Газета «Надежда»

Ищи деньги в поле

Хотелось написать позитивную статью о том, как государство заботится о развитии национальной экономики, о помощи начинающим предпринимателям, о создании новых рабочих мест по программе развития производства, о налаживании такого производства энтузиастами, но получился невеселый материал на тему «Хотели как лучше, а получилось как всегда».

Производство – основа экономики

Программы поддержки предпринимателей, которые реализуются на сегодня в стране, вселяют надежду, что руководство нашей республики действительно обеспокоено тем, что творится в отечественной экономике. Ведь ни кого не секрет, что производство у нас  развивается отнюдь не форсированными темпами, а конкурентоспособные предприятия можно пересчитать по пальцам. К примеру, продукция, производимая на территории Западно-Казахстанской области, в основной своей массе попросту не может конкурировать со своими аналогами, производимыми в других государствах, даже в рамках Евразийского Экономического союза. Это не касается отдельных видов пищевой промышленности, которая еще не до конца пришла в упадок или частично возрождается в наше время, и некоторые продукты питания, произведенные в нашем регионе, пользуются спросом не только по всему Казахстану, но и в ближнем зарубежье. За счет государственных заказов держатся на плаву предприятия «оборонки». Однако эти заводы функционируют лишь на 15-20% от своей полной мощности. Другие предприятия и отрасли давно пришли в негодность, и никто, похоже, не озаботился развитием и модернизацией этих производств. Предприниматели, в основной своей массе, хотят легких денег. Торговля, которая в современных условиях имеет своей главной целью не насыщение рынка разнообразными товарами и конкурентоспособной продукцией, а обогащение самого торговца, является самым распространенным способом предпринимательства. При этом бизнесмены не затрачивают особых усилий, не используя при этом никаких качественных инноваций, наукоемких технологий и т.д.

Так почему же, несмотря на усилия государства, сфера производства развивается слабо? Попробуем разобраться в этом вопросе на примере одного из так называемых прорывных проектов, реализуемых в нашей области.

Коза – это не только пух, но и полезное молоко

Крестьянское хозяйство «Бисекеш» поставило своей задачей развитие не имеющей аналогов в Казахстане отрасли сельскохозяйственного производства. В конце прошлого и начале нынешнего года средства массовой информации Уральска, в том числе «Н», и даже республиканские издания сообщили о том, что в поселке Щапово Зеленовского района открылась козья ферма. По данным СМИ, деньги на реализацию данного проекта выделялись по программе «Дорожная карта бизнеса — 2020». Сумма фигурировала немалая — по разной информации от 40 до 120 млн тенге.

Стоит заметить, что впервые об этом проекте было заявлено еще в 2010 году, потом долгих четыре года наблюдалось затишье. И лишь в начале нынешнего года дело наконец-то сдвинулось с мертвой точки. Материал на эту тему опубликовала и наша газета. Жители Западно-Казахстанской области и города Уральска замерли в ожидании появления на местном рынке доступного козьего молока. Однако ожидание это неоправданно затянулось, и тогда автор этих строк решил без предупреждения и приглашения наведаться на ферму и, что называется, из первых уст выяснить истинное положение дел.

Форменное издевательство над животными

Вашего покорного слугу вызвалась сопровождать Светлана Горбунова — козовод со стажем, которая в своем небольшом частном подворье содержит несколько коз. Больше для собственных нужд, не исключая возможности со временем расширить поголовье и заняться козоводством, как говорится, в промышленных масштабах. Для этого Светлана хочет создать ассоциацию производителей козьего молока, объединившись с другими частниками, которые занимаются разведением коз.

Сама ферма при подъезде к ней не произвела никакого впечатления. Одна постройка, предназначенная под загон в виде саманной кошары и несколько домов-бытовок для проживания обслуживающего персонала. Невдалеке виднелись трактора у стогов заготовленного сена. И где-то совсем в стороне от этого благолепия паслось стадо овец с некоторым количеством коз, которых мы сначала приняли за обитателей этой фермы. Однако мы ошиблись. Как выяснилось, козы на выпас не выгонялись и все лето, по словам скотника, находились в… загоне, питаясь исключительно сеном и зерноотходами. Для породистых коз, с которых планировалось получать полезное для здоровья молоко, этот метод содержания показался нам, мягко говоря, более чем странным.

