Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
18 C
Уральск
23.4 C
Аксай
Еще

    Коррупция во благо?

    Главный строитель Уральска Малик Еснияз, которого судят за коррупцию, признал вину и заявил на суде, что пошел на преступление ради жителей одного из микрорайонов Зачаганска. Экс-начальник городского отдела строительства, по версии следствия, заставил представителя технадзора подписать фиктивные акты выполненных работ на более 100 млн. тенге. О том, что еще побудило бывшего чиновника пойти на преступление, в репортаже Саната Урналиева из зала суда.

    Портрет подсудимого

    Перед тем как рассказать, как проходит суд, остановимся на личности подсудимого. У 52-летнего Малика Ждановича Еснияза практически безупречная карьера строителя с общим стажем более чем 30 лет. Отучился на инженера-строителя в Саратовском государственном техническом университете им. Ю.А. Гагарина, трудовую деятельность начал строителем в совхозе «Казталовский» в 1980 году. До назначения начальником отдела строительства в августе 2013 года работал с 2009 года главным специалистом и заведующим производственно-техническим сектором отдела строительства Уральска. А еще раньше работал в частной строительной фирме, строил жилые комплексы в Астане.

    В общем, Малик Жданович — типичный чиновник, на которых держится государственная система. Короткая стрижка с «окантовочкой», неизменный серый костюм, лишенные индивидуальности ботинки. Самое странное, что Еснияз охотно пошел на контакт с корреспондентом, что не типично для подсудимого и тем более чиновника. Правда, сразу предупредил в кулуарах суда, что воздержится от комментариев до приговора.

    Когда мы спросили разрешение судьи (процесс ведет сам председатель Уральского городского суда Биржан Мамбетов) сфотографировать участников суда, то Малик Еснияз и его адвокат Ахмед Сырым согласились, а вот истец Кайрат Киреев, который и «накатал» заявление в Антикоррупционную службу на Еснияза, наотрез отказался появляться в кадре.

    — Я понимаю, если бы подсудимый отказался. Ну, вы же знали, на что идете, — реагировал на это судья.

    — Мне дальше работать в городе с госорганами. В дальнейшем будут проблемы. Потому что многие заказчики боятся того, что я сделал. Редко такое делают. Я вынужден был это сделать. Я боюсь последствий этой фотографии. В дальнейшем меня будут узнавать.

    В общем, просьбу господина Киреева «Н» удовлетворяет, и в кадре его нет, но вот имя, которое истец просил не упоминать, редакция не указать не может. Это было бы несправедливо по отношению к подсудимому. 

    Бордюры – не главное

    Малика Еснияза допрашивали на заседании суда почти два часа. За это время он рассказал, что с предпринимателем (ИП «Киреев Кайрат Манарбекович»), осуществляющим технический надзор четырех строительных объектов, дела сразу не заладились. А именно возникли проблемы по «невыполнению своих обязанностей в ходе техсопровождения четырех строительных объектов: благоустройство сквера на ремзаводе (стоимость 160 млн тенге), объекты в Зачаганске – водоотведение с микрорайонов «Коктем», «Кендала» и «Арман» (1млрд 200 млн), планировка внутриквартальных проездов в Зачаганске (1 млрд 50 млн), благоустройство инженерных сетей семи жилых домов (545 млн).

    — Во время строительства сквера на ремзаводе было допущено много ошибок со стороны технадзора (после зимы 2014 года некоторые бордюры рассыпались), но мы эти упущения устранили за счет подрядчика. Мы тогда не стали в суд на Киреева подавать, потому что объект был на стадии завершения, — рассказал Еснияз.

    В общем, подсудимый все свое выступление строил на обвинениях в адрес технадзора, который по его словам, редко появлялся на объектах и не участвовал в решении технических проблем при строительстве.

    Один из главных эпизодов в деле – это то, что Киреев писал жалобы в соответствующие службы, что замена бордюров с технадзором не согласовывались.

    Комментируя обвинения в свой адрес со стороны Киреева, который заявил, что заказчик в лице отдела строительства при благоустройстве дворов четырех домов, построенных в Зачаганске по госпрограмме, использовал не те бордюры (метровые вместо трехметровых), Еснияз заявил суду следующее.

    — У нас были глубокие, сложные проблемы технического характера, чем эти бордюры или толщина укрепления бордюров. На мой взгляд, это второстепенные вопросы. Касательно претензий насчет подъездных дорог к жилым домам. Они проходили через сети водопроводов и канализаций, поэтому нам пришлось сдвинуть ее в сторону на 1,5 метра, — пояснил Еснияз.

    «Я готов был провалиться под землю…»

    Согласно обвинительному акту, несмотря на недопонимания и конфликты с технадзором, Еснияз в грубой форме потребовал у Киреева подписать акты выполненных работ на сумму в 104 млн тенге.

