Газета «Надежда»

Бензиновые страсти: продолжение следует

Дефицит бензина — по-прежнему один из самых больных вопросов не только для уральцев, но и для жителей ещё целого ряда казахстанских городов. Когда разрешится ситуация, наверняка не может сказать никто.

Проблемы с ГСМ набирают обороты не только в Уральске, но и по всей стране. Дело дошло до того, что глава казахстанского  Минэнергетики прямо предложил начать экономить и ходить пешком. Если у кого-то предложение Владимира ШКОЛЬНИКА и вызвало ироничную улыбку, то обычные водители лишь разозлились ещё больше: многочасовые стояния на заправках — не повод для оптимизма. Даже местные энергетики, до последнего утверждавшие, что дефицит бензина — не более чем ажиотаж, искусственно созданный населением, перестали проводить жизнеутверждающие брифинги и признали, что этот самый дефицит имеет место быть. Собственно, что им ещё оставалось делать, после того как первый заместитель министра энергетики Узакбай Карабалин на специально собранной пресс-конференции открыто покаялся в том, что министерство не смогло удержать цены на бензин и рассказал, отчего горючего по прежнему днём с огнём не найти. В общем-то, и раньше было понятно, что главную роль во всём происходящем сейчас сыграли три фактора: февральская девальвация, состояние отечественных НПЗ и административно-волевое удерживание цен на ГСМ.

Тем не менее, пока дело не дошло до откровенного дефицита бензина, все участники рынка ГСМ аккуратно уходили от ответов на вопросы, раздавали обещания и уверяли, что ситуация под контролем. Вопрос напрашивается сам собой — зачем было замалчивать проблемы вместо того, чтобы начать их решать?

Как будут разбираться с ситуацией теперь — пока никто сказать толком не может. Специалисты топливного рынка прогнозируют неминуемое увеличение цены на бензин всех марок. Водители делятся на два условных лагеря: одни ругаются на повышение стоимости и хотели бы любыми способами оставить ценники на прежнем уровне. Другие готовы приобретать бензин за любые (в разумных пределах) деньги. Лишь бы он появился в свободной продаже.

Однако энергетики уже сейчас заявляют, что топливный рынок стабилизируется в самом лучшем случае не раньше чем через несколько месяцев. Особенно остро, видимо, это будет касаться приграничных с Россией областей. Дело в том, что бОльшая часть продукции казахстанских НПЗ распределяется всё-таки по центральной и южной части нашей страны. В ЗКО недостающую долю традиционно перекрывали российским бензином. После того, как местные заправщики, работающие с российским горючим, чуть не целый месяц просидели без поставок, потребуется как минимум несколько недель, чтобы решить бумажные вопросы, урегулировать логистику и т.п. И это ещё при условии, что их устроят цены, установленные на бензин в РК. Пока, судя по всему, новая цена на горючее поставщикам всё-таки невыгодна. Так как даже с её повышением ни в Уральске, ни, кстати говоря, в других городах Казахстана бензина больше не стало. Нужно сказать, что крупнейшие заправщики страны озвучили свои надежды и чаяния на пресс-конференции, собранной 28 августа. Представители Топливной ассоциации Казахстана во главе с Болатом Ауетаевым потребовали: «Мы просим зарегулировать оптовые цены, установить для розничных реализаторов маржу в 30 процентов».  Не думаю, что заправщики Западно-Казахстанской области сильно расходятся во мнении со своими коллегами. Много или мало — эти 30% — решать специалистам, однако и при меньшей марже, которую реализаторы получали раньше, до сегодняшнего бензинового коллапса, заправки в Уральске как-то не разорялись, дела у всех шли принципиально, прямо скажем, неплохо. Поэтому ещё один вопрос, который несколько гнетёт сердца рядовых обывателей — не слишком ли увлеклись заправщики? А если так, то не является ли сегодняшний момент попыткой банально «продавить» ситуацию в свою пользу? Собственно, этими вопросами сейчас должна заниматься (и вроде бы занимается) антимонопольная инспекция в компании с прокуратурой.

Нам же, обыкновенным пользователям железных коней, остаётся только «пробивать» по своим знакомым вожделенные талончики на ГСМ, либо смиренно выстаивать километровые «хвосты» к заправкам, которые пока ещё иногда продают бензин за наличку. Ибо, как долго ещё продлится эта ситуация, пока не берутся прогнозировать даже специалисты.

 

Лиза КИСЕЛЁВА

Exit mobile version