Газета «Надежда»

В КПО отрицают факт отравления жителей Березовки

Представители консорциума КПО — владельца одного из крупнейших в мире газоконденсатных месторождений отрицают факт массового отравления жителей села Березовка, находящегося близ месторождения.

Добыча под честное слово
4 июня, город Аксай. В полупустом конференц-зале акимата Бурлинского района разработчик крупного газового месторождения «Карачаганак» проводит общественные слушания. Тема – природоохранные мероприятия на месторождении в текущем году.
Основная часть слушателей – персонал компании и с десяток жителей Березовки. Слушания ведут два спикера: Роберт Стефенс, исполняющий обязанности директора по производству КПО и Кайрат Утегенов, заместитель акима Бурлинского района и по совместительству председатель общественных слушаний.
— В своей деятельности КПО в обязательном порядке следует всем нормативам в области охраны окружающей среды. Деятельность компании направлена на сокращение объемов выбросов парниковых газов, а также на сохранение природных ресурсов посредством внедрения наилучших доступных технологий, — уверяет господин Стефенс присутствующих.
На слайде демонстрируют схемы, таблицы и графики, что, когда и за сколько будет сделано. План природоохранных мероприятий до конца 2015 года, на которые КПО намерен затратить почти 10 миллионов долларов США, можно посмотреть на сайте компании: www.kpo.kz в разделе «Охрана окружающей среды».

Переселение ради выгоды
От имени инициативной группы березовцев слово взял местный аксакал Магзом Ирмикбаев. Речь его была полна критики в адрес КПО и местных властей. По словам Ирмикбаева, в консорциуме по-прежнему не признают, что отравление более ста жителей Березовки в конце ноября прошлого года произошло в результате выбросов на месторождении, а власти в лице областного управления здравоохранения по-прежнему скрывают истинные диагнозы отравившихся учеников.
— Не потому что люди отравлены, переселяют нас, а потому, что уже возле Березовки ищут, будут бурить и добывать углеводороды. Нам бурлинцам, особенно березовцам, нашим детям не стоит за это умирать, — завершил свою речь Магзом Ирмикбаев.

Дети продолжают болеть
Выступление Ирмикбаева прокомментировал заместитель акима Бурлинского района Кайрат Утегенов. По его словам, 18 мая власти утвердили расчетную санитарно-защитную зону вокруг месторождения. В ближайшее время в Березовке будет сход жителей, на котором обсудят дальнейшую судьбу села по итогам деятельности республиканской рабочей группы под председательством Узакбая Карабалина, министра нефти и газа Казахстана.
— Спасибо всем за активное участие, — заторопился завершить слушания Кайрат Утегенов.
Но в приемной Утегенова уже ожидала группа родителей отравившихся семь месяцев назад учеников. По словам матерей, дети до сих пор часто падают в обмороки, а власти бездействуют.
Татьяна Щербинина житель с. Березовка:
— Здоровье детей отодвинули на самый задний план. Им реально плохо, думали, что в школе, но теперь они падают дома. Их же лечить надо дальше. Так почему власти занимаются ремонтированием моста в селе? Зачем? Когда нужно вложить деньги в здоровье детей. Неужели нельзя просто взять и откликнуться на нашу боль?
Заместитель районного акима, которого назначили на эту должность буквально на днях, признается – проблемой Березовки никогда не занимался и только, что называется, входит в тему.
— Мы ведем ежедневный мониторинг. Буквально на днях там работала мобильная группа управления здравоохранения. Честно вам скажу, с утра с мыслями о Березовке и вечером с мыслями о Березовке.

Несмотря на заверения чиновников и врачей о том, что ситуация со здоровьем детей находится на постоянном контроле, школьники из Березовки продолжают падать в обмороки спустя 7 месяцев после массового отравления. //

«Какое отравление?»
Пока КПОшники спешно расходятся, Стефенс отказывается комментировать претензии березовцев. Удается поймать неуловимого со дня отравления в Березовке Сергея Пушкарева, представителя департамента корпоративных связей КПО.
— КПО вообще берет на себя ответственность, что отравление именно из-за выбросов произошло? Или вы отрицаете этот факт? – спрашиваем у Пушкарева.
— Ну, давайте тут у нас есть представители департамента экологии. Может быть, они скажут вам. Именно какой вопрос у вас? Какое отравление? – задает встречный вопрос Пушкарев.
Один из журналистов подсказывает ему: — «28 ноября в Березовке».
— Ну, там же не было доказано, что было отравление какое-то. Именно, что по выбросам хотите…(смеется). Может вы мне дадите свои вопросы письменно, мы вам постараемся ответить.

