Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
1 C
Уральск
15 C
Аксай
Еще

    Потерянный рай

    В поселке Петрово осталось всего несколько дворов. Местные жители годами не бывают в городе, им негде купить крупу или хлеб, а добраться до ближайшего населенного пункта можно только с дальнобойщиками. Корреспонденты «Н» узнали, как живется людям в вымирающем поселке.

    На краю цивилизации
    Поселок Петрово, что в районе Байтерек, находится в 80 километрах от Уральска. Час езды на машине, и ты попадаешь в совершено потрясающее место на берегу родниковой речушки Ембулатовка. Кувшинки, плакучие ивы, золотистая песчаная почва, пение птичек, сосновый бор, синеющий неподалеку, и непреодолимое желание бросить все и переехать жить в этот райский уголок. Таково первое впечатление, которое производит Петрово. Однако для местных жителей этот рай не в радость.


    В поселке, который смело можно считать вымирающим, едва ли наберется хотя бы с десяток дееспособных человек. Местные мужчины, которых здесь буквально по пальцам можно перечесть, в подавляющем большинстве пьют. Исключение составляют рабочие, которые трудятся на месторождении. Здесь они считаются чуть ли не интеллигенцией: водку кушают в меру, за домом, который снимают, следят, кое-кому даже помогают. Однако по большому счету поселок можно назвать диким. Из благ цивилизации здесь только свет. Газ есть в нескольких дворах – те, кто живет близко к газовой магистрали, сумели довести его до домов. Остальные топят печи дровами. На них и готовят. Вода – колодезная. Телефонов нет, компьютеров нет, да, собственно, и зачем они, если про интернет здесь не слышали.


    В поселке нет ни полицейского пункта, ни врача, специалист сельского акимата приезжает к людям, хорошо, если раз в месяц. Здесь нет даже магазина, чтобы можно было купить хлеб, масло или крупу. Машина есть только у одного из местных жителей. Поэтому, несмотря на относительную близость цивилизации – до поселка Январцево восемь километров, добраться до него нет никакой возможности. Единственный вариант – пройти пару километров пешком до трассы и надеяться на дальнобойщиков, которые могут подвезти в сторону города. Для пенсионерок, большинству из которых за 80, это просто физически невозможно. На днях местному соцработнику впервые за долгое время выделили машину, чтобы она могла съездить за продуктами. До этого машину давали крайне редко, да и то, на бензин скидывались всем поселком.


    — Чтобы им выделили машину, мне пришлось оборвать все телефоны в местном акимате, — говорит бывшая жительница Петрово Надежда Солодовникова. – Ну я человек активный, поэтому добилась. А что могут сделать эти пожилые бабульки? Их здесь бросили практически на произвол судьбы!
    Единственный представитель государства в Петрово – соцработник Клара. Женщина обихаживает местных бабулек: носит воду, убирает, стирает, готовит нехитрую снедь, в общем, помогает выживать. Правда, с журналистами она разговаривать отказалась: «Как бы чего не вышло». Еще в поселке есть медсестра. С ней ситуация весьма неоднозначная. Местные рассказали, что Лидия Юльяновна Карачун давно на пенсии. Медпункта в поселке нет, лекарств тоже. Ни о какой помощи от этой пожилой женщины речи не идет.


    — Она придет, перво-наперво сядет обедать, — говорит баба Нюра Жилич. – Посидит-посидит и скажет: «Что-то ты, баб Нюр, кашляешь. Ну попей от кашля что-нибудь». Вот на этом вся помощь. У нас у всех здесь давление. Так она даже укол не может сделать. Да и нет у нее ни лекарств никаких, ни шприцев. Зачем она нам здесь, непонятно. А из-за того, что она здесь числится, к нам врачи ездят редко. Вот и выживаем, как можем.

    А когда-то было время…
    Когда-то колхоз «Вперед к коммунизму!», в состав которого входил поселок Петрово, был в области на хорошем счету. Поля, засеянные пшеницей, и тучные стада крупного рогатого скота радовали глаз. В доме культуры проходили концерты, лекции и танцы, детвора училась в двухэтажной школе, в конторе проводили ежедневные планерки, в общем, жизнь била ключом.
    — Мы приехали сюда из Беларуси в 1960-м году, — вспоминает баба Нюра. – Нам здесь очень обрадовались. Жили тогда дружно. Народу – тьма. Дворов 150 было точно! Места красивые, люди хорошие. Жили весело! Сейчас плакать хочется, когда вспоминаю, как мы тогда жили и как сейчас!
    Все хорошее закончилось в 90-х. Во времена развала поселок начал чахнуть, люди стали уезжать в поисках лучшей доли, а когда вместо восьмилетки оставили только начальную школу, разъехалась и последняя молодежь. Неизвестно, как бы повернулась жизнь петровцев дальше, если бы в начале двухтысячных в окрестностях поселка не обнаружили бы нефтяные залежи. Рожковское месторождение начали разрабатывать, а населенные пункты, расположенные поблизости, обещали переселить. Поселок Рожково, несмотря на величину и количество домов, переселили практически сразу. А про Петрово с его десятком дворов словно позабыли.


