Газета «Надежда»

Команде ЖКХ требуются замены

По уровню изношенности коммунальных сетей и жилого фонда Уральск приблизился к крупным мегаполисам, что с точки зрения небольшого города – губительный тренд. В рамках проекта «Всеобщая модернизация» «Н» изучила действия власти по улучшению ситуации, а заодно предложила свои.  Для начала – простые двузначные цифры. Существующие водопроводные сети Уральска изношены на 67,1%, системы канализации – на 64,1%, электросети – на 75%, теплоснабжающие сети – снова на 64,1%. По газопроводам информации нет, но маловероятно, что износ составляет меньше среднего по стране, а это 54%. По этим показателям Уральск приближается даже не к общеказахстанским цифрам износа, а к российским, где масштаб проблем куда больше (там общая изношенность сетей – выше 70%, но там и страна побольше будет).

С жилым фондом тоже есть проблемы. 168 малоэтажных жилых домов в Уральске находятся в аварийном состоянии (общий износ – более 65%), ещё 33 дома планируются под снос. Кроме того, есть 332 бесхозных дома, которые не хочет брать на баланс ни один КСК из-за количества проблем, которые нужно будет как-то решать.

Несмотря на то, что власть выделяет из бюджета миллионы тенге (в этом году по программе модернизации ЖКХ планируется направить 240 млн. тенге на ремонт домов и лифтов в ЗКО), а список выполненных работ по ремонту городских коммунальных сетей впечатляет, сами чиновники открыто признают: улучшение идёт медленнее, чем хотелось бы – всего на несколько десятых процента в год. «Н» попыталась разобраться, почему так происходит и что нужно делать, чтобы исправить ситуацию.

Кругом одни нюансы

Причин, по которым модернизация ЖКХ проходит не так резво, как рывки Казахстана в сторону тридцати развитых государств мира, несколько. Мы при помощи экспертов выделили три основных.

1. Государство отдало жилой фонд в собственность самих жильцов.

«Есть такое понятие – нормативный срок службы, — рассказывает председатель ассоциации КСК Уральска Станислав ФИЛИППОВ. – Допустим, для рубероидных домовых крыш срок службы – 10 лет, для шиферных – 30 лет. Потом всё надо менять. Раньше (в советское время – «Н») у нас были нормативные планы по ремонту домов. После приватизации и создания КСК государство деньги на капремонт выделять перестало, и дома теперь стоят по принципу «сколько продержится». Те же крыши уже по 20-25 лет лежат – и никакому ремонту уже не подлежат. То же самое и с инженерными сетями». Всё дело в том, что теперь решение коммунальных проблем в руках жильцов, а государство вроде как отошло на второй план, считает Филиппов. Советский подход «страна вас обует, оденет, накормит и даст хорошее жильё» сейчас не работает – особенно в последней его части, а к новым правилам игры люди так и не привыкли. Точнее, пожилые люди, по наблюдениям председателя ассоциации, постепенно свыклись с мыслью, что им нужно самим принимать ключевые решения, а молодёжь об этом особо не задумывается. «Ну, так она и живёт в домах, которые пока не требуют ремонта», — уточняет Филиппов.

То, что население пассивно к проблемам и плевать хотело на схему работы всей системы КСК (иногда – в буквальном смысле), говорят и в отделе ЖКХ. Заместитель начальника отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Уральска Кайрат МУХАМБЕТКАЛИЕВ признаёт: это большая проблема. «Большая очень задолженность есть у населения перед коммунальными службами, — напоминает он. – Кроме того, нужно выработать хозяйское отношение к своему дому. Все думают, что всё, что находится за пределами их квартиры, их не касается. Если дом многоквартирный – то и проблемы общие». При этом, уточняет Мухамбеткалиев, государство не бросило своих граждан наедине с коммунальными проблемами совсем: те же программы модернизации реально помогают – стоит лишь превратить своё коллективное бессознательное в осознанное желание, и воспользоваться им. Эти же программы красочно расписывает и Станислав Филиппов. Правда, во всех них есть собственные изъяны, а качество ремонта в итоге бывает ничуть не лучше того, что было до него. Но это промах жильцов, уверен председатель ассоциации КСК, ведь по программе они сами выбирают себе ремонтную бригаду. Но даже в этом случае модернизация ЖКХ как система в сознании большинства горожан выглядит как спихивание с больной головы на здоровую, ведь государство не берёт на себя решение проблем полностью, оно лишь даёт деньги в ссуду. Мысль о том, что на благоустройство надо тратиться – и тратиться много, — душу обывателя явно не греет.

Чтобы объяснить, как нужно трактовать усилия власти по модернизации системы ЖКХ, было напечатано большое количество информационных буклетов, а по проблемным домам в очередной раз высаживается десант из агитбригад. Но, справедливости ради, при всей своей ненавязчивости эта кампания всё равно умудряется быть похожей на пропагандистскую машину.

2. Полномочия по распределению денег сосредоточены в министерствах, а не на местах.

Кайрат Мухамбеткалиев рассказывает, как происходит процесс выделения денег на ремонт коммунальных сетей вне жилых домов. «Мы составляем пакет документов со всеми согласованиями смет и проектов, а затем отправляем в министерство на защиту. Каждый проект защищается там очень серьёзно», — говорит замначальника отдела ЖКХ. На вопрос, откуда в министерстве знают, что для той или иной области важнее и что от области присланы документы, действительно, по насущным проблемам, а не какие-то ангажированные проекты, Мухамбеткалиев отвечает ссылкой на закон, по которому все средства на ремонт выделяются из госбюджета. Понятно, что таким образом государство пытается убрать коррупционный элемент из системы ЖКХ, однако сама по себе конструкция с защитой проектов в Астане громоздка и неудобна, особенно если речь будет идти о срочных ассигнованиях. Правда, Кайрат Мухамбеткалиев говорит о том, что эта система вполне работоспособна в экстремальных ситуациях, но очевидно, что раз на раз не приходится.

Кроме того, в нынешнем положении вещей есть ещё один нюанс: за бюджетные средства между собой вынуждены бодаться регионы, и в этом случае нет никакой гарантии, что деньги в первоочерёдном порядке будут выделены действительно нуждающейся области, а не тому региону, где аким демонстрирует более показательные чудеса лояльности.

3. Освоение вместо развития

Ещё одна причина, о которой ни один из экспертов не упомянул, но о которой в частной беседе упомянул источник в областном акимате – это невозможность за счёт выделенных средств просчитывать действия по модернизации на долгосрочную перспективу. Иными словами, выделяющихся денег, по большому счёту, хватает только на то, чтобы поддерживать имеющиеся сети в текущем состоянии – не задумываясь об их замене или строительстве новых. В последнее время, правда, иногда получается заменить сети на определённом участке на более совершенные, но часто это связано с крайней необходимостью. А если в регионе и родится проект по перспективному развитию ЖКХ, то он почти наверняка будет благополучно похоронен под ворохом других проектов, реализация которых не терпит отлагательств и тем более спокойного рассмотрения.

Открытый план

Вариантов, как можно изменить ситуацию, несколько. Можно воспользоваться китайским опытом, который заключается в том, что старые дома чаще просто сносят до основания, а на их месте отстраивают новые. Так, по расчётам китайских строителей, дешевле. Правда, на такие радикальные меры Казахстан вряд ли пойдёт – слишком смело.

Есть путь, выбранный Подмосковьем. Там изношенность сетей составляет не более 30% в сумме. Секрет заключается в том, что города-спутники российской столицы активно прирастают новыми строящимися районами с абсолютно новыми коммуникациями, что существенно снижает процент изношенных сетей в принципе. Проблема в том, что Уральску строиться вширь всё тяжелее – он скован реками. Поэтому строительство идёт внутри города (застройка уплотняется) и вверх (количество этажей в домах растёт – причём чаще в качестве дополнительных пристроек). Это, наоборот, только увеличивает нагрузку на сети, и власти приходится в спешном порядке модернизировать трубы и электросети.

Есть третий путь, который кажется наиболее логичным. Это путь информационной открытости вкупе с усилением коллективной ответственности людей в регионах. Условно говоря, это могла бы быть некая контролирующая общественная структура, которая станет наблюдать за распределением денежных потоков, выделенных на ремонт коммунальных сетей в Уральске. Полномочия по распределению денег при этом должны быть спущены в регионы: коррупционность исключит именно эта структура (при условии, конечно, что её допустят до полного контроля над расходами). Кроме того, разумным было бы создание открытого ресурса – в той же сети Интернет, — на котором были бы размещены полные данные (а не просто итоговые цифры о потраченных суммах) с детальнейшими раскладками – вплоть до скана чеков из хозяйственного магазина, где были куплены перчатки для рабочих. Этот же ресурс мог бы быть и мотивационной системой для жильцов домов. В этом случае место следующего ремонта будет высчитываться едва ли не автоматически: на сайте будут показываться суммы, которые каждый дом в каждом КСК платит за текущие комуслуги. Самые ответственные дома будут получать ремонт в первую очередь – причём это должно быть совместное партнёрство жильцов и государства: с нынешними ценами на стройматериалы простые жители ремонт дома самостоятельно не потянут. В этом случае остальные просто начнут подтягиваться за лидерами и станут, как минимум, покрывать задолженности (информация о них тоже будет в открытом доступе для всех). А то, что это произойдёт, очевидно: желание быть лучше остальных в человеке обычно даже сильнее лени.

 Вячеслав ПОЛОВИНКО,
Фото Георгия СЕМЁНОВА 

Exit mobile version