людей за месяц или полтора месяца карантина дополнительно умрет от алкоголизма? От бытового насилия? По данным ООН, во всех странах резко выросло бытовое насилие. Люди месяц сидят дома и не могут выйти на улицу, у некоторых нет доходов – у нас и у вас 60% населения не имеют сбережений и живут от зарплаты до зарплаты. Это серьезная проблема! Сколько людей покончат жизнь самоубийством? Сколько людей с другими заболеваниями не получат квалифицированной медицинской помощи?.. За 42 дня в Казахстане умерли по разным причинам 21 тысяча человек, из них 25 человек – от коронавируса. Это 0,12% от общего количества смертности в Казахстане. Понятно, что каждая смерть – трагедия, но статистика – вещь упрямая: у нас 4 млн человек сидит без работы. Если проводить честный анализ жизни против жизни, то он будет не в пользу карантина. Мы потеряем больше. Каким выйдет наш народ из этого карантина?… Психопаты с чистыми руками и без денег?

Про ВОЗ и панику. Все руководство ВОЗ в 2003 году после пандемии атипичной пневмонии было уволено за то, что они раздували. Я очень надеюсь, что это руководство тоже будет уволено.

Про разные пути реагирования. Нельзя всем реагировать одинаково, потому что мы все можем ошибаться. Стадное поведение – оно далеко не всегда приводит к хорошим результатам. Швеция и Беларусь и частично Швейцария и Нидерланды проводят на себе эксперименты по естественной иммунизации. Мы все должны сказать им спасибо, даже если они не правы. Разные пути реагирования – это в любом случае плюс… Считаю, единственный правильный способ – это идти по пути естественной иммунизации. Наша главная задача – проанализировать опыт разных стран, которые по-разному выходят из ситуации, и учиться у тех, у кого это получилось хорошо.

Китайцы – молодцы, потому что вначале они выдержали, как над ними издевались. В конце января и в феврале было очень много злорадства и негатива в адрес Китая. Теперь, когда китайцы оказывают помощь и оборудованием, и методологически, контекст сильно поменялся.

Про тех, кто обвалил нефть. У нас любят цитировать Талейрана, когда он сказал, что это не преступление, это хуже – это ошибка. Когда ОПЕК+ и Россия решили нанести удар по американской сланцевой нефти, чтобы закрылись американские производители нефти, не был учтен один очень серьезный фактор. В отличие от России и Саудовской Аравии, американцы печатают резервную валюту. Они могут напечатать столько миллиардов, сколько нужно, что они сейчас и делают. Поэтому те люди, которые это решение принимали, они, возможно, разбираются в производстве и переработке нефти, но они не понимали вот этого аспекта, и в результате попали все.

Про экологию. Мы все понимаем, что так дальше нельзя. Нужно сокращать выбросы. В Алматы уже фазаны по улицам ходят, не в центре, а на окраинах. В Барселоне кабаны ходят в центре города и дельфины плавают прямо на набережной между яхт. Выводы надо делать.

 Источник:  inbusiness.kz

Интервью можно посмотреть по ссылкам:

https://www.youtube.com/channel/UC0OytamlH2cmX7P-Opp5vyw

https://youtu.be/9TtadFC2jTA

Exit mobile version