Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
25 C
Уральск
19.1 C
Аксай
Еще

    «А» упала,«Б» пропала…

    Почему отечественное образование лишают грамотности и духовности?

    По результатам мониторинга качества знаний учащихся Западно-Казахстанская область оказалась на 14-м месте по республике. Более того, выяснилось: тенденция снижения образовательного уровня происходит на протяжении последних 3-4 лет. Корреспондент «Н» пыталась разобраться, что стало этому причиной — слабая материальная база школ, отсутствие интереса к учебе детей или «обновлёнка», от которой лихорадит и родителей, и педагогов?

    Галина КАРЕНСКИХ

    Все ниже и ниже
    О том, что в Приуралье снижается уровень качества знаний школьников, на прошлой неделе на площадке региональной службы коммуникаций (РСК) заявила руководитель департамента по контролю в сфере образования ЗКО Гульнара Сарсенгалиева.

    Поясним: с целью оценки качества образовательных услуг и определения уровня освоения учебных программ раз в год проводится внешняя оценка учебных достижений (ВОУД). Её, как правило, сдают учащиеся 4, 9 и 11 классов. В этот раз в ВОУДе приняли участие 3969 учеников, охвачено 30 школ области – 11 сельских и 19 городских.
    «К сожалению, показатели говорят о снижении качества знаний», — призналась Сарсенгалиева.
    По мнению директора департамента по контролю в сфере образования ЗКО, снижающийся с каждым годом показатель, в первую очередь связан с тем, что в области много малокомплектных школ, где не хватает педагогов.
    «В таких школах маленькая учебная нагрузка. А из-за низких зарплат учителя не хотят туда идти. К примеру, в тех школах, которые мы охватили мониторингом, не достает 40(!) учителей разных предметов — химиков, физиков, информатиков и других», — объяснила спикер.

    «Обновленка» тревог наших
    Слабая материальная база школ, дефицит учителей, их загрузка, безусловно, не могут не влиять на качество образования. Однако столь плачевные образовательные результаты многие родители и педагоги связывают, в первую очередь, с новой программой – «обновлёнкой». Напомним: еще на старте программа была принята в штыки возмущенными новым содержанием учебников родителями и, негласно, педагогами. Волна возмущений была настолько огромна, что в Уральск нагрянула комиссия из министерства образования (2017 год). Родительскую общественность пытались убедить: «обновлёнка» — это не что иное, как прорыв в отечественном образовании, а сказка о Пызявке, которую потом убрали, развивает у подрастающего поколения… логическое мышление. Сегодня «обновлёнка» широко шагает по стране.
    «Особенность 2019-2020 учебного года — переход на обновленное содержание 4, 9 и 10 классов. Отличительная особенность обучения в 10 классе — возможность выбирать учебные дисциплины, необходимые для выбранной профессии», — заметила Сарсенгалиева.
    С этого учебного года сократили и число обязательных предметов. Специалисты от образования считают: с учетом личных интересов и склонностей старшеклассникам теперь дано право их выбора. Для подготовки к будущей профессии из 19 академических предметов они могут выбрать 14. Существенным новшеством для учеников 10 классов стало также внедрение предметов «Основы предпринимательства и бизнеса», «Графика и проектирование».
    «Предметы «История Казахстана» и «Всемирная история» ведутся сейчас только на языке обучения. В 1-11 классах для изучения иностранного языка можно выбрать английский, немецкий и французский языки. Физику, химию, биологию, информатику преподают на языке обучения. Но в зависимости от уровня подготовки учащихся, педагогов и учебного заведения, с учетом мнений родителей, согласовав с отделом образования, можно вести данные предметы и на английском. Ментором (профессионал, который делится своим опытом, — авт.) учителя биологии, химии, физики, информатики может стать педагог, имеющий сертификат о прохождении курсов и владеющий языковым уровнем английского языка не ниже уровня В2», — сказала руководитель департамента.