    — В 2011 году к нам приезжал наш аким., — говорит бывшая учительница местной школы Ольга Арслановна Агафонова. — Он собирал в конторе собрание и рассказал, что в 2014 году наше Петрово должны расселить. Расселение должно было быть именно в связи с разработкой месторождения. Но в 2014-м начался кризис, потом дела пошли еще хуже, а затем я в какой-то местной газете прочитала, что вопрос о переселении поселка Петрово отложен в связи с ухудшением экономической ситуации. Больше разговоров об этом не было.
    Сегодняшние жители Петрово чувствуют себя заложниками ситуации. Жителей в поселке становится меньше с каждым годом. Сказывается заброшенность поселка и экология: временами чудесный сельский воздух превращается в дурно пахнущее марево, которое тянется со стороны месторождения. Люди живут в прямом смысле слова на отшибе цивилизации. Однако ни о каком расселении поселка речи не идет. Как в этих условиях выживать пожилым людям, которые всю жизнь работали и рожали детей, непонятно.
    — Про петровцев по-настоящему вспоминают только изредка, — сетует Надежда Солодовникова. – Когда грядут какие-то выборы, здесь начинается хоть какая-то активность. Приезжают, собирают какие-то собрания, что-то рассказывают, расклеивают объявления. А потом все по-прежнему.


    — Я всю жизнь здесь прожила, — говорит баба Нюра Чуйко. – Здесь родилась, в 16 лет пошла работать дояркой, вышла замуж, родила шестерых детей, сейчас на пенсии. Жили хорошо, что и говорить! А сейчас, если бы переселили нас – куда угодно, хоть в дом, хоть в квартиру какую – убежала бы без оглядки отсюда. Трудно. Колодец качаю сама, огород вскопать – и то некому. Даже за деньги некого нанять. И словом не с кем перемолвиться. Живем с котом Борисом, вот с ним и разговариваю.

    Поможем, чем сможем
    Между тем, в акимате Январцевского сельского округа рассказали, что о проблеме знают, но пути ее решения пока не найдены.
    — Действительно, в 2011 году был разговор о переселении, — сообщил аким округа Аблай Жумагалиев. – Но в то время там планировалось строительство перерабатывающего завода. Сейчас ситуация изменилась, будут прокладывать только трубопровод. Соответственно, о переселении в связи с разработкой месторождения речи больше не идет. В то же время понятно, что поселок вымирает. Сейчас много говорят о программе укрупнения малочисленных и малогабаритных населенных пунктов. Возможно, это станет решением проблемы. Как будет действовать эта программа, пока неизвестно, но мы ее очень ждем. Дело в том, что в нашем сельском округе есть еще один населенный пункт с такими же проблемами. В поселке Спартак также осталось буквально несколько домов. Как только будет понятен механизм укрупнения населенных пунктов, мы комплексно будем решать этот вопрос.
    Что касается других насущных проблем сельчан, аким пообещал проследить за тем, чтобы машина туда ходила чаще, а специалист, закрепленный за населенным пунктом, был к ним внимательнее. В облздраве также нашли решение проблемы с медсестрой.
    — Директор районной больницы сообщил, что у этого специалиста истек срок действия сертификата. В ближайшее время ее будут увольнять. Дело том, что уже 3 года ей ищут замену, но в этот поселок никто не хочет ехать. Пока не найдут полноценную замену на постоянной основе, туда 1-2 раза в неделю будут ездить врачи из Январцево, — сообщила пресс-секретарь областного управления здравоохранения Айнагуль Сакпусунова.

    P.S.:
    Когда верстался номер, стало известно, что сразу после визита журналистов в Петрово приезжали какие-то люди. Однако вопреки ожиданиям сельчан они не прошли по дворам с вопросами об их проблемах. Вместо этого приезжие начали расклеивать плакаты с призывами принять участие в выборах президента.

     

    Светлана СОКОЛОВА,
    фото Георгия СЕМЕНОВА


     
    Аватар
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    Последние новости

    Почти четверть триллиона тенге выделено на строительство и приобретение жилья в ЗКО

    В этом году в рамках «Концепции развития жилищно-коммунальной инфраструктуры»...

    Как государство регулирует кредитную политику банков

    «Жизнь взаймы» – практика, давно получившая широкое распространение в...

    Рекомендуем

    Для здоровья тела и духа

    Настоящий праздник йоги и медитации состоялся в стенах спортивного...

    432 жилых дома затопило в ЗКО

    Самая сложная ситуация сложилась в Сырымском и Каратобинском районах. Оксана...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл