Газета «Надежда»

Допрос с пристрастием

Старший оперуполномоченный управления криминальной полиции ДВД ЗКО Канат ДУСЕТОВ скоро предстанет перед судом по обвинению в превышении должностных полномочий. 28-летний капитан обвиняется в том, что пытался выбить из задержанного признательные показания в совершении грабежа путем физического насилия.

Об обстоятельствах этого уголовного дела в понедельник, 17 августа, журналистам на пресс-конференции рассказал директор областного филиала Казахстанского Международного Бюро по правам человека Павел КОЧЕТКОВ.

Согласно обвинительному акту, 6 января текущего года полицейские приехали домой к 20-летнему Берику САЛДАГАЛИЕВУ и попросили его проехать в УВД якобы в качестве свидетеля по некоему делу о самоуправстве. Парень с согласия отца отправился вместе с «гостями», однако как только он оказался в одном из кабинетов управления внутренних дел, дело приняло совсем другой оборот.

— Там находились сразу нескольких полицейских, в том числе и Дусетов, — рассказывает Берик. – Сначала он ударил меня два раза ногой по корпусу и порвал куртку, а затем с остальными коллегами стал оказывать на меня психологическое давление, мол, если я не сознаюсь в грабеже, меня посадят в камеру к таким «товарищам», которые могут со мной сделать все, что угодно. Мне пришлось подписать чистосердечное признание. При этом никаких прав мне зачитано не было, адвоката мне тоже не предоставили, даже не дали позвонить домой.

Здесь следует сделать небольшое отступление, чтобы пролить свет на преступление, в совершении которого стражи порядка так рьяно пытались изобличить Берика. Речь идет о грабеже в магазине «Рустам» в Зачаганске, имевшем место 17 декабря 2014 года. В тот день несколько человек в масках совершили нападение на магазин, где, угрожая продавцу обрезом, забрали из кассы около 20 тысяч тенге. Кстати, Берик и не отрицает причастность к этому грабежу, но при этом уверяет, что лишь подвозил приятелей к магазину, то есть послужил водителем, однако, по его словам, он не знал об их преступном замысле. Забегая вперед, отметим, что Берика все-таки признали виновным в грабеже. В июне суд приговорил его к четырем годам ограничения свободы и освободил из-под стражи в СИЗО, где парень к тому времени провел уже полгода.

Однако вернемся к событиям, происходившим в январе. Тревогу по поводу долгого отсутствия сына забил его отец Мурат МАШТАКОВ.

— Когда я прибыл в УВД вместе с братом, а он, между прочим, сам в прошлом работал в полиции, я попросил отвести меня к сыну, но мне отказали, — рассказывает отец Берика. – Тогда мой брат предупредил бывших коллег: «Я вас всех знаю, не трогайте парня, это мой племянник». Однако, как позже выяснилось, полицейские не стали слушать даже бывшего сотрудника полиции и нанесли моему сыну телесные повреждения.

Не став мириться с произволом людей в погонах, Мурат стал обращаться в различные инстанции и в итоге не без помощи Павла Кочеткова добился, чтобы прокуратура возбудила уголовное дело в отношении полицейского.

— Нам удалось встретиться с Бериком в СИЗО, где мы зафиксировали побои и принялись добиваться привлечения полицейских к уголовной ответственности по факту пыток, — говорит Павел Кочетков. – Однако, во-первых, уголовное дело возбудили лишь на одного сотрудника ДВД, а во-вторых, ему вменили не саму статью «Пытки», а превышение власти. Досудебное расследование длилось больше полугода. Столь долгий срок объясняется тем, что проводились различные экспертизы, в том числе и за пределами ЗКО. К слову, эксперты местного филиала Центра судебной экспертизы трижды (!) выносили вердикт, что телесные повреждения были получены Бериком позже, чем 6 января, и лишь независимая комплексная экспертиза в Астане установила, что потерпевшего избили именно в вышеуказанный день. К чести прокуратуры нужно признать, что они не только довели дело до суда, но и вынесли целый ряд представлений в различные правоохранительные органы об устранении нарушений законности и привлечении к ответственности виновных лиц. Так, подобные представления были отправлены в Центр судебной экспертизы, ДВД ЗКО и департамент уголовно-исполнительной системы. В этих учреждениях были выявлены систематические нарушения, такие, как отсутствие точной фиксации времени задержания и нахождения человека в здании УВД, ненадлежащее проведение медосмотра и другие.

В настоящее время уголовное дело в отношении Каната Дусетова передано в суд. По статье «Превышение власти или должностных полномочий» ему грозит до 10 лет лишения свободы.

Дмитрий ТЕРЕЩЕНКО

Exit mobile version