Газета «Надежда»

Дежурный по апрелю

Нынешний март богат на события, но главная тема – ситуация на Украине, которая была заложена ещё теми, кто осуществил развал Советского Союза, проигнорировав мнение народа. Обсуждают её все и везде – в интернете, на улицах, на кухнях. Общество раскололось и забродило. Как будто всех поразил вирус, разрушающий мозги и души. Когда, в какой период мы подцепили эту заразу, от которой жизнь стала похожа на погоду за окном: ни тепло, ни холодно, серый унылый дождь и беспросветная слякоть?

Моё поколение, 40-50-летних, можно назвать внуками оттепели, – наши родители, шестидесятники, её дети. Мы росли на песнях Окуджавы, Визбора и Высоцкого,  пели Розенбаума и Митяева, Цой и БГ (Борис Гребенщиков) были нашими кумирами… С молоком матери мы впитывали запах тайги и костров, умели обходиться малым и ценить искренность и честность. Мы учились искусству выживать в сплавах по рекам и в походах с родителями, постигая науку отделять зёрна от плевел и терпеливо сносить невзгоды, чтобы добраться до цели. В экстремальных ситуациях, как писал Визбор, на первый план выходят качества души. При всей доверчивости, мы уже в юные годы умели смотреть в глаза человеку и видеть, что же отражается в этом зеркале души. А ещё умели радоваться жизни.

Мы были сделаны в СССР, успели испытать на себе и минусы, и плюсы того строя, который вот уже более двадцати лет чернят все, кому не лень. Говорят, советские люди сплошь были зомбированы и мира не видели, потому что никуда не выезжали, были довольны жизнью, поскольку другой и не знали. Бессовестно врут! И мир видели, и довольны были не всем, но уважение к учителям, врачам, инженерам было! И милиции доверяли. В петлю не лезли из-за не сданной сессии, «потому что теперь гранта лишат, а где столько денег взять на образование». И с высоток парами не сигали, «потому что никто меня не понимает». И верили в себя…

Кто-то мира не видел, не спорю. Так ведь и сейчас не каждый может выехать за границу. Но если тогда за рубеж человека могли не пустить из-за того, что он работает на оборонном заводе, к примеру, то сегодня могут закрыть выезд за якобы не погашенную задолженность в КСК. Демократия – это вам не социализм…

Ну, вот, опять понеслась ностальгия по замшелой совдепии, скажет какой-нибудь читатель. Да не по совдепии мы тоскуем, – по себе. Это нашему поколению достались на взлёте жизни разбойные девяностые, безработные нулевые, смена политических ориентиров и поруганная честь страны, которую мы любили. Поменялся стиль жизни: либо ты, либо тебя, в информационном пространстве – сплошная чернуха, в чём, увы, и наш брат-журналист поучаствовал в погоне за рейтингом и громким именем.

Вглядитесь в лица людей, идущих навстречу. Хмурые, озабоченные, тусклые глаза. Наверно, в какой-то степени в этом виноваты и мы, внуки оттепели, забывшие, что после похолодания всё-таки приходит настоящая весна, и мир вокруг оживает.

Апрель – особенный месяц. В нём, как в жизни, есть и холод, и тепло, и неясная тревога, и ожидание чуда. Благовещенье, День космонавтики и даже главный праздник православных – Пасха выпадают на апрель. Он несёт в себе надежду. А надежда, как известно, – наш компас земной.

Анна ПАНИЩЕВА

Exit mobile version