Газета «Надежда»

Убийственное лихолетье

Забитый до смерти в центре Уральска гражданин Узбекистана, зарезавший по пьяни собственную мать Бауыржан Бекесов и, наконец, похищение и убийство 25-летней Айданы Доскалиевой из п. Щапово, тело которой нашли в русле Урала. Это лишь те убийства, которые на слуху у людей благодаря СМИ. Каково их точное количество, совершенных в области с начала года, информация, которую в департаменте по правовой статистике, прокуратуре и ДВД просто так не получишь. Только через долгие официальные запросы. «Н» попросила рассказать правозащитника, психолога, юриста и бывшего полицейского, в чем причина столь жестоких убийств и как с этим бороться?

 

Толеген Шаиков,юрист:

— Уральск всегда был криминальным. Сейчас просто огласке все придают. Звучит цинично, но падает качество людей, мы обмельчали. Другой немаловажный фактор — много безземельных сельчан хлынуло в город. Здесь их не ждут. Приезжие сбиваются в стаи, образуя мелкие банды. Полиция, конечно, бездействует, потому что там мало достойных. Еще одна причина — большая безработица. Власть серьезно отделена от народа, начиная от акима поселка все живут в выдуманном мире, и придумывают цифры для хорошей статистики. Что-то типа, средняя зарплата в ЗКО — 120 тысяч тенге. Наша пропаганда против преступности топорная. По телику крутят, что-то типа: «Молодежь против наркотиков!». Кого такими призывами остановишь? Нужно воспитывать население четкими установками — если совершишь то-то, тебе за это будет то-то согласно такой-то статье закона. Нужно транслировать живые судебные процессы, показывать условия, в которых содержат заключенных, то есть постоянно демонстрировать, что за преступлением обязательно последует наказание.

Павел Кочетков, правозащитник:

— Первая причина — это падение нравов. Например, в советское время такого не было, потому что как бы там не смеялись сейчас над коммунистическими просчетами, но патриотизм и нравственность в людях воспитывались на самых ранних стадиях. Может быть, несколько топорно насаждалось это. Был запрет на пропаганду жестокости, показ всяких ужастиков. А сейчас эта явная пропаганда дает свои плоды. Взять хотя бы последний случай в Астане, когда подросток убил одноклассника прямо во время урока. Кроме этого, олигархическая система, построенная сегодня в Казахстане, породила опасную социальную напряженность в обществе. Пропасть между богатыми и бедными стала ужасающей. Одним можно все, другим ничего. Раньше человек не мог пробежать мимо какой-то беды, а сейчас человека за мусор считают. Люди стали чудовищно безразличны друг к другу. Живут годами на одной площадке и не знают, как соседа зовут. Это создает угрозу не только для государства, но и самого общества. Только одними силовыми методами проблему роста преступлений не решить. Не нужно валить всю ответственность на правоохранительные органы. Они тоже часть нашего общества. Какие мы — такая и полиция. Им нужно больше взаимодействовать с гражданскими институтами и общественными организациями. С народом, в конце концов. Полиции и народу необходимо начать работать взаимоуважительно. В свою очередь, местной исполнительной власти в лице акимата нужно еще больше ограничить продажу алкоголя. Не секрет, что большая часть убийств совершается в нетрезвом состоянии. Нужно строго следить за деятельностью увеселительных заведений, кафе и ночных клубов. Это тоже рассадники преступности. Конечно, критиковать и давать полезные советы всегда легко, но в целом у властей отсутствует понимание системного подхода по борьбе с преступностью. Но если не просчитывать и не анализировать эту ситуацию, то она продолжится.

 

Райса Байдалиева, психолог:

— Бороться с ростом преступности достаточно сложно, потому что сейчас в нашем обществе происходят такие социальные процессы, которые люди мало понимают. Сегодняшняя жестокость людей закономерна. У социальных психологов есть такое понятие как «Аномия» — понятие, введенное в научный оборот Эмилем Дюркгеймом для объяснения отклоняющегося поведения (суицидальные настроения, апатия, разочарование, противоправное поведение). Это когда в обществе преобладает состояние разложения, дезинтеграции и распада определенной системы устоявшихся ценностей и норм, поддерживающих традиционный общественный порядок. Некое несоответствие новых и принятых государством идеалов. Люди деградируют и не понимают, какими все-таки этическими принципами руководствоваться в жизни. По каким установкам жить. Что можно, делать, а чего нельзя. Люди видят, что некоторым привилегированным членам общества что-то сходит с рук. У них возникает логичный вопрос: а почему мне нельзя? Родители, которые ответственны за детей, должны понимать, что существуют так называемые личные границы человека. С детскими психологическими патологиями нужно бороться с раннего детства. Если ваш ребенок бьет другого, то не нужно закрывать на это глаза. Наше общество достаточно традиционное и мы очень часто нарушаем границы друг друга. У нас же сейчас происходит болезненный переход от аграрного образа жизни к индустриальному. Нужно отказываться и жертвовать старыми правилами. Например, я всегда говорю, что не нужно знакомить своего ребенка со всеми людьми, которые живут в вашем доме. Нужно все время думать о личной безопасности. Наш человек достаточно наивен, зачастую просто не чувствует опасности и сам провоцирует других на преступления. Как бы это прискорбно не звучало, но нужно отходить от чрезмерной открытости, общинного образа мышления и быть больше индивидуалистами. В условиях города это жизненно необходимо. Не нужно надеяться, что в момент опасности кто-то придет и спасет вас.

Марат Сагитов, бывший полицейский:
— В полиции сейчас очень большая текучесть кадров. Участковых кидают с места на место. Сотрудник даже не успевает узнать ситуацию по району, не говоря уже о наведении порядка. Людей берут на работу и увольняют по любой причине, но только не по профессиональным признакам. Сейчас редко встретишь по-настоящему высококвалифицированного, грамотного участкового полицейского, который четко знает, кто мог совершить то или иное преступление у него на районе. Кадровая политика серьезно хромает. Старые профессионалы уходят, в полиции разводится дилетантство. Нужно прекратить такую практику. Естественно, все это порождает низкую раскрываемость преступлений. Полиция и население перестали работать вместе. Раньше была сеть негласных помощников сотрудников, внештатных информаторов, которые всячески помогали полиции. Существовала агентурная сеть. Государство им платило за это. Сейчас их упразднили. Да, сейчас есть денежные поощрения за помощь полиции, но когда вы в последний раз слышали, что такой-то человек помог задержать преступника и вот его наградили? Такой информации нигде не встретишь, пропаганда профилактики правонарушений очень слабая. У полиции с населением по-прежнему натянутые отношения. Люди не верят полиции. Кроме этого, у населения развилось чувство безнаказанности. Они не чувствуют неотвратимость наказания. В Германии, например, если кто-то бросил окурок в неположенном месте, очевидец обязательно сообщит об этом в полицию. Это не стукачество, а гражданская ответственность.

Записал Санат Урналиев

Exit mobile version