    Еснияз оправдывался, что у них были объективные и субъективные причины для этого. «Дожди, проблемы с частниками плюс мы отставали от графика. В мае глава государства заявил, что если деньги, выделенные с республиканского бюджета, не будут освоены, то эти средства будут направляться в другой регион».

    — У нас как раз в июне 104 млн тенге были выделены. Мы должны были их освоить, работы уже шли, но не полностью были закончены, материалы были на 100% закуплены, щебень, ПГС и бордюры уже на объекте лежали. И мы, чтобы деньги не ушли  в другой регион, я попросил Киреева, чтобы он подписал. 104 млн для нашего города огромные деньги, если республика заберет эти деньги, местный бюджет не осилит такую огромную сумму, — рассказал Еснияз.

    А потом решил, что называется, «подключить» и морально-нравственный фактор.

    — Там, ваша честь, психологический вопрос. (Речь о благоустройстве четырех домов в Зачаганске, сданных в эксплуатацию в конце 2014 года. Это 346 квартир, где живут более 1300 жителей). Мы не успевали построить к этим домам подъездные дороги. Были возмущения со стороны жителей. И нам пришлось в срочном порядке эти вопросы решать. Я сам живу в Зачаганске. При весеннем половодье я, честно скажу, избегал людей, потому что в грязь детей на руках несут на остановку. Аксакалы меня укоряли: айналайн, ты же в акимате работаешь, почему не смотришь за этим, почему о народе не думаешь? При таких обращениях я не мог дырку найти, чтобы провалиться от стыда. Сейчас все дома обустроены. Народ доволен. Я тоже хожу, никого не стесняюсь. А раньше боялся выходить покурить, — эмоционально выступил Еснияз.

    Финал его выступления был еще более трогательным:

    — Я об этом поступке не жалею. Ваша честь, когда я вижу, как дети во дворе играют, стоит же ради этого жить. Мы людям радость подарили, ради этого стоило эти вопросы решать.

    Прокурора не прошибло

    Однако гособвинителя Марата Ищанова речь подсудимого, похоже, не тронула. И он начал допрашивать Еснияза.

    — На момент подписания Киреевым актов выполненных работ работы были выполнены? – спросил прокурор.

    — Нет, — ответил Еснияз.

    — 104 млн на что были выделены?

    — На асфальтирование.

    — Получается, они были затрачены в другом направлении?

    — Мы должны были сделать то, что важнее.

    — Киреев сразу согласился подписать эти акты?

    — Нет.

    — А зачем вы его уговаривали?

    — Я его попросил. Сказал, Кайрака, надо деньги освоить, работать надо. И он подписал.

    — Видите же, технадзор не идет на контакт. Уперся, идет только документально, как говорится, по уставу. По закону он все правильно делал в этой части. Не так: Саке, Баке… Зачем вы просили подписать акты, если работы не выполнены?

    — Если технадзор не подпишет, казначейство не дает… Объект, главное, сделан же. У нас бывало, что в конце года два миллиарда поступало, и надо было осваивать.

    — Вы согласны, что нарушили?

    — Да, согласен. Если бы Киреев не подписал бы, я ничего бы не сделал. И мне, максимум, выговор объявили бы за неосвоение, и все. Поймите, это производство.

    — Я вас правильно понял, мотив преступления – в целях интересов государства?

    — Ну, я так пафосно не буду говорить. Но передо мной стояла задача, которую я был обязан выполнить ради людей. Цель была – это реализовать проект. Если я не сделал бы этого, тогда я не оправдал бы доверие акима. Я больше 30 лет в строительстве и если я не смогу сделать, потому что там буква закона или там технадзор заартачился, и я работу не выполню, мне скажут: «Эй, дорогой, зачем мы тебя поставили?» Понимаете?

    — Я вас правильно понял, предъявленное обвинение имело место быть, но это было сделано в благих целях?

    — Да.

    Окончив допрос, прокурор обратился к судье с неожиданным ходатайством.

    Не меняя ранее предъявленное обвинение, гособвинитель попросил суд дать время на составление нового обвинительного акта, куда решил включить еще один эпизод – полиция и свидетели подтвердили, что по поручению Еснияза охрана не допускала Киреева на строящийся объект для осуществления технадзора. Судья Мамбетов эту просьбу прокурора удовлетворил. И похоже, на Еснияза «повесят» еще одно правонарушение.

    Судебный процесс по этому делу продолжится сегодня.


     
    Предыдущая статьяЦены — на вольные хлеба
    Следующая статьяОгненная месть
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    Пик паводка в Уральске пройден

    Максимальный уровень на гидропосту г. Уральска зафиксирован на отметке...

    Рекомендуем

    Затягиваем пояса

    На прошлой неделе Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на встрече...

    Венский бал в Уральске

    Уже второй год подряд в нашем городе проводится это...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл