Газета «Надежда»

Особенности национального хоккея на льду

Почему уральские спортсмены редко принимают гостей на новом искусственном катке?

Корреспондент «Н» решила прокатиться по льду стадиона «Юность», а заодно выяснить: почему в городе так много разговоров о неработающем искусственном катке итальяно-немецкого качества, в который вбухали более полумиллиарда тенге?

Инга КРАВЦОВА

Такой был подарок!
Строительство катка с искусственным льдом завершилось в Уральске в эти дни — ровно два года назад. Ледовую площадку называли давней мечтой местных хоккеистов — спортсмены теперь могли тренироваться на льду почти полгода и проводить соревнования международного уровня. Наличие открытого искусственного поля давало и возможность играть в суперлиге. Все удовольствие стоило 580 млн тенге. Деньги дала КПО б. в. – в рамках программы финансирования социальных объектов, которые потом, согласно ОСРП (окончательное соглашение о разделе продукции – авт.), Казахстан компенсирует иностранным инвесторам сырьем. 27 января 2018 года, для хоккеистов области в тестовом режиме провели первый прокат на новом льду.
Официально сообщалось: на объекте завершены пуско-наладочные работы холодильного оборудования, установка системы водоподготовки, выполнены работы по разметке ледового поля и произведена заливка завершающего слоя льда. По проекту также были приобретены современная техника для чистки и подготовки льда и снегоуборочная машина.
Ледовый каток «Юность» называли уникальным и вторым в Казахстане после Медео — на льду можно было кататься при температуре +10 градусов. Но вскоре среди спортсменов стали ходить разговоры, что искусственный лед «Юности» дает сбои – то ли подземное холодильное оборудование не так настроили, то ли сэкономили на чем-то. А тут еще и конфуз случился. В разгар Чемпионата России между уральским «Акжайиком» и оренбургским «Локомотивом» случилась оттепель, и лед растаял. Завершить соревнования на искусственном катке не получилось. Ситуация за эти два года сильно не изменилась, а про искусственный лед все, кто так или иначе связан со стадионом Юность, говорят неохотно.

Зачем зимой холодильники?
В поисках ответа на вопрос: что же происходит с нашумевшим искусственным катком, я отправилась на стадион «Юность», а там обратилась за комментарием к исполнительному директору спортивного клуба «Акжайык» Мерею Канибетову.
«Недавно наши спортсмены участвовали в открытом Чемпионате России Высшей лиги, так как своих чемпионатов у нас нет, как и своей лиги. Но наш лед в идеальном состоянии. Вы видите…».
На мой непрофессиональный взгляд лед действительно был в идеальном состоянии. По крайней мере, ровный, прозрачный, не как во время массовых катаний, когда по нему проехалось человек двести.
— А у вас оборудование какое, и есть ли неполадки с ним? — осторожно спрашиваю собеседника.
Мне объясняют: лед формируется ледозаливочной машиной EV-O2. Оборудование это итальянское — как в Ледовом Дворце, только побольше размером. Затем УАЗиком «развозят» борты катка. А сам лед – обычный: заливается водой, затем выравнивается.
«Во время морозов лед обычный, естественный. Все оборудование отключено в целях экономии электроэнергии. Хотя оно и не так много потребляет, но все же экономия», — говорит Канибетов.
Выясняю дальше. Оказывается под землей искусственный каток «леденит» немецкое оборудование. Работает оно просто — по принципу морозильной камеры: как домашний холодильник.
«Если честно, прошлой осенью была проблема с чиллерами — этими холодильными машинами. Но мы пригласили подрядчика, который их устанавливал во время строительства, и они все наладили», — признает мой собеседник .
Строили искусственный каток подрядные организации ТОО «Марасант» и ТОО «Бірлік».
«Мы не принимали работы. Не управление (спорта – авт.) принимало. Они построили и передали в собственность управления спорта. К финансовой стороне дела, как и к технической, мы тоже не имеем отношения, так как это соцобъект. Строили-то по социальной программе», — уточняет директор клуба.

Качество – 10 лет без перебоев
А я, слушая своих спикеров, мучилась вопросом — про оборудование это дорогущее. Опять допытываюсь — уже у других работников стадиона:
— Вы когда отключаете всю эту систему, не может ли это стать причиной разморозки или повреждения оборудования?
— Да нет! Там трубы не железные — пластиковые и глюколь. Это такой же холодильник, морозилка, только огромная и под землей. Лед может морозить при температуре + 10 градусов. То есть до начала марта функционировать может эта система, начиная с ноября. Только в этом году была проблема по осени. Устранили ее, насколько я знаю, ТОО «Марасант», к которому мы обращались в письме за устранением неполадок, приглашали из России бригаду. Местные компании не смогут это оборудование настроить. Оно немецкое», — ответили сотрудники стадиона.