    «Черные дыры» и сплошной космос!
    Но почему для многих учителей новая программа стала настоящей головной болью? На условиях анонимности «Н» поговорила с педагогами, узнав о некоторых «тонкостях» «обновлёнки».
    «Бумажной волокиты меньше не стало. Проверки идут одна за другой. Проверяют все: от первой до последней бумажки. И классное руководство, и документацию, и по урокам ходят. При этом учителя ведут массу папок: для работы с неуспевающими, с одаренными детьми, по самообразованию, по подготовке к ВОУД, к школьным экзаменам, папку тренера по «обновлёнке»…», — рассказывают педагоги.
    О СОРах (суммативное оценивание за раздел – авт.) и СОЧах (суммативное оценивание за четверть – авт.) нужно сказать отдельно. Учителя считают: при проверке суммативных заданий в критериях оценки грамотность либо вообще не учитывается, либо не играет решающей роли для определения предметных знаний. Акцент делается на умение составлять связные высказывания на определенную тему. К тому же СОЧи и СОРы большая нагрузка на детей: их проводят почти одновременно по всем предметам.
    «Мы даже не знаем, как порой оценивать ученика. Бывает, ребенок все выполнил правильно, а по критериям он не заработал ни одного балла. Ученики теряют мотивацию — оценки каждый день не выставляются, поэтому пропадает интерес готовиться к каждому уроку»,- подчеркивают педагоги.
    Известно также: из русского языка убрали грамматику — правила правописания теперь изучаются поверхностно. Педагоги отмечают и довольно странное содержание текстов учебников – они взяты не из художественной литературы, как это делалось прежде, а из публицистики и научно-популярной литературы.
    «Начиная с 7-го класса, на уроках русского языка мы изучаем облака, климат, ландшафт и природные ресурсы. Чтобы понять эти тексты, филологам приходится консультироваться с географами. Например, в учебнике русского языка 10 класса есть раздел: «Возможное и невозможное в физике» — изучение черных дыр в космосе и прочее», — рассказывают сеятели разумного, доброго и вечного.
    Есть задания, когда дети должны выбрать несколько сенсационных открытий физики и по ним организовать дебаты. И это на уроках русского языка! То есть учитель-филолог должен провести дебаты, основой которых станут физические понятия. Учителя спрашивают: откуда филологу знать, правы ли будут в своих суждениях дети, если он – не физик?
    Педагоги приводят и такой пример: на уроке русского языка детям нужно представить информацию по теме в виде компьютерной презентации с использованием ссылок и гиперссылок.
    «Но как это помогает познать язык?» – недоумевают работники школ.

    Ду ю спик инглиш?
    В разделах исчезли темы: «Имя существительное», «Имя прилагательное», но появились — «Нанотехнологии», «Биотехнологии», «Глобальные проблемы энергетики», «Ресурсы планеты», «Мелиорация и орошение».
    «Сплошная география, физика и информатика! Мы не можем понять, как все это связано с русским языком? Ведь прежде, чем идти к ученикам, педагогам нужно самим изучить эти темы, а уже потом учить рассуждать на их основе», — недоумевают руссоведы.
    Не согласны педагоги и с разделением 10-классников по профильным направлениям.
    «Одни классы изучают географию и биологию, другие — физику и химию. А если ученик за два года передумает и в 11 классе захочет сдавать тот предмет, который не изучал? Ведь даже после 9-го класса многие школьники не могут окончательно определиться в выборе профессии. Получается, ученик лишается возможности изменить свой выбор».
    Разводят руками учителя и в отношении преподавания таких предметов, как физика, химия, математика, которые теперь необходимо вести на английском языке. По их мнению, это не новшество, а пародия на него.
    «Ну не сможет учитель за короткий срок, как бы он не старался, выучить английский язык, чтобы блеснуть перед учениками правильным и отточенным произношение. Учителя-англичане учатся этому пять лет, а то и всю жизнь. А чему мы будем учить детей косноязычным произношением?» — говорят педагоги.
    Замудрили и систему оценивания в школах, считают учи-
    теля. Теперь педагог выставляет в «Кунделик» — электронный журнал, только баллы за СОЧи и СОРы. Программа сама высчитывает проценты и по специальной формуле выводит оценку.
    «При проведении обычных контрольных работ при пятибалльной системе оценивания в перерывах можно было подойти к педагогу и, получив задание, исправить «двойку». Теперь, в течение четверти ученик не может исправить свою оценку за СОР. Вот и учатся дети от СОРа до СОЧа, теряя мотивацию к учебе», — говорят учителя.
    Еще одна деталь. Если ученик заболел и пропустил СОР, учитель должен во внеурочное время составить для него отдельный график, подготовить его по темам и провести суммативное или, как грустно шутят педагоги, суматошное оценивание. А если школьник заболел под конец четверти и не попал на СОЧ, его и вовсе не аттестовывают. СОЧ проходит после его выздоровления.
    «Образование сейчас лишают самого важного – грамотности и духовности», — уверено резюмируют педагоги.

     

    Что думают уральцы о снижении качества знаний учащихся в школах ЗКО?
    (со страницы «Надежды» в «Инстаграм»)

    lokantonina
    -Верните старую программу, и рейтинг повысится.

    1504_alex
    — Откорректируйте учебные программы и систему оценки знаний учеников. Ведь какие программы, такие и знания.

    sudarushkinanina
    — У детей пропал интерес к учебе, к саморазвитию, а учителя сами хватаются за голову из-за бумажной волокиты.

    serkhassanov
    — Восстановите советскую систему образования, и получите грамотных и образованных учеников.

