Газета «Надежда»

Перебдели

Самой волнующей датой прошлой недели стало 21 мая. Неизвестно кем, назначенный «земельный» митинг обернулся массовыми арестами гражданских активистов, задержаниями журналистов, штрафами и уголовными делами по всей стране.

Упреждающие меры

Еще за несколько дней до митинга власти начали арестовывать местных активистов за публикации (посты) в социальной сети Facebook, где арестованные выражали свое отношение к земельной реформе и предстоящему митингу. Сначала 18 мая согласно рапорту участкового полицейского Данияра Ракишева судья административного суда Канат Махметов отправил в спецприемник на 15 суток Бауыржана Алипкалиева по статье 488 ч. 3 КоАП РК «Нарушение законодательства Республики Казахстан о порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций». 3 мая Алипкалиев уже был оштрафован на 20 МРП (42 420 тенге) за попытку провести 29 апреля одиночный пикет на площади Абая против сдачи в аренду сельхозземель иностранным гражданам. Такая же участь (арест на 15 суток) постигла еще трех уральцев.

5 мая президент страны наложил мораторий до конца нынешнего года на четыре поправки в Земельный кодекс, которые и вызвали большой общественный резонанс. Нурсултан Назарбаев поручил создать комиссию по земельной реформе во главе с первым вице-премьером Бакытжаном Сагинтаевым. Комиссия будет разъяснять в казахстанском обществе нормы о сдаче в аренду земель иностранцам. Такие же подразделения комиссии созданы при всех областных акиматах.

16 мая против барда и активиста Жаната Есентаева возбудили уголовное дело по ст.174 ч.1 УК РК «Возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни» и арестовали его на два месяца. Признаки данной статьи полицейские усмотрели опять же в публикациях, которые делал Есентаев на своей личной странице в Facebook.

 

Задержания журналистов

Утром 21 мая примерно в 11.00 корреспондент «Н» шел по ул. Дины Нурпеисовой в сторону автобусной остановки Типография и был задержан полицейским по фамилии Страмоусов. Журналиста без объяснения причин доставили в Абайский отдел полиции, где изъяли сотовые телефоны и сопроводили к следователю. Отдел уже кишел задержанными журналистами. Полиция задерживала без разбора всех работников СМИ, которые оказались в районе площади Абая. Среди них — корреспондент портала «Мой город» Наталья Глебова и фотокор Медет Медресов, корреспонденты телеканала «ТДК-42» Олег Великий, фотокор и редактор «Уральской недели» Рауль Упоров и Тамара Еслямова. Последняя в ту же ночь была оштрафована на 50 МРП. Всего задержали 22 журналистов, фотографов и видеооператоров. Каждые несколько минут в течение двух часов в отдел привозили мужчин и женщин разного возраста, якобы участников митинга. Автор этих строк видел список из 42 задержанных.

От журналиста «Н» требовали написать объяснительную (журналист отказался), а потом в течение 8 часов держали в кабинете полицейского Султана Шалдарбекова. У всех задержанных сняли отпечатки пальцев и сфотографировали для полицейской базы.

Пока журналисты томились в полицейском участке (десятки репортёров были задержаны в Алматы, Астане, Атырау, Жезказгане, Караганде и Шымкенте, несмотря на то, что они имели при себе журналистские документы и находились при исполнении своих профессиональных обязанностей) в министерстве внутренних дел публично пообещали «проанализировать действия правоохранительных органов и принять меры по недопущению подобных инцидентов». По крайней мере, 21 мая это пообещал председатель комитета административной полиции МВД Игорь Лепеха:

— Я уверен, что это было непреднамеренно, произошло недоразумение. В дальнейшем мы проанализируем действия сотрудников и примем меры, чтобы таких инцидентов не происходило.

Между тем международные и отечественные правозащитные организации усматривают в действиях полиции нарушение Закона «О СМИ» и ст. 158 УК РК «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста»

По словам правозащитника Павла Кочеткова, воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, наказывается штрафом в размере до 2000 МРП (свыше 4 млн тенге) либо исправительными работами, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. 

Мировое осуждение

Позже выяснилось, что такие же, как в Уральске, массовые задержания рядовых граждан и журналистов, пришедших на предполагаемый митинг были почти во всех крупных городах страны. Видео- и фотокадры, на которых полиция и спецназ хватают и насильно запихивают стариков, женщин и молодежь в автозаки, облетели весь мир. ОБСЕ осудила задержания журналистов в Казахстане.

Представитель ОБСЕ по свободе прессы Дуня Миятович призвала власти Казахстана немедленно освободить задержанных журналистов. Только в Алматы по разным подсчетам было задержано свыше 200 наших коллег.

Еще до 21 мая президент во время наложения моратория на действие Земельного кодекса приказал «жестко наказывать провокаторов». Полиция заявила, что к «провокаторам будут применяться самые жесткие меры».

— Народ не хочет повторения украинских событий, — заявил тогда президент.

Однако наша полиция поняла все по-своему и предпочла увидеть провокаторов в журналистах.

Санат Урналиев

Exit mobile version