Газета «Надежда»

Дыхание осени – дыхание Пушкина

Когда устаешь от жары, на ум обычно приходят строчки А.С. Пушкина: «Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. Ты, все душевные способности губя, нас мучишь…»

А ведь дыхание осени, которая так вдохновляла классика, уже чувствуется, особенно по утрам, когда наступает долгожданная прохлада. И разве это не повод вспомнить о любимом поэте и посетить места, где царит его присутствие?

Одной из реликвий, которую мне удалось заполучить, посещая один из красивейших городов мира с большим количеством исторических памятников и достопримечательностей — Санкт-Петербург, стал редкий снимок настоящего кабинета гения русской литературы А.С. Пушкина. Фото разрешили сделать во время экскурсии в мемориальном музее-квартире, в которой он провел последние месяцы своей жизни.

Как известно, Пушкин имел обыкновение с семьей снимать квартиру с осени по весну, затем лето проводить на даче, а осенью снимать новую квартиру. Семья занимала 11 комнат в нижнем этаже. В подвальном этаже размещались комнаты для прислуги, кухня и прачечная. Когда ходишь по комнатам, по которым ступала нога дорогого сердцу поэта, видишь подлинные вещи, предметы интерьера и особенно его кабинет, где он работал, в душе все как будто переворачивается.

Как и вся квартира, кабинет был восстановлен по рисунку друга Пушкина – поэта В. А. Жуковского. Он занимал особое место. С огромной библиотекой, состоящей из книг пушкинского времени. Посреди комнаты стоят подлинные стол и кресло писателя. Среди личных вещей: трости, курительная трубка и бронзовая чернильница с фигуркой арапчонка. Возле полок с книгами стоит диван, на котором поэт провел последние часы жизни. При детальном изучении, по словам экскурсовода, на нем даже можно обнаружить следы крови поэта, которого принесли туда с ранением после дуэли. Время кончины Пушкина (2 часа 45 минут пополудни) показывают каминные часы.

Кабинет А.С. Пушкина. Музей-квартира в Санкт-Петербурге

В передней, где в январе 1837 года Петербург прощался с поэтом, представлены его посмертная маска работы скульптора С. Гальберга, свеча с последней литии, прядь волос, срезанная с головы покойного по просьбе И. С. Тургенева.

Слепок посмертной маски находится и в музее А.С. Пушкина в Уральске, где мне тоже удалось недавно побывать. Напомним, что наш музей был открыт в Атаманском доме (XVIII век), где 1833 году останавливался великий классик, когда собирал материал для истории пугачевского бунта. Первыми посетителями музея, как известно, стали главы двух государств Н. Назарбаев и В. Путин.

Музей в Уральске состоит из двух комнат. В первой представлены стенды с переводами и посвящениями казахских писателей Пушкину. Во второй стенды содержат копии и оригиналы документальных материалов писателей, посетивших Уральск в XIX веке, ксерокопии рукописей поэта. Старинная мебель, подсвечники, настенные часы и даже вешалка с тростью, цилиндром и накидкой, с которыми так часто представляется поэт, – все это воссоздает обстановку того времени и перекликается с обстановкой, которую можно наблюдать в музее-квартире в Санкт-Петербурге.

Кстати, хоть мне и разрешили на днях побывать в нашем музее Пушкина и сделать несколько снимков для газеты, временно он не принимает посетителей, там идет ремонт. Думаю, осенью он вновь заработает. Посещая его, так и кажется, что поэт где-то рядом, среди нас. Как говорят, его душа всегда в полете, и мы всегда под ее крылом.

А я уже слышу, как приближается осень, она идет не спеша, заигрывая с летом, шелестит разноцветной листвой. Из ее уст срываются строчки Александра Сергеевича:

«Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало…»

Галина КАРЕНСКИХ

Exit mobile version