Газета «Надежда»

Дельфийский скандал

Несколько уральских предпринимателей утверждают, что их обманула исполнительный директор Национального комитета Дельфийских игр Сажида САЙТБАЕВА. По их словам, женщина скрылась из города с деньгами, которые полагались им за работу. В комитете игр в свою очередь утверждают, что всё это недоразумение. А саму Сайтбаеву объявили в розыск, как пропавшую без вести.

Вчера с утра в уральском аэропорту собрались журналисты и группа предпринимателей, фотографов и операторов. Всех их привело сюда одно желание: выяснить, наконец, судьбу оплаты за поддержку X Дельфийских игр, прошедших на минувшей неделе в Уральске. В этот день утренним рейсом в Алматы улетала одна из организаторов фестиваля Куралай ТУСПИКОВА (на снимке). Остальные организаторы к этому моменту уже покинули наш город.

А ситуация заключается в следующем. В Дельфийских играх приняли участие более 500 человек. Предприниматели кормили, размещали и перевозили участников игр фактически на свои средства, с тем, разумеется, расчетом, что эти суммы им возместят и заплатят за работу. Однако обещанных денег люди не получили. Аналогичным образом сложилась ситуация с фотографами и операторами, которые поддерживали мероприятие и работали в судейской коллегии. За свою работу никто из них так и не получил ни тиынки.

Более того, во вторник вечером арендатор кафе «Университет» Жемис САРСЕНГАЛИЕВА по своим каналам выяснила, что накануне, 30 июня, исполнительный директор Национального комитета Дельфийских игр Сажида САЙТБАЕВА, которая, собственно, и решала все финансовые вопросы с предпринимателями, сняла крупную сумму в банке и с этими деньгами вылетела из Уральска, якобы, даже не забрав вещи из гостиницы.

— Я уточнила, она взяла билеты на рейс до Астаны и оттуда в Алматы, — говорит Жемис Абдрахмановна. — Что за деньги она сняла? Почему мы вообще ничего не знаем? Почему она так и не подписала с нами договоры и акты выполненных работ? Ни на один вопрос ответа нет! Мне лично организаторы Дельфийских игр должны 600 тысяч тенге. Всего было 800, но 200 тысяч Сажида выдала сразу — на закуп продуктов. Я без сна и отдыха вместе с моими девочками пахал, чтобы накормить всех участников. А теперь мне им даже зарплату выдать нечем!..

— До открытия Дельфийских игр оставался, буквально, день, — говорит в свою очередь директор рекламного агентства «Максимум» Утеген МУХАМБЕТКАЛИЕВ. — Организаторы на нас вышли, попросили сделать всё по-быстрому. На счет оплаты, говорят, не переживайте. Мол, сейчас времени совсем нет, договор потом составим, второго мы уезжаем и до этого оплатим. Мы поверили, сделали им баннеры, стикеры, бейджи. 30 июня мы договорились встретиться с Сажидой. Звоним ей, а телефон отключен.

В аналогичной ситуации оказались владельцы ещё нескольких городских кафе и ресторанов. По информации Жемис Сарсенгалиевой, комплексу «Айдана», где расположены гостиница и ресторан, организаторы игр задолжали около 1 млн 600 тыс. тенге. На такую же примерно сумму «пролетел» ресторан «Олимпус». Однако их владельцы не борются за свои кровные так активно. По словам Жемис, им всем, как и ей неоднократно звонили из Дельфийского комитета с просьбой не поднимать шум. Деньги обещали «как-нибудь выплатить».

— Может быть они такие миллионеры, что за свои деньги не дерутся, а у меня каждая копейка на счету, — горячится Жемис Абдрахмановна. — Мне людям зарплату заплатить нечем! Я до конца пойду!  Уже ничего не боюсь!

Ситуация осложняется тем, что договоры, имеющиеся на руках предпринимателей, имеют странный юридический статус. Дело в том, что их обещали подписать после окончания Дельфийских игр. Однако сразу после праздника г-жа Сайтбаева исчезла в неизвестном направлении, оставив расхлёбывать всё Куралай ТУСПИКОВУ. Когда предприниматели подняли бучу и закатили скандал в областном филиале партии «Нур Отан», именно Куралай Туспикова поставила на их договоры печати и расписалась на них. Правда, при этом всех предупредила, что её подпись никакой юридической силы не имеет. Её слова потом подтвердил и юрист ИП «Сарсенгалиева».

