Газета «Надежда»

Не точить колясы

Бейбут МИХАНОВ один из немногих инвалидов первой группы, кому посчастливилось вести жизнь полноценного человека. Недавно Бейбут впервые за 16 лет устроился на работу.

Домосед поневоле

Говорят, уровень цивилизованной страны можно определить по уровню комфорта, который предоставляется людям с ограниченными возможностями. Один мой хороший друг, после поездки за границу с удивлением рассказал о совершенно слепой журналистке, которая работала на… телевидении. При этом девушка не испытывала трудностей в работе – она записывала интервью, снимала сюжеты, писала тексты и ни у кого и в мыслях не было удивиться её роду занятий. В этом отношении Казахстан медленно, но верно, начал двигаться в сторону развитых стран. По крайней мере, внимание к людям с ограниченными  возможностями, по уверениям самих инвалидов, начало расти. Одним из таких людей стал обычный уральский мужчина Бейбут Миханов, с которым судьба сыграла злую шутку, навсегда приковав его к инвалидному креслу.

Долгие годы Бейбут Миханов не знал проблем со здоровьем. Окончил школу, отслужил два года в Мурманске. После армии поступил учиться в Джамбульский институт лёгкой и пищевой промышленности, получил диплом экономиста-бухгалтера. Какое-то время работал в Актюбинске, затем вернулся в родной посёлок, а оттуда переехал в Уральск. Шли девяностые, Бейбут работал в налоговом комитете, но тут начались проблемы со здоровьем. Врачи поставили диагноз: опухоль спинного мозга и назначили Бейбуту ту самую роковую операцию, после которой он навсегда остался прикованным к инвалидному креслу.

— Произошло это осенью 1998 года, — вспоминает Бейбут Миханов. – В операционную я пришёл на своих ногах, а после операции мне сказали, что я уже никогда не смогу ходить и выписали первую бессрочную группу инвалидности.

Удивительно, но за всё время нашего с Бейбутом разговора горечи и жалости не слышалось даже в интонации — речь была спокойной и уверенной. То ли тяжесть девяностых начинает забываться за давностью лет, то ли годы, проведённые в инвалидном кресле, прибавили этому человеку мужества.

— Время было действительно очень тяжёлое, — вспоминает Бейбут. – Финансовое положение было не из лёгких, я не мог доехать даже до Самары, чтобы провериться у врачей более высокой квалификации. Кроме того, первое время после операции я был прикован к постели – не мог даже пошевелиться. Затем по совету врачей я пересел в инвалидное кресло и начал передвигаться по дому.

К безбарьеру!

Самое тяжёлое испытания для социально активного человека – остаться в изоляции от общества и наблюдать за праздником жизни со стороны, из окна своей квартиры, к примеру. Вынести такое испытание не сломившись, способен не каждый. Получив первую группу инвалидности, Бейбут немедленно включился в общественную жизнь инвалидов Уральска и, разумеется, приступил к поискам работы.

— Я искал работу на протяжении 15 лет, разумеется, сидячую, — говорит Бейбут Миханов. – Научился разбираться в компьютерах, освоил интернет. Разумеется, очень хотел работать по специальности, бухгалтером, но повсюду получал отказ. Кто-то обещал перезвонить, как только появится подходящая для меня вакансия, кто-то говорил, что место уже занято. У меня и специальность есть, и стаж работы не маленький. Наверное, причина была в коляске, хоть и прямо мне об этом никто не говорил.

Устроиться на работу Бейбуту помог счастливый случай, а, точнее, февральская ярмарка вакансий, проведённая ровно через месяц после президентского послания, в котором было упомянуто о программе «Безбарьерная зона», направленной на решение проблем людей с ограниченными возможностями. Вот на волне послания Бейбуту и посчастливилось найти себе работу.

— Когда я услышал о ярмарке вакансий, разумеется, отправился предлагать свои услуги, но сколько ни катался от столика к столику, ничего не нашёл, — продолжает свой рассказ Бейбут Миханов. – И тут начальник городского отдела занятости Айгуль Тукешева сказала, что у них как раз есть вакансия делопроизводителя.

Разумеется, Бейбут не стал упускать такую возможность – прошёл собеседование и медосмотр, подтверждающий, что состояние здоровья позволяет ему работать, и 18 марта заступил на должность делопроизводителя. Пенсия инвалида первой группы составляет 30 тысяч тенге. Доход, чего уж греха таить, невеликий. Поэтому работа подвернулась к Бейбуту как нельзя кстати. Но о материальной стороне вопроса наш собеседник и говорить не стал. Отметил лишь, что на жизнь хватает.

— Самое главное не зарплата, а возможность работать как полноценный человек! – восклицает Бейбут Миханов. – Я ведь теперь живу полной жизнью, общаюсь с людьми. С наступлением зимы многие инвалиды неделями не выходят из дома, а я пять раз в неделю обязательно выхожу на работу.

В обязанности Бейбута входит общение с посетителями, которые приходят за материальной помощью – делопроизводитель регистрирует их заявления, проверяет, в порядке ли документы, объясняет, консультирует. Вроде бы всё хорошо, но работа, точнее, путь до неё, не даётся Бейбуту легко.

— Мой рабочий день – с 9.00 до 17.30, точно по расписанию такси для инвалидов, которое каждый день привозит меня на работу, — рассказывает Бейбут. – Самое сложное – спуститься со второго этажа, на котором находится моя квартира. Лифт не работает, поэтому приходится ждать, когда поможет кто-нибудь из случайных прохожих.

По словам Бейбута, основная проблема казахстанских инвалидов – доступ куда бы то ни было. Во многие учреждения, торговые центры и банки инвалиды-колясочники просто-напросто не могут попасть. Виной всему пресловутые пандусы, о которых, наверное, исписаны уже тонны газетной бумаги. По мнению людей с ограниченными возможностями, легче подняться на Эверест, чем преодолеть среднестатистический уральский пандус.

— Вот, например, в «Галактике» очень крутой пандус. Я специально хотел туда подняться – невозможно. Для чего тогда они? Для отвода глаз или чтобы нас подразнить? – возмущается Бейбут Миханов, а затем добавляет: — Без принуждения со стороны властей мы эту проблему не решим!

Работу инвалидам!

Айгуль ТУКЕШЕВА, начальник городского отдела занятости

— Поиском работы для инвалидов мы занимаемся не переставая. На последней ярмарке вакансий принимали участие порядка 50 инвалидов, многих из которых удалось устроить. Например, одна женщина устроилась в кризисный центр медсестрой, ещё один инвалид третьей группы нашёл подходящую работу в спортивном клубе «Намыз». Примеров много, другое дело, что у нас в основном работают инвалиды третьей группы, реже второй, а трудоустройство инвалидов первой группы – самые редкие случаи. Сейчас мы занимаемся тем, что выявляем трудоспособных, но неработающих инвалидов. В прошлом году нам удалось найти работу для 144-х человек с ограниченными возможностями. Других же направили на обучение, молодёжную практику или общественные работы.

Языком цифр:

11 367 – количество инвалидов в Уральске

4200 – число трудоспособных инвалидов

2900 – инвалиды, которые нашли работу.

Пётр ТРОЦЕНКО, фото Георгия СЕМЁНОВА

Exit mobile version