Газета «Надежда»

Позднее зажигание

Эта история напоминает сказку про беленького бычка. Повторяется она со времен перестройки и дикого рынка каждую весну со всякого рода вывертами и неожиданными поворотами. Речь идет о хронической задержке пассажирской навигации на Урале.

Прочитав эти строки, садоводы Учужного затона и Барбастау наверняка в очередной раз испытали чувство глубокого возмущения: на свои участки они вновь приехали только 30 апреля-1 мая.

А ведь в тяжелейшие годы Великой Отечественной войны, особенно в период подготовки контрнаступления под Сталинградом, по Уралу круглосуточно перевозились оружие, боеприпасы, эвакуированные из зоны боевых действий жители…

До развала СССР одно из крупнейших транспортных предприятий Казахской ССР — Уральское речное пароходство —  начинало пассажирскую навигацию едва ли не сразу после ледохода. Движение пассажирских судов «Громов», «50 лет ВЛКСМ» (бывший «Марфино»), СПВ-1, «Урал», ПС, «Речной», «Бирюса», «Зарница», а с 1986 года – «Москва» осуществлялось по пяти линиям: до Учужного, Козинского, Барбастау, дач ТЭЦ, ремзавода. На Учужный  теплоход СПВ-1 выполнял 10 рейсов по будним дням, 12 по выходным, то есть ходил через каждый час с дебаркадера около стелы и с Куреней.

Стоимость проезда была постоянной: до Учужного 10 копеек, Козинского – 30 копеек, Барбастау – 80 копеек. Работала переправа на другой берег напротив стелы, где действовал еще один пляж. Проезд стоил 5 копеек.

В конце 60-х – начале 70-х годов на линиях Уральск – Чапаево (205 км) и Индер – Гурьев (270 км) работали комфортабельные теплоходы: глиссирующий «Заря» и на подводных крыльях «Беларусь», развивающие скорость соответственно 45 и 60  километров  в час. За навигацию Уральское речное пароходство за свой счет, без дотаций перевозило до миллиона пассажиров! Предприятие намеревалось еще больше поднять качество их обслуживания с помощью покупки новых комфортабельных судов типа «Москва», «Московский», «Фонтанка»…

А что случилось сегодня? В мирное время, в век электроники и суперсовременных технологий пассажиров всего на двух линиях перевозят какие-то колымаги. Понятно, что не так все просто, что крах Союза и кризис 1990-х годов больно ударили по речному транспорту. Но справедливо ли все списывать на политические и экономические катаклизмы прошлого?

Уже который год садоводы обращаются с жалобами в горакимат, Уральское городское общество садоводов и огородников, отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автодорог, редакции местных газет на невозможность вовремя попасть на свои участки, расположенные по Уралу.

То нет топлива, то не решен вопрос с дотацией, то не подготовлены  документы по проведению пассажирской навигации – причины всегда находятся. Люди, большинство из которых пенсионеры, ветераны войны и труда, вынуждены  переправляться через разлившийся Урал на лодках, либо сидеть дома и вспоминать банальную фразу о том, что весной каждый день год кормит.

На недавней конференции УГОСО его председатель Алексей Саблин подчеркивал, что попросил речников начать перевозки пассажиров не позднее 20 апреля, а не накануне Первомая, что стало нормой. Но перевозки начались только 30 апреля. Руководство ТОО «Флот», сменившее прежнего перевозчика ТОО «Эсторал», объяснило это объективными причинами: навигация у Республиканского государственного казенного Уральского предприятия водных путей в этом году начинается позже, чем в прошлом году — 25 апреля, а без обследования фарватера и обстановки его предостерегающими знаками движение пассажирских судов запрещено. К тому же Речной Регистр принял еще не все плавсредства, некоторые из которых находились на слипе. Наконец, лед в затоне Чапаева никак не растает и суда не могут из него выйти…

После того, как группа женщин из обществ Учужного затона побывала в редакции «Надежды» и в городском акимате, ответственные лица начали, наконец, действовать. Срочно было проведено совещание с участием Алексея Саблина, перевозчиков и других заинтересованных лиц. Решили начать перевозки 30 апреля и особо отметили, что дотация речникам выделена.

Дай Бог! В прошлом году речников так здорово «финансировали», что перевозки были на грани остановки, а капитан «Бирюсы», ветеран речного флота Петр Гончаров месяцами не получал зарплату.

Следует особо отметить: нынешние перевозки на Учужный и Барбастау во многом удалось начать благодаря титаническим усилиям Саблина. Но с какой это стати каждую весну Алексей Федорович должен в одиночестве выступать в роли «толкача» и получать «шишки» со всех сторон?! Целая зима была на решение организационных вопросов пассажирских перевозок! Что же делала все это время многочисленная армия ответственных работников? Почему снова срабатывает позднее зажигание, да и то после волны возмущений садоводов?

До сих пор не все ясно с графиком движения теплохода «Ангара» с плавверандой на линии Уральск – Учужный: оно производится четыре дня в неделю, а садоводы настаивают на пятидневном графике.

Вывод очевиден: при сложившейся практике будущей весной история с задержкой пассажирской навигации наверняка повторится, возможно, даже в худшем виде.

Да, Союз и «золотой век» судоходства уже не вернуть, но давно пора вспомнить о нормальном, человеческом отношении к своим же согражданам, землякам! Именно благодаря садоводам на городских прилавках появляется свежая, экологически чистая продукция. Не стоит забывать и об этом.

Александр СУЕТИН

Exit mobile version