— Мой юрист, когда я ему показала договор, сразу сказал, что эта бумага — филькина грамота, — продолжает Жемис Сарсенгалиева. — Ни в каком суде я с ней ничего не докажу.

Сама Куралай Туспикова, приехав в аэропорт, была крайне немногословна. Она лишь сказала, что все предприниматели получат свои деньги.

— Данный проект, он в рамках госсоцзаказа, — сказала она журналистам буквально на ходу. — Как только он «актируется», так сразу всё оплатят. Договоры заключены, акты выполненных работ имеются. Все они действительны, все они имеют юридическую силу.

Между тем, если у общепитовцев есть хоть какие-то документы, то люди свободной профессии — фотографы и операторы — этим не могут похвастаться.

— Мне и Виктору ПРЕДЫБАЙЛО должны были заплатить за судейство, а мне ещё и за работу, — говорит фотограф Иван ОЗАРКО. — Виктору должны 15 тысяч тенге, а мне — около 200 тысяч. Никаких бумаг никто не составлял. Просто Сажида сказала, чтобы об оплате не беспокоились, всё получим наличкой. Это не новость, такое практикуется постоянно. Тем более, что Дельфийские игры, такой масштаб! Поэтому я поверил…

У местного оператора Руслана ситуация ещё хуже: во время открытия и на протяжении всех игр он организовывал видеоподдержку. Для этого пришлось раздобыть специальную аппаратуру, фактически, переносную видеостудию. Кроме этого, Руслан сразу из собственных средств расплатился с пятью операторами, которые работали на празднике. Теперь организаторы должны ему по договорённости 730 тысяч тенге. Однако никаких документов при этом подписано также не было.

За комментариями «Н» обратилась к главе попечительского совета Дельфийских игр Лаврентию БОБРЫШЕВУ, который ответил так:

— Этот конкурс проходит в рамках госзаказа и, соответственно, проводится процедура госзакупки. Согласно новому закону предоплата не осуществляется, деньги выплачиваются строго по факту. Своих средств у Фестиваля нет. На его счету вообще нет пока никаких денег. Они поступят только после того, как их перечислит министерство образования и науки. Сейчас Куралай Туспикова (как выяснилось, она директор по развитию Дельфийского движения в Казахстане — прим. авт.) привезла все акты и договоры в Астану, идёт их передача в МОН. Как только все документы будут переданы и соответствующим образом оформлены, всем поставщикам начнут выплачивать деньги. В Дельфийском комитете согласны открыть счета, чтобы показать журналистам, что никакие средства никуда не ушли.

Что касается операторов, фотографов, которые по каким-либо причинам не успели заключить договор, мы будем разбираться с каждым конкретным случаем в отдельности. Они должны предоставить акты выполненных работ, чтобы обосновать человеко-часы, затраты на аренду оборудования и т.д. Без этого выдачи денег не будет, это незаконно. Но я уверяю, что поставщики услуг не будут обижены. Такого в истории Дельфийских Игр ещё не было.

Что касается самой Сажиды Сайтбаевой, то она пропала. Она приземлилась в Астане и вышла из самолёта. Больше о ней ничего неизвестно. Она никому не звонила, нигде не появлялась. Телефон отключен. Насколько мне известно, у Сажиды при себе было удостоверение личности и практически не было денег. Так как она до этого искала, занимала средства, чтобы проавансировать предпринимателей. Получилось, что два события наложились друг на друга. Сначала у нас пропал сотрудник, а предприниматели, не сумев дозвониться до неё, начали распространять слухи.

Мы обратились с заявлением о пропаже человека в полицию. Заявление «закузировано» (зарегистрировано в системе КУЗ (электронная книга учета заявлений) — прим. авт.). Этим вопросом занимается ЛОВД на транспорте Есильского ГУВД Астаны.

Лиза КИСЕЛЁВА, фото Георгия СЕМЁНОВА

Exit mobile version