Газета «Надежда»

Чьи вы, хлопцы, будете?

В Западно-Казахстанской области археологи при раскопках древнего кургана обнаружили останки солдат времен Гражданской войны.

Группа археолога Яны ЛУКПАНОВОЙ занимается раскопками одного из курганов сарматского периода. Расчистив периферию погребения, археологи обнаружили окоп с останками воинов времен гражданской войны. Траншея выкопана по дуге, огибающей подножие кургана. Судя по всему, погибшие обороняли эту высоту.

— Кто это были – красноармейцы или белоказаки, пока сказать сложно, — говорит Яна Лукпанова. – С одной стороны красноармейцы тогда были плохо экипированы, а на этих погибших добротная кожаная обувь, кожаные подсумки, битком набитые обоймами английских патронов и на одном мы обнаружили нательный крест. То есть можно предположить, что это казаки. Но с другой стороны с крестиками советские солдаты ходили в бой и во время Великой Отечественной войны, а оружие и обувь могли быть трофейными. К тому же, здесь в каком-то году воевала Чапаевская дивизия, а чапаевцы были экипированы лучше, чем другие. Так что нужно разбираться. Но я склоняюсь все-таки к тому, что это были белые.

Историккраевед Владимир КУТИЩЕВ с большой долей уверенности считает, что в окопах останки красноармейцев.

Под Таскалой было три серьезных боя. В первом белоказаки пытались оборонять поселок, но были плохо подготовлены и достаточно быстро его сдали. Я почти уверен, что они не рыли там окопов. Второй и третий бой были в 1919 году, но тогда оборону держали красноармейцы. Кроме того, можно предположить, что, если бы в окопе были казаки – их бы не оставили там. Практически все они местные, поэтому станичники нашли бы возможность их похоронить. Есть вероятность, что после боя окоп использовали как братскую могилу и закопали там красноармейцев.

Несмотря на то, что ученые уже имеют свое мнение по поводу принадлежности останков, захоронение пока оставляет больше вопросов, чем ответов. Во-первых, нательный крест, найденный на одном из скелетов в области груди, по словам краеведов – женский, причем, старообрядческий. А скелет, на котором его нашли, однозначно принадлежал мужчине. Во-вторых, не совсем понятно, почему в таком большом окопе были найдены останки только трех человек. Маловероятно, чтобы их было всего трое, хотя и это, конечно, возможно: например, окоп готовили для большого отряда, но он не успел подойти, и смерть пришлось встретить троим мальчишкам. То ли остальные выжили и ушли, оставив своих товарищей непогребенными, просто присыпав их землей. То ли  остальных взяли в плен, а погибших засыпали землей как попало. В общем, версий множество, и ни одна из них пока до конца не отработана.

— Мы надеялись, что обнаружим какие-то личные вещи, документы или хотя бы опознавательные знаки типа бляхи, звездочки или кокарды, чтобы понять, кому принадлежат эти останки, однако наши надежды не оправдались, — говорит Яна. — Были обнаружены еще два маленьких окопа – типа глубоких ям, рассчитанных, буквально, на одного человека. Однако там, кроме большого количества стреляных гильз больше ничего не было. Так что однозначный ответ о том, кто закончил здесь свою жизнь еще предстоит искать. 

Что будет дальше с останками погибших – пока неизвестно. Яна Лукпанова обратилась в местный акимат с просьбой перезахоронить останки воинов.

— С какой бы стороны они ни воевали – это герои, — уверена ученый. — Бой шел жестокий – это видно по количеству отстрелянных гильз. Погибшие  – молодые ребята, почти дети, которым по 18-20 лет – это понятно по несросшимся костям черепа. Скорее всего, они числятся пропавшими без вести. А ведь это чьи-то сыновья, братья, а может быть и мужья – в то время женились рано.

— Единственный религиозный атрибут, найденный при погибших– православный крестик. Поэтому, если местные власти решат перезахоронить останки, мы постараемся организовать отпевание этих воинов, — согласен с коллегой Владимир Кутищев. – Укажем, что здесь захоронены жертвы Гражданской войны. Ведь, по большому счету, все участники гражданских конфликтов – это их жертвы. И тем самым попробуем протянуть хоть маленькую ниточку между потомками красных и белых. Нужно понять, что все это уже стало историей и на этих примерах не допускать больше таких страшных ошибок.

Светлана Соколова, фото автора

Exit mobile version