Начиная с 1961 года, вот уже почти 60 лет 27 марта все театралы отмечают профессиональный праздник — Всемирный день театра, который проходит под девизом «Театр как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами». Это праздник, призванный не просто почтить всех служителей храма красоты, искусства и творчества, но и праздник мира, доброты и единения международного театрального пространства. Все театры относятся к нему с большим почтением и трепетом, с невероятной симпатией и большой любовью. Наш Уральский драматический театр им. А.Н. Островского — не исключение и встречает его в разгар своего юбилейного 160-го сезона.
В 1859 году спектаклем «Бедность не порок» по одноимённой пьесе А.Н. Островского начал своё существование Уральский драмтеатр. Интересным и сложным был его путь. Для обобщения огромного творческого опыта, для конкретного обозначения актёрских и режиссёрских индивидуальностей и судеб, в разное время восходивших на наших подмостках, конечно, тесны рамки одной статьи, но сегодня, в Международный день театра, хотелось бы отметить тех артистов, чей вклад в развитие его новейшей истории просто трудно переоценить. Речь пойдёт об артистах, чьи имена уже вписаны золотыми буквами в историю нашего края, в общем, и в частности — в историю нашего театра. Их имена на устах уральского зрителя, они представляли не одному поколению уральцев своё мастерство и щедро делились своим талантом, доказывая ролями, что профессия артиста — это не только служение, но и невероятный труд, а чаще всего — призвание, потому что в этой профессии, по большому счёту, нет случайных людей.
Кого-то уже нет с нами, кто-то в силу различных жизненных обстоятельств оставил благословенную уральскую сцену, кто-то продолжает «нести свой крест и веровать» (как в Чеховской «Чайке»), но всех этих людей связывает и объединяет одно – они всегда не щадя себя делились и отдавали свой талант нашей земле, нашей сцене. Расскажем лишь о некоторых из огромного множества артистах, о гордости уральской сцены.
Наша гордость
Заслуженная артистка Чувашской АССР Римма КАПИТОНОВА
Творческая жизнь Риммы Капитоновой сложилась довольно удачно, благодаря природным способностям, физическим данным, хорошей школе, обаянию и, конечно, режиссёрам и партнёрам, с которыми ей довелось работать.
Римма Емельяновна за свой творческий путь сменила три театра, и то по объективным причинам, но основные годы её творческого пути связаны с уральским театром, куда она пришла в 80-е. Вместе с мужем-артистом Владимиром Гришиным они приехали и были покорены Уральском и театром: чуткий, заботливый коллектив, сильная профессиональная труппа, репертуар, режиссура, театральный «свой» зритель, климат, природа… Одним словом, все эти слагаемые повлияли на выбор и дальнейшую судьбу актёрской семьи. За годы служения много ролей было сыграно на уральской сцене: Наталья в «Стихийном бедствии» Б. Рацера, В. Константинова, Людмила в «Ретро» А. Галина, Елена Андреевна в «Дяде Ване» А. Чехова, Марта в «Деревья умирают стоя» А. Касона, Памела Кронки в «Дорогой Памеле» Д. Патрика и другие. Авторов и героинь не перечесть. Да и с такими режиссёрами, как Ян Панджариди и Александр Иноземцев работать было в удовольствие.
Сейчас Римма Емельяновна находится на заслуженном отдыхе. Очаровывает, что всегда подтянута, стройна, «на каблучках» и в прекрасной форме. И про театр не забывает, старается ходить на театральные премьеры, тепло отзывается об артистах и коллегах, с кем играла долгие годы на сцене.
Заслуженный деятель Казахстана Тамара СТОЛЯРОВА
Красивая и импозантная женщина, мастер сцены с высоким профессиональным чутьём. В театр она пришла после окончания театральной студии при Петропавловском театре и работы на телевидении, когда поняла, что должна быть актрисой. С первого же дня начала учиться у мастеров. Многое поначалу не удавалось, но помогал сильный характер. И, постепенно, уже на уральской сцене актриса обрела себя, стала нужной. Но обо всём по порядку.
Родилась Тамара Михайловна в Петропавловске. Выросла в огромной семье (семеро детей!), отец был учителем, а мама вела хозяйство. В детстве все время выступала в хореографической студии и в драмкружке. Дворовые концерты, организованные ею, собирали к своим «подмосткам» огромное количество благодарных зрителей-ребятишек и бабушек из соседних домов. Ей было 14 лет, когда в Петропавловском театре открылась студия, и подружка, решившая туда поступать, позвала с собой Тамару, просто для храбрости. Но получилось так, что приняли не подружку, а её, пришедшую для поддержки. Эта студия и дала сцене актрису Тамару Столярову, которая с 1980 года работает в нашем театре.
Этой женщине и актрисе присуща не только элегантность во всём, особая порядочность, но и целеустремлённость, высокая требовательность к себе и партнерам по сцене. На репетициях всегда собрана, работоспособна, активна, с первых репетиций после так называемого «застольного периода» (читка и разбор пьесы за столом, — прим. авт.) одна из первых приходит в полной боевой готовности, зная текст той сцены, которую будет репетировать, проведя огромную «домашнюю работу». На спектаклях — полная самоотдача. Партнёры на сцене всегда довольны Столяровой, а зрители в восхищении от её игры. Она приходит в театр задолго до спектакля и очень не любит, чтобы кто-нибудь в это время заходил в гримёрную, отвлекал на пустые разговоры, иное дело — повторить и проговорить с партнёром текст роли. В этом тоже есть характер и профессионализм Столяровой, который складывается из таких «деталей и мелочей». Это и есть её отношение к делу, к профессии.