С мыслями, что, быть может, мы не совсем разбираемся в животноводстве и ученые изобрели новый «замкнутый» метод содержания скота, мы попросили работника фермы показать нам стадо. И тогда нашему взору открылось нелицеприятное зрелище. Как отметила Светлана, перед нами были неухоженные и плохо кормленные животные. Отощавшие от голода козы в буквальном смысле с трудом стояли на ногах, некоторые из них производили впечатление больных животных. Светлана с грустью констатировала, что содержание коз в таких условиях — просто дикость и издевательство над животными. Возникает вопрос, а как же конечный продукт, ради которого этот проект собственно и был запущен — дают ли эти козы молоко? По словам Светланы, эти козы уже давно утратили свою способность к дойке, вымя у них попросту высохло. Когда она прикинула общую численность поголовья, то оказалось, что это стадо в количестве 130-140 коз, из которых только 60 животных были взрослым поголовьем, остальное молодняком, в то время как скотник назвал нам другую общую цифру — 213.

Почувствуйте разницу

В общем, представшая картина никак не напоминала молочную ферму, которая подразумевает дойку стада, и уж тем более производство и переработку молочной продукции. Если вспомнить о том, что сообщали средства массовой информации в начале года, а именно то, что изначально фермерами было закуплено 110 голов коз, получается, что почти половина животных не дожило и до осени.

Сделав несколько фотографий, мы двинулись в обратный путь. Но для того, чтобы почувствовать разницу, мы воспользовались приглашением Светланы и заехали к ней домой посмотреть на ее коз. Разница бросилась в глаза сразу же, как только Светлана вывела к нам своих подопечных: ухоженные, чистые, здоровые животные, которые приносят приплод, доятся и радуют свою хозяйку.

Климат оказался неподходящим

Мы созвонились с управляющим козьей фермы Касымом Бисекешевым, который уточнил некоторые детали и внес свои коррективы в наше видение обстановки. По его словам, эти козы другой не районированной у нас породы в количестве 131 головы были завезены в начале года из Башкирии.

— Кормят их нормально, суточный рацион одной козы составляет 3 килограмма сена, — сказал К. Бисекешев. — Но козы плохо переносят местный климат, в особенности жару. В марте этого года завезенные на ферму козы принесли приплод, но мы не хотим останавливаться на достигнутом и намерены в ближайшее время завести новых коз, доведя стадо до 300 голов.

По словам управляющего, сейчас в стаде находится около 200 голов, а не 130-140, как нам показалось при осмотре. А вот с дойкой, как утверждает г-н Бисекешев, возникли проблемы, козы не хотят доиться регулярно, в связи с чем пришлось сделать перерыв. По словам управляющего, козы с мая по август этого года включительно доились исправно, и все вместе взятые приносили ежедневно по 35-40 литров молока, но это молоко не шло на реализацию в торговую сеть по одной простой причине – оно не подвергалось соответствующей обработке.

Где деньги?

Но самое главное заключалось в том, что никаких заявленных СМИ денег по государственной программе фермерам выделено не было. Планировалось построить большую ферму, смета которой составляла 400 миллионов тенге, но, по словам К. Бисекешева, когда помощи от государства не последовало, фермеры решили вложить собственные средства в размере 76 миллионов тенге. Единственное, на что согласилось государство, это возместить затраты по электро- и газоснабжению фермы. На это было выделено 40 миллионов тенге, которые целевым назначением сразу же пошли на оплату работ по обеспечению коммуникациями фермы. Возникает резонный вопрос, где же обещанные фермерам на этот грандиозный проект деньги?

Чтобы выяснить это, мы созвонились с руководством управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития ЗКО, которое ведает программами поддержки предпринимательства. Однако работники данного ведомства нам не смогли ответить на главный вопрос — какая же поддержка на самом деле была оказана щаповской козьей ферме. Там просто сослались на то, что такие разъяснения предоставляются только по официальному письменному запросу.

Не добившись внятного ответа на областном уровне, мы связались с акимом Щаповского сельского округа. Айткали Абжан ответил, что действительно условия содержания животных козьей фермы имеют некоторое несоответствие, но фермеры исходят из своих ограниченных на данный момент возможностей. Со слов акима, все упирается в то, что фермеры не могут получить необходимый кредит на приобретение оборудования для переработки молока. В данный момент они хотят приобрести модульный молочный цех и с весны следующего года рассчитывают заработать на полную мощность.

Итог всего вышеизложенного таков. На бумаге все программы по развитию производства у нас выглядят вполне дельно и убедительно, но как только дело доходит до реализации, возникают препятствия. Конкурентоспособную экономику такими методами не построишь.

P.S. Когда материал готовился к публикации, мы узнали о том, что депутат сената Куаныш Айтаханов предложил принять закон о кумысе, как о национальном бренде Казахстана. Козье молоко, благодаря своим питательным и целебным свойствам, достойно не меньшего внимания. И хочется надеяться на то, что этот ценный напиток когда-нибудь появится на прилавках торговых точек города Уральска и Западного Казахстана.

Никита РЕДЬКО

Exit mobile version