Газета «Надежда»

Не бери, да не судим будешь!

В Уральске за получение взятки судят председателя Зеленовского районного суда №2 Бакытжана Сатыбалдиева. Во время очередных слушаний стало известно, что взяткодатель является одноклассником финполовца, который «сварил» судью. Любопытно, что это не первое их совместное дело по ловле больших коррупционеров. И это далеко не самое интересное, что выяснилось на суде.

Образ судьи В зале суда сразу и не поймешь, кто из присутствующих подсудимый. Он выпущен под залог (сейчас это около 100 МРП — чуть меньше 200 тысяч тенге) и не сидит в стеклянной будке как бывает, а расположился рядом с адвокатом. Строгий костюм, явно не дешевая золотая обручалка, нагловатый взгляд, из кармана брюк вываливается брелок в виде большего белого зуба какого-то хищника. Он даже не встает, когда к нему обращается судья. Сатыбалдиев пока уверен, что коллеги его не посадят. Адвокат его Руслан Жумагулов, который частенько специализируется на защите, уличенных в коррупции. Именно он представлял интересы: 1) Бывшего директора западно-казахстанского маслозавода и учредителя хлебо-приемного пункта Мурата Жаркеева, которого приговорили к 8 годам тюрьмы за крупные хищения, 2) Экс-иректора АО «Жайыктеплоэнерго» Рината Нурушева, априговоренного к 10 годам лишения свободы, 3) Заместителя начальника УССО ЗКО МВД РК Берика Бижанова, который также арестован за вымогательство взятки. Жумагулов сразу же запротестовал, когда узнал о присутствии журналистов: — Мы не против СМИ, но против видео и фото. Судья Ибрагим Ниязгалиев, выслушав прокурора Адила Ахмулдина, который не был против объективов, согласился с защитой: — Без разрешения не снимать.

Газета, как средство предохранения Когда судья решил допросить главного свидетеля по делу — взяткодателя Рината Хамзина — адвокат Жумагулов снова запротестовал: — Ваша честь, прошу его не допрашивать, пока не приедет второй адвокат (Прим. авт. — Мади Мырзагараев). Он будет в Уральске только 20 сентября. — Ладно, — опять согласился судья. — Объявляю перерыв. Во время перерыва в зал c коридора заглянул мужчина: — Созабермендершейш ендi (давайте не будем тянуть), — обратился он то ли к прокурору, то ли к секретарю. Оказалось, что это начальник отдела по борьбе с коррупцией ДБЭКП по ЗКО Дастан Кабанов, которого и начали допрашивать сразу после перерыва. По его словам, к феврале этого года к ним обратился директор строительной фирмы «Гиният Курылыс» Хамзин, который сообщил, что судья Сатыбалдиев вымогает у него 200 тысяч тенге за положительное решение вопроса по административному делу. Предпринимателю грозил штраф 1 млн 800 тысяч тенге. Дальше всё прошло по традиционному сценарию: взяткодателя оснастили скрытой видеокамерой, дали помеченные купюры, проинструктировали, а когда действо случилось, в кабинет вошли финполовцы и нашли взятку в шкафу судьи. Руслан Жумагулов при допросе Кабанова делал акцент на двух вещах: — Почему на руках судьи не обнаружили спец краситель, которым метят деньги? И знал ли Кабанов, что взяткодатель и один их сотрудников финпола, курировавших спецоперацию, одноклассники. Дастан Кабанов ответил: — Свечения не было, так как деньги лежали между газетами. Про одноклассников я не в курсе.

Напарники с одного класса
Старший инспектор по особо важным делам Финполии по ЗКО Даурен Кенжалиев подтвердил, что действительно является одноклассником Рината Хамзина и это их не первое совместное дело. В декабре прошлого года за получение взятки они «сварили» замначальника следственного управления ДВД ЗКО Заята Мухтарова и начальника отдела природоохранной полиции Габидена Кагазгалиева. Обоих приговорили к семи годам тюрьмы. Показания Кенжалиева были идентичными, что и у Кабанова. Следующим в качестве свидетеля в зал суда в сопровождении конвоя и в наручниках привели экс-начальника следственного отдела Финполиции ЗКО Куаныша Исмурзина, осужденного недавно на семь лет за мошенничество в особо крупных размерах. Появление Исмурзина вызвало необъяснимую радость у адвоката и у подсудимого. Оба начали улыбаться и Жумагалов даже перекинулся парой фраз с финполовцом, как со старым приятелем, которого давно не видел: мол, как дела? Исмурзин заметно осунулся после месяца пребывания в тюрьме и оказывается тоже участвовал при задержании судьи. Заключенный ничего нового не сообщил и в показаниях ссылался на вышестоящее начальство. Через 10 минут его увели. Секретарь сообщила, что остался последний свидетель — Хамзин. Адвокат Жумагулов снова запаниковал:
— Ваша честь, ну вы же обещали. Подождем второго адвоката.
Судья Ибрагим Ниязгалиев задумался, нервно постучал ручкой о стол и выдал:
— Наверное, отложим.
Жумагулов сверкал от радости:
— Отложим! Отложим!
Судья обратился к журналистам:
— Мы вам сообщим дополнительно. А пока можете идти.
В каридоре сидел главный свидетель Ринат Хамзин:
— Скажите, Сатыбалдиев действительно брал взятку? Правда ли, что Кенжалиев ваш одноклассник и это ваше второе совместное дело?
— Если он не брал, то его бы не судили. Это зафиксировано на видео. Он не брал в руки, а показал место, куда положить. Я никому сам не предлагал взятки, требовали с меня. А то, что одноклассник работает в финполе, моей вины в этом нет.
«Н» будет дальше следить за этим делом.

Санат Урналиев
 

Exit mobile version