Газета «Надежда»

Избиркомы с фильтром

В Уральске, как и во всём Казахстане, началось формирование новых составов окружных и участковых избирательных комиссий. Представители политических партий говорят об ощущении большей свободы действий. Правда, в этом есть объективные сомнения. Начало весны представители всех политических партий Казахстана встретили кропотливой работой по отбору кандидатов в избирательные комиссии по всей стране. Предыдущие избиркомы честно отработали пять лет и теперь по закону должны уступить свои места новым членам на такой же срок. Так что партийцы прикидывают свои аппетиты: на скольких участках они могут составить конкуренцию партии власти и какие территории нужно брать под контроль в первую очередь. При этом все, кто не относится к «Нур Отану», надеются на то, что в этот раз им дадут возможность занять не только позиции наблюдателей или членов комиссии с правом совещательного голоса, но и – почему нет – председателей избиркомов. Правда, зиждется их надежда исключительно на внутреннем ощущении свободы. Корреспондент «Н» поговорил с представителями большинства партий, присутствующих в Уральске, и узнал, каким образом они собираются бороться за место рядом с избирательной урной. 

«Нур Отан»: всё идёт по плану

Наивно было бы предполагать, что партия власти отдаст контроль над избиркомами просто так. Как заявил «Н» заведующий организационным отделом областного филиала НДП «Нур Отан» Серик ДАВЛЕТОВ, партия власти планирует предоставить своих кандидатов в каждый избирательный участок города и области (всего их 525, из них по городу 97 участковых и 20 окружных). По закону каждая партия может выдвинуть на участок по одному кандидату, и совсем необязательно это должен быть состоящий в партии человек. Но «Нур Отан» привлекать людей со стороны не намерен, логично планируя обойтись силами состоящих в партии адептов. Что до остальных шести членов комиссии, то за них партия власти формально ответственности не несёт и засылать «шпионов» в другие партии не намерена, так что состав комиссий должен быть самый разномастный. Правда, в предыдущих составах представители других политических объединений, кроме «Нур Отана» или лояльных ему общественных объединений, были представлены в абсолютном меньшинстве. Сами виноваты, отвечает им Давлетов. «Если у каких-то партий не получилось поставить в комиссии своего кандидата, то речь здесь должна идти об их неактивности. Значит, недоработали, — говорит заведующий организационным отделом. – Мы же со своими людьми плотно работаем не только перед выборами, но и в межэлекторальный период». 

КНПК: серединка на половинку

Представители второй парламентской партии – народных коммунистов – тягаться с количеством кандидатов «Нур Отана» не могут, поэтому будут закрывать, в первую очередь, самые проблемные участки. Второй секретарь уральского обкома КНПК Султанбек СУЛТАНГАЛИЕВ в разговоре с «Н» упомянул цифру 50% — минимум во столько избиркомов предполагают поставить своих кандидатов коммунисты. Но не всё зависит от них. «Весь вопрос в количестве активистов, — размышляет второй секретарь. – Можно, конечно, привлечь людей, не состоящих в партии, однако какой от них толк? Ведь нет никакой гарантии, что они будут обеспечивать честность процесса голосования». Султангалиев очень надеется на букву закона, согласно которой все семь членов избиркома должны быть представителями от разных политических объединений, среди которых найдётся место и коммунистам. «Одно время это положение закона очень плавно обходили, но теперь власть сама заинтересована в том, чтобы никаких эксцессов не произошло, и формирование комиссий прошло максимально честно и открыто», — резюмирует он. 

ОСДП: время надежд

О том, что заинтересованность власти в либерализме при формировании избиркомов есть, говорит и председатель филиала ОСДП в ЗКО Кадиша МУКАНОВА. «Моё личное мнение, что свободы станет побольше из-за событий в соседних странах, — считает она. – Ничего подобного никому в стране не нужно, но, чтобы снять социальную напряжённость, необходимо уже предоставить свободную трибуну представителям других политических объединений – в том числе и оппозиционным». Правда, ничего, кроме внутреннего ощущения, Муканова предоставить в качестве доказательства этой гипотезы не может. Никаких позитивных сигналов со стороны власти – явных или тайных – ОСДП не получал, если, конечно, не считать того, что представителей всех партий собрали в областном маслихате, чтобы разъяснить нормы для оформления кандидатских заявок. Но надежда сильнее опыта, и ОСДП намерено всерьёз побороться за посты в ключевых избиркомах – причём больше городских, нежели областных. При этом тем, кто не является членом ОСДП, но хочет выступить от их имени, партия пренебрегать точно не будет. Правда, как их фильтровать, чтобы отсеять потенциальных «диверсантов» из других партий, в областном филиале не знают. «Мы будем строить отношения с кандидатами на принципах доверия», — патетично, но при этом не очень уверенно говорит Кадиша Муканова. 

