Газета «Надежда»

Неуставное ношение

6-летняя Билкис КЕНЖЕГАЛИЕВА второй год не ходит в школу. На занятия девочку не пускают из-за платка на голове. Пока родители и педагоги пытаются договориться между собой, 6-летний ребёнок вынужден заниматься дома с мамой.

В семье Азамата КЕНЖЕГАЛИЕВА четверо детей. Двое сыновей и две дочери. Старшей из них — Билкис — в этом году исполнилось 6 лет, однако девочка до сих пор не учится в школе. На занятия её не пускают из-за платка на голове.

— Наша семья — глубоко верующая, — объясняет ситуацию Азамат Кенжегалиев. — Билкис с раннего детства ходит с покрытой головой. Но в школу в таком виде её пускать отказываются, говорят, что эта одежда не соответствует школьному уставу. В принципе, сейчас ношение платка для неё необязательно — Коран предписывает покрывать голову девочкам с момента начала полового созревания, но дочка сама не хочет снимать платок. В нём она чувствует себя комфортно. Если я сейчас заставлю её это сделать, это будет самой настоящей психологической травмой для ребёнка. Тем более, что через несколько лет платок опять придётся надевать.

Азамат неоднократно пытался договориться с директором 3-ей аксайской  школы, где должна учиться девочка, однако та остаётся непреклонной. В результате весь прошлый год, который Билкис должна была учиться в «нулёвке», она просидела дома. В этом году она проучилась только три первых дня. Потом её папе сказали, что школьный устав не позволяет пускать на занятия ребёнка в таком виде.

Директор Западно-Казахстанского филиала Бюро по защите прав человека  Павел КОЧЕТКОВ также уверен: то, что девочку не пускают на занятия, незаконно.

— Это противоречит Конституции РК, — говорит правозащитник. — Конституция — главный закон Республики Казахстан. В ней чётко сказано, что граждане нашей страны имеют право на бесплатное среднее образование и на свободу вероисповедания. И если школьный устав противоречит Конституции нашей страны, нужно просто пересмотреть устав.

У директора 3-ей школы Надежды ШИГАНАКОВОЙ свой взгляд на ситуацию:

— Я вообще считаю, что это нетрадиционное мусульманство. Нет в Коране такого, чтобы девочки обязательно покрывали голову. К тому же у нас светское государство, и я не могу допустить, чтобы в школу начали ходить дети в платках. Ведь если одной разрешить, все остальные начнут ей подражать. А наши родители против, чтобы их дети ходили в платках. К тому же, в школьном уставе ясно сказано, что в учебном заведении запрещено находиться в головном уборе. У нас есть несколько примеров, когда в аналогичной ситуации, но уже со старшеклассницами из верующих семей, нам как-то удается договориться и пойти на уступки. Но с такого раннего возраста, я считаю, в этом нет необходимости.

— Но ведь девочка не учится, может можно попытаться найти какой-то компромисс?

— Родителям нужно понимать, что ответственность за непосещение ребёнком занятий полностью лежит на них. Мы написали письмо сразу в несколько ведомств с просьбой разъяснить ситуацию. После того, как получим ответ, будем действовать в соответствии с указаниями.

— На мой взгляд, в таком возрасте дети ещё не могут адекватно относиться к религии, а родители не должны навязывать своё, — считает руководитель отдела воспитательной работы управления образования ЗКО Луара БАТЫРГАЛИЕВА. — Я сама мусульманка и с уважением отношусь к верующим, но ходить в школу в платке считаю неуместным. Тем более, что у 3-ей аксайской школы действительно есть устав, в котором запрещено ношение головных уборов. Мы не можем давать указания об изменении устава. Это внутренний распорядок учебного заведения. Понятно, что решать ситуацию как-то нужно, но полагаю, тут нужно снова и снова вести переговоры с родителями.

Между тем, отчаявшись прийти к консенсусу с педагогами, Азамат Кенжегалиев в прошлом году подал на школу иск в суд. Однако в суде посчитали, что в этой ситуации правы педагоги. При этом, по словам Азамата, судья райсуда опирался на тот же школьный устав. Никаких противоречий устава и казахстанской Конституции судья не усмотрел. Апелляционная комиссия оставила решение суда первой инстанции без изменений.

— Азамат вначале пытался сам защищать свои права, — говорит адвокат Кенжегалиева Миржан ГАБДУЛЛИН. — Но он не юрист, и не смог грамотно представить свои доводы и аргументы. Думаю, судья воспользовался этим и вынес своё решение необоснованно. Сейчас мы вновь подали иск в суд. Теперь уже мы требуем признать незаконным школьный устав, который противоречит сразу нескольким казахстанским законам и международным конвенциям. В частности мы просим суд признать незаконным подпункт 10 в редакции «запрещается ношение головных уборов в здании школы».

Заседание суда должно пройти 7 октября. А пока взрослые судятся и ищут решение проблемы, маленькая девочка вынуждена заниматься дома с мамой. Билкис, по её словам, очень хочет в школу. Больше всего ей нравится писать буквы и слова. К тому же в классе много девочек из её двора. И они искренне не понимают, почему их подружка не может, как все, учиться в школе.

Лиза КИСЕЛЁВА

Exit mobile version