В понедельник областной театр им. А.Н. Островского пережил натуральный беби-бум – в течение дня прошло четыре спектакля по мотивам книги шведского писателя Яна Улофа Экхольма «Тутта Карлсон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие».
В постановке художественного руководителя детского театра «Волшебная рампа» Оксаны МАЛУША эта история получила название известного в 80-е годы прошлого века двухсерийного детского музыкального фильма «Рыжий, честный, влюбленный». Сюжет таков: младший в лисьем семействе Ларссонов лисенок Людвиг XIV питает отвращение к вранью, хитрости и уловкам, зато очень любит стихи и сочинять песни. Поэтому у него много друзей среди лесных зверушек, которых его родня рассматривает в качестве еды. Родители недовольны и запрещают ему общаться с «хулиганами». В итоге Людвиг убегает из дома и случайно приходит к человеческому жилью, где находит новых друзей – добрейшего пса Максимилиана и милаху-цыпленка Тутту Карлсон. Тутта и Людвиг становятся неразлучными друзьями, благородство и честность лисенка спасает курятник от набега лисьего семейства, а хитрость Тутты помогает спастись лисам от облавы охотников.
В общем, этот спектакль про тех и для тех, кто умеет дружить. При этом главными экзаменаторами для юных актеров были зрители. Именно так сказала Оксана Михайловна, обратившись к залу, попросив зрителей внимательно смотреть спектакль, а потом поставить оценку актерам. И даже провела тренировку: «отлично» — это бурные аплодисменты, «двойка» ставится топотом ног. Надо сказать, что все четыре спектакля, два утром, два вечером, получили высшую оценку зрителей.
В спектакле принимали участие учащиеся театрального отделения ДМШ №1 им. Д. Нурпеисовой младшего и среднего звена. В нем более 20 действующих лиц, но детей так много, что получилось аж четыре состава! Основной принцип обучения – каждый ребенок получает роль в итоговом спектакле, который на самом деле является комплексным переводным экзаменом. Ведь в программе театрального отделения не только актерское мастерство, но и сценическая речь, танцы, рисунок, музыкальная грамота, а в качестве предмета по выбору – музыкальный инструмент или вокал. Благодаря такой подготовке ребенок развивается всесторонне и гармонично, приобретает уверенность в себе и навыки общения с людьми, учится чувствовать пространство и выступать перед публикой, развиваются память, речь и коммуникативные навыки.
Программа эта, между прочим, уникальная, разработанная педагогами школы Л.К. Мутагаровой и Н.Ф. Добрянской на заре Независимости Казахстана на основе учебных программ для школ искусств, апробированных в Белоруссии, России и Азербайджане. В Казахстане тогда такого опыта еще не было, тем более при музыкальных школах. Да и по сей день эта форма дополнительного образования – редкое явление не только для нашей страны. За 23 года поставлено около 50 спектаклей и ни один из них не повторился! Воспитанники этой школы участвуют в различных республиканских и международных детских творческих конкурсах, ни разу не вернулись без призового места и всякий раз жюри отмечают, что актеры «Волшебной рампы» и поют, и танцуют, и уверенно держатся на сцене, а главное, — очень дружны между собой.
В тесном сотрудничестве педагоги театрального отделения работают с хореографическим и вокальным отделениями школы. В этот раз хореографический этюд представили воспитанницы Светланы РАМАЗАНОВОЙ и Елены ФИЛАРЕТОВОЙ. Если бы потребовался фольклорный элемент, пригласили бы ансамбль «Скоморохи» Светланы АБРАМОВОЙ. К слову, немало ребят после окончания обучения на театральном отделении дополнительно осваивают другие музыкальные инструменты или изобразительное искусство. Даже те, кто уходит в спортивные секции, и такое бывает, не прерывают связь с любимой школой и посещают все спектакли. Причем, и в спорте они проявляют себя ярко.
В этом году театральное отделение оканчивают восемь человек – большая группа. Спектакль «Проделки Эмиля» Астрид Линдгрен с их участием пройдет 23-24 мая также на большой сцене «Островского». По слухам, это будет веселый и музыкальный капустник, но лучше все увидеть самим.
Оксана МАЛУША, главный режиссер театра им. А.Н. Островского, основной педагог театрального отделения ДМШ №1 им. Д. Нурпеисовой:
Любовь МУТАГАРОВА, заведующая театральным отделением:
– Я убеждена, что дети сами по себе талантливы, а когда попадают в хорошие руки, происходят самые настоящие чудеса. Они готовы работать очень много и плодотворно. На сцене работают как настоящие артисты. Удивительно, как такие маленькие актеры такой большой зал в течение всего спектакля держат. За эти годы на нашем отделении собрались педагоги опытные, умеющие работать с детьми, к каждому ребенку – индивидуальный подход. Научились работать и с родителями, и со зрителями. Из числа учащихся нашего отделения около 40% – мальчики, что редкость для музыкальных школ. Зачастую из-за дефицита мальчиков в творческих коллективах мужские роли дают девочкам, а это, согласитесь, неправильно. Безусловно, душа нашего коллектива, генератор идей и вдохновитель – это О.М. Малуша. И я удивляюсь каждый год, что все меньше тратиться времени на подготовку спектаклей, и они получаются все ярче и лучше. Что значит опыт. У нас прекрасный режиссер-репетитор М.Ю. Ларин, дети его обожают, и он является прекрасным примером для мальчиков. Педагог по сценической речи Р.Б. Джумахметов – наш выпускник, молод, но уже тоже имеет хороший опыт и прекрасно работает с детьми. Не знаю, где еще есть такие педагоги? А наши выпускники не бывают на вторых ролях и, как правило, проявляют себя в любой профессии. Наша цель воспитать, прежде всего, порядочного, культурного, активного человека. Может, они не станут актерами, но театральными зрителями и хорошими людьми будут всегда.
Руслан ДЖУМАХМЕТОВ, педагог по сценической речи:
Марк ЛАРИН, режиссер-репетитор:
Татьяна ЕФРЕМОВА, мама учащейся второго класса театрального отделения:
Андрей СТОЛЯРОВ, папа учащейся пятого класса театрального отделения:
Анна ПАНИЩЕВА