За время служения в театре были и удачи, и взлёты, и падения. Столярова сыграла огромное количество ролей. В этом смысле судьба к ней была благосклонна. Она всегда с благодарностью вспоминает каждую из них и не делит на маленькие и большие. Было время, когда её занимали в сказках, были и «эпизодические роли», всё было… А потом были, да и сейчас есть те роли, которые «взяты на Столярову», в которых она блистала и продолжает блистать. Это Раневская в «Вишнёвом саде» и Аркадина в «Чайке» А. Чехова, Москалёва в «Дядюшкином сне» Ф. Достоевского, Памела в «Дорогой Памеле» и Сэвидж в «Странной миссис Сэвидж» Д. Патрика, Ханума в «Проделках Ханумы» А. Цагарели и другие. Режиссёры всегда говорили самые тёплые и добрые слова в адрес Тамары Михайловны. Ведь для любого режиссёра актриса Столярова — находка. Её существование на сцене — свободно, как свободно дыхание. Да, конечно, работа над ролью – это многочасовые репетиции, но главной всё-таки остаётся душа, которая не перестаёт трудиться. А её душа всегда откликается на любое предложение режиссёра, на каждый взгляд и жест партнёра, потому что она — профессионал с большой буквы.
Сейчас жизнь Тамары Столяровой всецело посвящена работе, дочь и внуки выросли, а она живёт театром, новыми ролями, поиском интересных красок и средств выразительности, встречами со зрителем, с которым она делится своими сокровенными мыслями и тайнами своей души, даря любовь и частичку своего сердца.
Наша память
Заслуженный артист КазССР Леонид ПРОТАСОВ (1887-1977)
Первое выступление Протасова на сцене было в 1906 году в Ростове-на-Дону, а в дальнейшем он выступал на подмостках таких городов, как Москва, Воронеж, Тамбов, Ташкент, Тбилиси, Орёл, Баку, Таганрог и других. С 1925-го он в труппе Уральского драматического театра.
В годы гражданской войны работал во фронтовом передвижном театре Красной Армии. Протасов отдал сцене без малого 60 лет и сыграл более 200 ролей классического и современного репертуара того времени. Леонид Николаевич мог перевоплощаться, вкладывать свои душу и сердце в каждую роль и создаваемый образ так, что они были правдивы, а зритель верил ему и сопереживал судьбе героя, как всегда с волнением переживает её сам артист.
Леонид Николаевич в разное время встречался с советским государственным деятелем Анатолием Луначарским, поэтом Владимиром Маяковским. Богата палитра встреч с народными артистами СССР Александрой Яблочкиной, Василием Качаловым, Иваном Москвиным, Борисом Бабочкиным, Михаилом Тархановым, а в театре «Эрмитаж» он неоднократно слушал великого Фёдора Шаляпина.
Для Протасова Уральский театр им. А.Н. Островского стал вторым родным домом. Он сыграл здесь свои любимые роли – Иннокентий в «Сердце не камень» А. Островского, Сатин в спектакле «На дне» М. Горького, Гаев в «Вишнёвом саде» А. Чехова, Фамусов в «Горе от ума» А. Грибоедова, а позже и Городничий в «Ревизоре» Н. Гоголя. В 1957 году уральский зритель увидел Протасова в роли адвоката Дубравина в пьесе «Огненный мост» Б. Ромашова. К его удачным работам на сцене относятся так же роли Каренина («Анна Каренина» Л. Толстого), Несчастливцева («Лес» А. Островского), Годунова («Борис Годунов» А. Пушкина), Макферсона («Русский вопрос» К. Симонова) и многие другие. В дни празднования 100-летия Уральского областного драматического театра им. А.Н. Островского Леониду Николаевичу Протасову было присвоено звание заслуженного артиста Казахской ССР.
В 1928 году поле гастролей по Средней Азии, театр Александры Георгиевны вновь в Уральске. В спектаклях, проходивших на сцене драмтеатра, принимали участие такие известные в то время исполнители, как Мариус Петипа, сын выдающегося балетмейстера, и Леонид Николаевич Протасов, за которого она вышла замуж. Особенно большим успехом пользовались пьесы классического репертуара «Гамлет», «Король Лир» и другие. Эти постановки были одной из самых ярких страниц в истории театра. А. Соколова-Протасова проработала администратором нашего театра вплоть до выхода на заслуженный отдых.
Театр – это судьбы, это живые истории людей, тех, кто ежедневно своим трудом делает кого-то счастливым, выходя на подмостки и сжигая себя без остатка, делясь своей энергией, выкладываясь так, будто это в последний раз. Нашему городу, нашему театру и зрителям повезло, потому что в театре в разные годы служили и служат люди – преданные и отдающие, любящие своё дело и делящиеся своим талантом.
Руслан ДЖУМАХМЕТОВ,
артист театра