Газета «Надежда»

Долой барьеры!

Как справиться с различными административными барьерами? ПП ЗКО предлагает несколько вариантов решения данной проблемы.

В рамках своей деятельности ПП ЗКО занимается вопросами выявления административных барьеров, с которыми сталкиваются в предпринимательской деятельности. Это происходит путем сбора и обобщения информации, в том числе анализа нормативных правовых актов.

О причинах

Если взять такую сферу как госуслуги, то одной из наиболее распространенных причин возникновения административных барьеров является недостаток информационного обеспечения. Создаются ситуации, когда потребители даже и не подозревают о существовании госуслуги, не знают куда обратиться. Тратят слишком много времени, потому что им не сообщили сразу весь список необходимых документов, или даже терпят убытки при их неправильном оформлении. Иногда необходимую информацию приходится собирать из разных источников, а узнать некоторые нюансы можно только от того, кто полностью прошел весь путь до получения результата. Также это может выражаться в трудности восприятия из-за многочисленных терминов, что тоже очень неудобно.

Еще одной причиной возникновения административных барьеров можно назвать сложность процедуры, в которой трудно разобраться и исполнить все требования с первого раза. Обычно, она может быть представлена не в одном нормативном правовом акте, а складываться из множества в различных ведомствах. В этой «науке» разобраться бывает сложно даже опытным юристам, не говоря о простых предпринимателях, которые зачастую не имеют опыта общения с госорганами. Более осведомлённые бизнесмены, конечно, знают достаточно для того, чтобы отстоять свои права. 

Временные проволочки

Какими могут быть административные барьеры? К примеру, если от заявителя требуют документы, не предусмотренные законодательством РК, или затягивают сроки рассмотрения. Кстати, административный барьер, затрагивающий фактор времени, является наиболее распространенным и практически всегда присутствует совместно с иными формами проявления проволочек.

Так, Палатой ЗКО был проведен общественный мониторинг качества оказания госуслуг, предоставленных субъектам предпринимательства в 2013 году. Имели место случаи нарушения сроков оказания услуг. Однако, несмотря на наличие процедур обжалования, ни в одном из них заявители не воспользовались правом подачи жалобы в установленном порядке, мотивируя данную пассивность различными причинами.

Встречаются также вопросы, которые решаются только на уровне центральных госорганов или организаций. В этом случае предприниматель обращается к ним через представителей в регионах или через местные исполнительные органы по компетенции. Однако те в свою очередь не предпринимают необходимых мер в интересах заявителя.

Препоны от госорганов

В практике Палаты известен случай, когда предприниматель ожидал решения по вопросу подключения электроэнергии на строящуюся базу на протяжении четырех месяцев. Так, при его обращении в АО НК «КТЖ» «Уральская дистанция электроснабжения» с целью выяснения результатов его запрос был перенаправлен в департамент электрификации и энергетики АО НК «КТЖ», который находится в Астане. Местные исполнительные органы Уральска кроме рекомендаций обратиться по указанному адресу иного содействия не оказали. После того как ПП ЗКО связалась с данным департаментом и после двухдневных переговоров по этому вопросу было принято положительное решение. Словом, недобросовестное отношение к выполнению своих обязанностей госслужащими, а также незнание или непонимание законодательства РК и этики создают предпосылки для возникновения многочисленных препонов.

Зачастую административные барьеры являются следствием того, что, принимая нормативно-правовые акты, разработчики просто не задумываются, что реализация того или иного решения может нести в себе препятствия для какой-то категории населения. Как, к примеру, здоровый человек редко предполагает, какие трудности возникают на пути человека с ограниченными возможностями. Так, принимая решение о выделении места для оказания госуслуги на третьем этаже здания, госслужащие порой не задумываются, что в этот кабинет необходимо будет попасть и человеку в инвалидном кресле, который тоже занимается предпринимательской деятельностью. Ведь привлечение доверенного лица скажется на его затратах, связанных с получением госуслуги.

О результатах

Вместе с тем, тема устранения административных барьеров в бизнесе становится все более актуальной. К тому же глава государства дал четкие указания правительству наращивать тенденцию по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса, чтобы были отменены все инертные правовые нормы, мешающие его развитию. И нельзя не признать, что эти условия в последнее время значительно изменились в лучшую сторону. Были предприняты меры по сокращению количества проверок бизнеса и оптимизации разрешительных процедур. Кроме того, ведется работа по совершенствованию оказания госуслуг и механизма обжалования неправомерных действий.

Предпринимательская среда в лице Нацпалаты также активно прорабатывает эти вопросы. Тем не менее, на сегодня ПП ЗКО столкнулась с некоторой проблемой на этом пути. Дело в том, что в устной форме предприниматель может рассказывать о препонах часами, но изложить конкретику на бумаге удается лишь единицам. Или же в узком кругу многие рассуждают о несовершенстве сложившейся системы, но на встречах с представителями Палаты затрудняются собрать мысли в единый логический поток, определяющий суть проблемы. Такая пассивность предпринимательской среды неуместна в свете представленных возможностей. Поэтому в целях повышения эффективности ПП ЗКО была сформирована соответствующая рабочая группа из числа представителей бизнеса, госорганов и общественных объединений, которая должна собираться не реже раза в квартал и решать «барьерные» проблемы.

Ждем предложений!

Несомненно, для того, чтобы результаты деятельности данной рабочей группы принесли ожидаемые плоды, бизнес сообществу необходимо принять активное участие в предоставлении в нашу Палату любой информации, способствующей выработке конструктивных замечаний и предложений.

 Анара Бисенова,  эксперт ПП ЗКО

Exit mobile version