Обморок при врачах
— Она может потерять сознание в любой момент. Семь месяцев прошло со дня первого обморока и это до сих пор продолжается. До 28 ноября моя девочка была абсолютно здоровой. Ни разу не ложилась в больницу. Это все можно по медицинской карте посмотреть, — рассказывает по дороге в Бурлинскую центральную районную больницу Алия Мукангалиева, мать 14-летней Альбины Искаковой.
Альбина была среди 25 учащихся, которые почти одновременно потеряли сознание в березовской школе 28 ноября 2014 года. С тех пор обмороки у подростка не прекращаются. В последний раз 19 мая Альбина, потеряв сознание, упала прямо на школьной лестнице. Получила сильный ушиб затылка. По неизвестным причинам врачи несколько дней отказывались госпитализировать подростка.
Интервью с ней пишу в коридоре детского терапевтического отделения.
— Теряю сознание в любой момент. Сердце щемит, руки и ноги сводят судороги. Таких как я, в школе около двадцати детей, — рассказывает Альбина Искакова.
Во время интервью появляется Адина Кабиева, старшая медсестра больницы:
— Извините, вы телевидение, да? А вам разрешение администрация давала?
— Есть разрешение родителей, другого мне нужно, — объясняю ей.
Медсестры спешно уводят девочку в кабинет. Там на повышенных тонах говорят отцу с матерью, мол, зачем журналиста привели.
Через пару минут родители из кабинета выносят Альбину на руках и несут в палату. Альбина без сознания. Медики в панике бегут рядом. Дверь в палату захлопывается.

Свалка под боком
— КПОшники сказали сегодня, что утилизируют все это. Но судя вот по этому, я бы не сказал, что они все утилизируют. Наоборот, возле населенного пункта все это бросили, — говорит житель Березовки Тлек Темиргалиев, показывая десятки КАМАЗов грунта, вываленных на сельской свалке в полукилометрах от Березовки.
Месяц назад сельчане обнаружили, что сюда свозят грунт с резким запахом. Он напоминает обгоревший буровой шлам. Местные говорят, когда ветер дует со стороны свалки запах подозрительного грунта легко доходит до села.
— Это нефтяное, после отжигов обгоревшую землю, по всей вероятности, сюда высыпали, — предполагает Тлек.
У въезда в свалку сидит женщина лет 40 – Елена Челнокова. Говорит, что работает здесь с 20 мая.
— Организация «БатысМунайСтрой» привозит бетон, шлак, не шлак, а грунт. Показываю куда, что выгружать. Какие вредные, не пускаю сюда, — рассказала сторож.
В «БатысМунайСтрой» причастность к этому грунту отрицают.
— Я в первый раз слышу, такого вообще нет у нас. Где свалка? У нас свалки нет здесь! У нас пищевые отходы забирают сами жители поселка, — комментирует по телефону Кымбат Байтерекова, сотрудник отдела кадров «БатысМунайСтрой».
На официальном сайте ТОО «Сервисная компания «БатысМунайСтрой» (http://bms.kz) сообщается, что основным направлением деятельности компании являются строительно-монтажные работы в области нефтедобычи. Главным действующим партнером является КПО.

Обнаруженный на свалке рядом с Березовкой грунт имеет резкий запах и, по мнению местных жителей, прибыл туда с месторождения. //

 

Путь миллиардов
Несмотря на официально установленную санитарно-защитную зону вокруг Карачаганакского месторождения, буровые установки подошли к Березовке вплотную. Их можно видеть с центра поселка. Хотя власти косвенно признали, что отравление более 100 жителей села произошло из-за влияния соседнего месторождения, в КПО по-прежнему отрицают свою причастность к прошлогоднему инциденту.
В консорциум входят известные в мире добывающие компании как «Би Джи Групп», «Эни», «Шеврон», «ЛУКОЙЛ» и «КазМунайГаз». Согласно договору о разделе продукции с Казахстанской стороной компании будут добывать газ до 2037 года. С начала разработки месторождения консорциум вложил в охрану местной экологии 44,2 миллиарда тенге (около 300 миллионов долларов США). Жители села Березовка, которые много лет живут под боком месторождения, в этом сомневаются и просят переселения.

$300 миллионов — столько денег по заверениям КПО компания затратила на охрану местной природы с начала разработки месторождения «Карачаганак».

2037 год — до этого времени КПО по договору с Казахстаном намерен добывать газ на месторождении.

7 месяцев — столько времени прошло со дня массового отравления более ста жителей Березовки в результате выбросов на «Карачаганаке».

В консорциум, разрабатывающий газоконденсатное месторождение «Карачаганак» в Западно-Казахстаской области с 1998 года, входят известные в мире добывающие компании как «Би Джи Групп», «Эни», «Шеврон», «ЛУКОЙЛ» и «КазМунайГаз». 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Санат Урналиев

Exit mobile version