«Ак жол»: работа по-крупному

Представители партии «Ак жол» в ЗКО, хотя и собираются попасть во все избиркомы без исключения, на деле планируют использовать другую тактику: первичными для них будут именно округи. «Мы однозначно намерены выдвинуть кандидатов во всех 30-ти областных и 20-ти городских окружных комиссиях, — заверил «Н» первый зам руководителя областного филиала партии «Ак жол» Каиржан ИДИЯТОВ. – Более того, мы уже определились с кандидатами. К тому же, у нас есть ещё молодёжное крыло, которое тоже намерено представить своих кандидатов и ОИК, и в УИК». Идиятов считает, что в каждой комиссии в итоге может оказаться по два-три человека, лояльных «Ак жолу». Правда, из-за работы в авральном режиме (с официальной публикацией о начале формирования комиссий власти почему-то тянули) возможно и привлечение людей со стороны. Первый зам надеется, что опять-таки из-за событий в Украине формирование избиркомов пройдёт «поспокойнее» и без скандалов, а даже если и нет, то, по крайней мере, представители «Ак жола» будут моментально сигнализировать в партию о возникших проблемах.

«Бирлик»: размах на округ

Объединившиеся в единую партию «Бирлик» представители партий «Адилет» и «Руханият» тоже, в первую очередь, намерены направить своих кандидатов в окружные избирательные комиссии – правда, без отрыва от городских. Так как людей для всеобщего охвата может не хватить, без помощи со стороны обойтись будет сложно, соглашается председатель ЗКФ партии «Бирлик» Мухит БИСЕНГАЛИЕВ. «В основном, мы, конечно, рассчитываем на то, что кандидаты в избиркомы от нашей партии будут её членами. Но так как нам по тем или иным критериям могут подойти не все, наверняка будем привлекать людей со стороны, — говорит он. – В этом случае нужна будет обязательная фильтрация кандидатов». Правда, какими должны быть критерии фильтрации, Бисенгалиев не уточнил.

За место возле урны 

При всём сдержанном оптимизме партий их руководители не могут не понимать, что поводов для шапкозакидательских настроений у них на самом деле немного. В нынешней системе набора в члены избиркома сделано всё для того, чтобы максимально неудобных кандидатов при желании можно было легко увести с дистанции.

Во-первых, окончательное решение о том, кто будет входить в каждую комиссию, принимает областной маслихат, а не Центризбирком, как, например, в России. При этом принципы, по которым депутаты утверждают или не утверждают кандидатуру, чётко не прописаны, — а значит, при желании можно не только убрать неугодного кандидата из окончательного списка, но и даже не объяснять, по каким причинам это сделано. Правда, если переложить функции утверждения составов УИК и ОИК на тот же Центризбирком, принципиально ничего не изменится, качают головой представители партии. «Нюанс всего лишь в том, представители какой партии, в основном, сидят в маслихате», — иронически замечает Султанбек Султангалиев из КНПК.

Во-вторых, норма, при которой кандидатом в члены избиркома от партии может быть не член этой партии, даёт широчайший простор для попыток своеобразного «шпионажа», когда в спорных ситуациях на будущих выборах представитель одной партии неожиданно перебежит на другую сторону избирательных баррикад. Причём внедрять «диверсантов» может не только партия власти, как многие думают, но и все остальные политические объединения, которые в попытках набрать проходное количество голосов для своего кандидата на выборах могут целенаправленно отдать первое место «Нур Отану», а накинуться при этом на своих прямых конкурентов. Это тем более логично и возможно, учитывая, что никто из опрошенных «Н» партий не решился точно сказать, какого рода фильтрация нужна для подобных кандидатов.

Наконец, в-третьих, членами избиркомов могут стать также и представители неправительственных объединений и общественных организаций (их черёд предлагать свои кандидатуры наступит после 20 марта). И даже с учётом того, что все партии постараются заключить с этими объединениями альянсы, нетрудно догадаться: любое НПО внезапно может испытать прилив чистой и незамутнённой любви к партии власти и всячески поддерживать её представителей. Чем будет движима эта любовь – собственными мотивами или давлением извне – скорее всего, останется маленьким секретом Полишинеля.

Вячеслав ПОЛОВИНКО, фото Георгия СЕМЁНОВА

Exit mobile version