    вaian.zhumabaeva
    — Обновленное содержание образования никак не влияет на снижение качества знаний. Качество преподавания, вот где загвоздка.

    va.sileva6552
    — Заглянула в учебники внука, чуть инфаркт не стукнул. И какие «профессора» его создавали?

    ais0916
    — Меняйте методику полностью и давайте хорошие знания будущим преподавателям, чтобы они передавали их ученикам.

    «Надо обсуждать, и нас услышат!»

    Директор научного центра
    «Образовательный технопарк» Фёдор Вассерман:

    «Внедрение «обновлёнки» в казахстанских школах похоже на диверсию. Я понимаю посыл: было желание сделать свою уникальную модель казахстанского образования. Мысль неплохая, но для этого нужен интеллектуальный ресурс, ученые из области педагогической науки, причем желательно не зависящие от МОН. Я таких не знаю — все работают в системе и зависят от нее. Мне проще — я не работаю на государство. Еще в 2014 году предупреждал о том, что получим в результате реформ, но Министерству образования не хотелось этого слышать. Я же не могу молчать, так же, как не может молчать врач, который видит, что пациента лечат чересчур жесткими методами. И я хорошо понимаю, что реформаторы зашли настолько далеко, что оказались в тупике: идти дальше не получается, но и разворачиваться почти нереально. На месте министра образования я бы тоже не знал, что делать дальше. Но, наверное, все же настало время, с одной стороны, чиновникам от образования прислушаться к общественности, с другой — общественности продолжать обсуждение этого вопроса. Да, надо бухтеть! Надо признать: сегодня у нас нет авторов, которые могли бы создавать учебники хотя бы на уровне плохих советских, хотя таковых просто не было. Мы не видим качественных учебников, зато слышим массу дилетантов, пропихивающих нам прописные истины педагогической науки. Чего стоит один термин «говорение» в обновленной программе. Откуда взялось это слово? Есть «устная речь», есть умение проговорить, а говорение — это неграмотная калька с английского языка, как является неграмотной калькой и вся «обновлёнка», так поспешно внедренная. Не надо гнаться за самобытностью и уникальностью, надо искать качество. Все меняется на ходу, и в результате мы имеем то, что имеем. Вводится тестовая процентная система оценки, затем возвращается балльная система, затем учителям запрещают ставить плохие отметки, а затем рекомендуют не занижать. Об объективности такой системы говорить не приходится. Опять же, если бы спросили ученого из любой области науки, он бы сообщил прописную истину: чем сложнее процедура измерений, тем больше погрешностей она даст.
    В результате можно сделать неожиданный вывод: реформа усилила социальное расслоение общества. Есть элитные школы, где за счет дополнительных занятий, кружков, применения разных методик дети получают не только иные знания, но и иной уровень психического развития, это тоже прекрасно понимают педагоги-ученые. Психическое развитие определяет зрелость человека, способность принимать решения, ставить цели и добиваться их. На развитие влияет количество и разнообразие видов деятельности, в которых задействован ребенок. Все становится на свои места, если предположить: элите очень важно, чтобы неэлита не развивалась. А ведь образование — это безопасность государства. Вот и подумайте, как назвать то, что диктатура одного направления парализовала всю систему. Диверсия? Дилетантство? Что-то еще? И чем дальше, тем больше проблем у «обновленки». Но дети не могут ждать, пока все ошибки будут исправлены. Пока все происходящее хорошо лишь для одной категории — репетиторов. Вот где оказался непочатый край работы! Если бы эта каста сложилась раньше, можно было бы реформу списать на заговор репетиторов. Многие учителя сейчас плохо преподают даже то, что могут, чтобы потом затащить к себе ребенка на допзанятия. Получается парадокс: министерство борется с поборами в школе, декларирует бесплатное образование, но большая часть родителей, рано или поздно, приходит к репетиторам и платит. Поэтому я говорю: надо объединиться и говорить об этих проблемах, надо обсуждать их, и рано или поздно количество перейдет в качество — нас услышат».

    («Спросите учёных. Если найдёте…»,
    time.kz. 27.11.2019)


     
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    Последние новости

    В Уральске жители затопленных дачных обществ требуют новое жилье

    Жители садоводческих товариществ «Умиткер», «Ягодка» и «Деркул», расположенных в...

    Расходы на противопаводковые мероприятия и строительство гидросооружений взяты под контроль

    Следить за расходованием средств, предназначенных для устранения последствий паводков,...

    Рекомендуем

    Венский бал в Уральске

    Уже второй год подряд в нашем городе проводится это...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл