Газета «Надежда»

Не сходите с ума

С 1 августа специализированная бригада скорой и неотложной помощи психическим больным передана под юрисдикцию общегородской станции «Скорой помощи». Родственники душевнобольных забили тревогу.

Душа болит

В письме начальнику областного управления здравоохранения Камидолле ИРМЕНОВУ 23 июня 2014 года они пишут: «Мы узнали, что в Центре психического здоровья сокращается количество койко-мест, а также специализированная «Скорая помощь». Эта новость повергла нас всех в шок! Дело в том, что многие психические больные, несмотря на применяемые психиатрами препараты новых поколений, в периоды обострений являются социально опасными. Например, шизофреник может услышать «голоса» в любое время года и их появление непредсказуемо. В эти моменты больные становятся совершенно неуправляемыми, очень сильными и агрессивными. Спецбригада «скорой помощи» приезжает быстро, они уже знают своих пациентов, да и ребята там работают с навыками общения с такими больными. Неужели Вы полагаете, что с буйными больными могут справиться обычные врачи и фельдшеры? И с какой целью сокращается количество мест в стационарах? Конечно, есть больные неактивные, как овощи, которые неопасны для общества и, может, им достаточно получать лечение на дому. А что делать с теми, которые в период обострения могут побить, покалечить, а то и убить любого, кто попадет под руку? Когда выбрасываются из окна тяжелые вещи (DVD-плееры, телевизоры, посуда, мебель), кто гарантирует, что от этого не пострадают случайные прохожие?

Очень просим Вас, Камидолла Мутиголлаевич, учесть эти особенности психически больных пациентов и не делать опрометчивых шагов, сокращая персонал и койко-места в психбольнице. Подумайте не только об экономической выгоде, а о безопасности населения». Под письмом стоит около полутора десятка подписей. Понятно, что фамилии подписантов мы не указываем.

– Вы даже не представляете, в каком кошмаре мы живем, – рассказывает Татьяна В., мама одного из пациентов ЦПЗ. – Я уже и к святым ездила, и по бабушкам всяким водила его – с тех пор, как его из петли вынули, он сам не свой. И в петлю-то полез по указанию «голосов». Во время приступа совершенно буйный становится, сладу нет, от лекарств отказывается. А есть такие, которые из дома сбегают во время приступа, что им там «голоса» нашепчут? Только одна у нас была надежда – ребята со «Скорой», а теперь что с нами будет?

Надо сказать, что ответ из облздрава пришел незамедлительно. В нем заместитель руководителя Манчук АЙМУРЗИЕВА сообщает: «В ГККП «Областной центр психического здоровья» на 2014-2015 годы сокращение коечного фонда не планируется. Бригада специализированной психиатрической скорой помощи не расформировывается, будет передислоцировано в ГКП на ПХВ «Городская станция скорой помощи». Специализированная психиатрическая скорая помощь будет функционировать в обычном режиме, при этом на работу бригады смена мест никаким образом не отразится. Вызовы будут осуществляться быстро и своевременно по действующим номерам и «103».

Трудности перевода

Полтора месяца спустя, когда перевод специализированной «скорой помощи» в городскую службу уже произошел, тревога родственников психбольных усилилась, и они обратились за помощью в «Н», поскольку во всех остальных инстанциях им ответили примерно то же самое.

– Не стоит так паниковать, все принятые меры пойдут только на пользу и пациентам и самим работникам специализированной «скорой помощи», – заверила нас Манчук Кудайбергеновна. – Модернизация службы «Скорой помощи» идет с 2010 года, в 2011 году принято новое положение об организации служб «Скорой помощи» и санавиации, так что мы действуем в рамках нормативных документов министерства здравоохранения РК. Практически, во всех областях этот процесс уже прошел, просто у нас спецбригады «скорой помощи» для психбольных работали вполне успешно в составе ЦПЗ и мы только сейчас привели их штат и дислокацию в соответствие с нормативными актами, когда появилась возможность сделать это максимально безболезненно. Для медработников стало даже лучше – лучше условия труда, обеспечены своевременное техническое обслуживание и ремонт транспорта, электронная навигация продвижения, поскольку есть база для этого. В перспективе пересадим их на новый современный автомобиль, – сейчас они на стареньком УАЗике ездят. Проведем обучение персонала, поскольку и у психических больных случаются инфаркты, инсульты, различные травмы и инфекционные болезни, чтобы фельдшеры спецбригады могли диагностировать и оказать соответствующую помощь. При этом учтите, мы их очень ценим – они же лет по 15 уже работают, а обмен опытом всегда только на пользу идет.

Как уверяют руководители облздрава, Центра психического здоровья и службы «Скорой помощи», для населения тоже большая польза от проведенной модернизации. Ведь можно вызвать спецбригаду без посредников, если кто-то из близких, коллег или просто прохожих ведет себя не вполне адекватно. Раньше сначала вызывали обычную «Скорую» (в психбольнице такие вызовы не принимали), которая приезжала, оценивала состояние больного и только после этого вызывала спецбригаду. Теперь достаточно набрать «103» и описать ситуацию. К слову, об этом бегущей строкой сообщается на телеканале ТДК-42.

Эту информацию полностью подтвердила и замглавврача городской службы «Скорой помощи» Роза СЕРИКБАЕВА:

– Я пока не могу провести какой-то анализ – месяц только начался, но положительные изменения очевидны, – сказала она. – Спецбригады работают по 12 часов, за ними закреплен диспетчер при поступлении вызова к психбольному в общую диспетчерскую службу, его просто переводят на диспетчера спецбригады, так что экономится время. Помощь больным оказывается в полном объеме, лекарств хватает, в  том числе спецсредств, на другие вызовы спецбригаду мы не задействуем. Кстати, в зарплате они ничего не потеряли, а вот приобрести вполне могут.

Совершенно не секретно

А директор ОЦПЗ Бекет МУРЗАХМЕТОВ был весьма радушен, поведав, что скорая и неотложная помощь оказывается круглосуточно, что в центре действует круглосуточный медицинский пост, что никакого сокращения медперсонала и койко-мест не предполагается, и пригласил к более тесному сотрудничеству: «Нам есть, что рассказать людям». Разумеется, мы обязательно воспользуемся его предложением и чуть позже расскажем читателям «Н» об этом в какой-то мере загадочном лечебном учреждении.

К слову, Бекет Тельманович отметил, что бытующее в народе мнение о «сезонности» обострений у психбольных ошибочно – оно может произойти в любое время. Ошибочно и мнение о том, что «клиентами дурки» становятся лишь буйные шизофреники и если человек пролечился там, что на нем ставится клеймо на всю жизнь.

Отнюдь, здесь гораздо чаще проходят лечение обычные невротики, люди, пережившие тяжелый стресс (потерю близкого человека, увольнение, скандальный развод и раздел имущества, насилие), а также страдающие депрессией и нервным истощением трудоголики… Эти люди абсолютно нормальны и после курса лечения они возвращаются к нормальной жизни.

– У нас нет твердой цифры состоящих на учете в ОЦПЗ больных, она колеблется в пределах двух-двух с половиной тысяч. Если состояние человека позволяет, мы снимаем его с учета, – говорит Бекет Тельманович. – Чаще всего нашими пациентами становятся молодые люди от 16 до 30 лет и те, кто приближается к пенсионному возрасту.

Если в первой возрастной категории причины «сдвига» весьма разнообразны – от компьютерной зависимости до наркотиков и последствий черепно-мозговых травм, то во второй чаще всего – боязнь старости и ощущение собственной ненужности.

Добро пожаловаться!

Между тем, в ОЦПЗ помимо лечебных услуг действует и телефон доверия, работает служба психологической помощи, проводится обучение психологов из школ и городских поликлиник, на очереди – психологи средних и высших учебных заведений.

– Нам обязательно нужно работать в тесном контакте с психологами с целью раннего распознавания истинно психических отклонений, – поясняет Мурзахметов.

Не секрет, что довольно часто педагоги клеймят неудобного подростка, называя его шизофреником, психом, хотя на самом деле причина его вызывающего поведения кроется в другом. У инсультных больных бывают состояния, сходные с психическим заболеванием, особенно, если клиническая картина стертая. Ведь на самом деле распознать шизофрению даже на ранних стадиях не так трудно, но делать это должны профессионалы, а не мнительные самоучки, убеждены психиатры. К сожалению, очень часто родственники начинают водить больного по знахаркам и целителям, упуская драгоценное время, хотя своевременно начатое лечение позволяет вернуть человека в общество.

Уральские психиатры считают, что от сумасшествия не застрахован никто. И тут не помогут никакие тренинги, бабушки-знахарки и экстрасенсы. Лучше в сложной жизненной ситуации, чтобы не сойти с ума, обращаться за помощью к профессионалам. Ну, а за тем, как повлияла проведенная модернизация «скорой помощи» на качество обслуживания психбольных, «Н» все же понаблюдает.

Справка «Н»

Телефон доверия областного центра психического здоровья: 54-90-90. Время работы с 8.00 до 23.00. В субботу и воскресенья работает дежурный психолог.

Анна ПАНИЩЕВА

Exit mobile version