— А на сколько лет рассчитано это оборудование?
— Оборудование должно 10 лет без проблем работать при правильной эксплуатации. Можем проводить и международные соревнования. Если помните, в 1998 году к нам приезжали финны и шведы, так вот и сейчас можем принять. В нашей области хоккей с мячом на льду — это традиционный вид спорта. Казахстанская сборная на 80-90% состоит из спортсменов ЗКО! Недавно наши ездили на чемпионат мира U19 – это юноши до 19 лет, заняли четвертое место, — поддержал разговор Мерей Канибетов.
Что могут соревнования принимать – хорошо, но тут другой вопрос возникает. Раз трубы прокладывали под землей, значит, котлован большой рыли? Но на этом месте прежде кладбище было. Нужно и в этом вопросе точку поставить: сколько уже горожане возмущаются – мол, по костям катаются, резвятся!
— Что касается этих проблем во время строительства, то я не в курсе. Тогда был другой директор стадиона. Но насколько я знаю, полицию пришлось все-таки вызывать», — осторожно ответил на этот вопрос Канибетов.
Некоторые подробности этой части истории искусственного катка я выяснила у болельщиков и свидетелей стройки.

Останки перезахоронили?
А у них, как оказалось, мнение полностью противоположное. Есть претензии по поводу частенько не работающего электронного табло и к стилистическим ошибкам в объявлениях на нем во время массовых катаний. Но больше всего возмущался народ неработающими холодильными установками искусственного катка.
«Ведь когда они работают, то их слышно: ближе к Никольской церкви они установлены. А там подходишь — всегда тишина. Хотя мы и не специалисты, но считаем — они должны шуметь. Лед держится за счет погоды: чуть оттепель и растаял. Прошлой зимой последнее мероприятие 6 марта провели — и все на этом. А предполагалось, что лед будет с октября по апрель стоять», — с удовольствием высказывались уральцы.

Строительство искусственого катка завершилось в феврале 2018 году и обошлось в 580 млн тенге.

Информацию удалось получить и от людей, которые непосредственно присутствовали при проведении строительных работ.
— Кабель сгорел перед Новым годом, отремонтировали…
— А когда котлован рыли, правда, что человеческие кости находили? — пытаюсь уточнить я.
— Да, было такое дело. Приезжала женщина-корреспондент, снимала все на видео. Хотя везде вывесили объявления: «Съемка запрещена!». Куда девали останки — не знаем. Выкапывали и отдельно складывали в коробку. Полиция была, батюшки приходили…

Бюро «на конек» не вставало
В управление физической культуры и спорта по ЗКО разговор состоялся с заместителем руководителя Женисом Нигметуллиным. Работает он тут с 27 ноября 2017 года.
«Строительство катка началось до меня. Заказчик — КПО. Этот объект принимали через управление финансов. К финансовой части управление физической культуры и спорта не имеет отношения. Деньги инвестора — не бюджетные. Поэтому ответов на вопросы: кто, сколько, куда и почему у нас нет, и не может быть», — лаконично ответил на мои вопросы Женис Нигметуллин.
Он заверяет: в работе катка сейчас проблем нет, но они были в свое время.


«Это спортивное сооружение находится на балансе нашей спортивной школы. Они на своем уровне решают, а если не могут решить, то поднимают до нашего уровня. Если мы не в силах что-то решить, то ставим проблему на уровне акимата области. Да, с холодильниками установками были проблемы, слышал об этом. Что-то там сгорело, и восстанавливали за счет подрядчиков – ТОО «Марасант» и ТОО «Бірлік», — сказал замначальника управления спортом.
Собрав необходимую информацию я, наконец, отправилась в антикоррупционный службу – узнать проводили ли там проверку качества искусственного катка, и вообще интересовались ли коррупционной подоплекой разговоров вокруг «Юности»?
Антикоррупционной службой за последние два года уголовных дел, связанных со стадионом «Юность» не расследовалось, ответили мне. Но и до этого никаких обращений не поступало. Дела нет, фигурантов тоже. Никакой информации, касательно нерационально или незаконно потраченных средств в Бюро тоже нет.
«Если бы была оперативная информация, что там совершается уголовное правонарушение, или кто-то обратился с заявлением, это могло бы стать основанием для досудебного расследования. Обратиться к нам может любое юридическое или физическое лицо, в том числе и иностранные граждане. Даже обращение в СМИ, их публикации могут быть основанием для начала расследования. Но если речь идет о хищениях, необходима сумма ущерба, чтобы его начать», — объяснил первый заместитель руководителя Департамента Агентства РК по противодействию коррупции по Западно-Казахстанской области Нурдаулет Самет.
Кстати, в эти дни искусственный каток был закрыт из-за известных погодных условий. Морозильные камеры почему-то включать не стали.

Под бетонным основанием катка проходят трубы с охлаждающим агентом, который поступает из холодильных устройств — чиллеров (от английского chill — охлаждать). Некоторые модели настолько мощные, что способны поддерживать каток в рабочем состоянии при 45-градусной жаре. Под трубами проложены несколько слоев теплоизоляции, чтобы холод шел только вверх.

Exit mobile version