Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
29 C
Уральск
15.3 C
Аксай
Еще

    Выпьем яду?

    Грозит ли Январцево экологическая катастрофа? Сельские экологи бьют тревогу: вредные вещества от нефтеотходов могут попасть в грунтовые воды и в Урал.

    Сельский уровень опасности Два года назад небольшой посёлок Январцево привлёк к себе внимание всей области: тогда сельчане возмутились тем, что в опасной близости от их населённого пункта кто-то начал сливать вредоносные нефтеотходы. Затем стало известно: на территории Январцевского сельского округа, где, кстати, находится и Кирсановский природный заказник, кто-то стал сливать буровой шлам – говоря простым языком, соляной раствор из скользящих материалов, который используют в качестве смазки во время бурения нефтяных скважин. Вопросом занялась учитель географии Кирсановской общеобразовательной школы Кумысай ТУЛГАБАЕВА. Именно она первой заявила о том, что сельскому округу грозит экологическая катастрофа. — Эти отходы нужно было утилизировать, но этим занимаются только две организации – в Атырау и Актобе, — говорит Тулгабаева. – Но утилизация одной машины бурового шлама стоит больше миллиона тенге. Неудивительно, что нефтеотходы выбрасывают просто так. Кумысай Тулгабаева рассказала, что в 2012-м году на территории сельского округа компания «Промэкосервис» решила построить хранилище для этих отходов, но жители сразу нескольких посёлков собрали сход и выступили против. — Они обещали, что все могильники будут построены в соответствии с экологическими и строительными нормами, но ничего подобного не произошло, — продолжает Кумысай. — Я сама ездила на эти могильники и видела, что там просто выкопаны котлованы, куда и складировались отходы. Вывозить нефтяной шлам начали весной 2013 года, когда руководство области приказало компаниям «Жаикмунай» и «Орал ойл энд газ» вывезти отходы. Но вывезли-то твёрдые отходы, а то, что попало в почву, уже не вернётся. По словам учительницы географии, она лично ездила в те места и нашла ещё один выброс объёмом в несколько машин. Женщина полагает, что это не последняя находка в их краях.

    Урал будет отравлен? В своих заключениях, посвящённых выбросам в районе Кирсаново, Январцево, Рубёжки и Дарьинска, экологи рекомендовали убрать верхний грунт и промыть его большим количеством чистой воды – это якобы должно ликвидировать негативные для экологии последствия. Но с этим мнением согласны не все. — Я, как эколог, с этим мнением не согласна, — говорит Кумысай Тулгабаева. – Как можно промывать ядовитые отходы водой в непосредственной близости от Урала? Вся эта жидкость непременно попадёт в грунтовые воды, которые дойдут до Урала и пойдут дальше травить людей. Если сейчас из-за снега мы не можем найти следы от свалок бурового шлама, то, как только сойдёт снег, их можно будет отыскать, я уверена. Женщина уверена, что эти отходы есть повсюду – начиная от Кирсаново, заканчивая Уральском, и не факт, что ядовитые вещества уже не проникли в грунтовые воды. — Мы не против добычи нефти, но ведь можно решать проблему цивилизованным способом, построить завод по утилизации отходов, либо уничтожать их в других городах! – продолжает Тулгабаева. По словам женщины, вредные вещества уже оказывают негативное влияние на окружающую среду. В первую очередь, на почву и домашних животных – летом на этих землях пасётся скот, на зиму заготавливается сено. Кроме того, как утверждают сельчане, во время забоя скота у многих животных всё чаще встречаются заболевания – то лёгкие не в порядке, то печень забита какими-то камнями, хотя раньше подобное не происходило. К сожалению, на селе нет компетентных специалистов, способных определить, что же случилось с коровами. — Проблема налицо: — сначала заражается скот, а потом и люди, которые пьют молоко и едят мясо, — уверена Тулгабаева. — Поэтому нужно прекратить эти выбросы. Кроме того, я считаю, что за это должен кто-то ответить! Люди должны знать, что кто-то за это ответит. А у нас ведь как думают: ой, никто правды не добьётся, никто ничего не сделает. Компании-то богатые, а мы люди простые. Вот к этому всё и сводится. Во время сельского схода, который прошёл в Январцево на прошлой неделе, людям наконец-то назвали компании, причастные к вредным выбросам. По словам представителей прокуратуры Зелёновского района, выбросом бурового шлама причастны две компании – ТОО «Орал ойл энд газ» и «Мунай Автотранс». Уголовные дела на обе компании вот-вот должны направить в суд, отметили прокуроры.

    Вредно, да не очень Во время проведения экспертиз экологи присудили январцевскому выбросу бурового шлама второй, так называемый янтарный уровень опасности. Всего таких уровней три: зелёный, когда никакой опасности нет; янтарный – среднеопасный уровень; красный – очень опасный. Кумысай Тулгабаева уверена: несмотря на то, что прокуратура собирается возбуждать уголовное дело, а с незаконной свалкой вроде как покончено, нельзя пускать это дело на самотёк. Однако на вопрос журналиста, пытались ли сельчане связаться с какими-либо международными экологическими организациями, женщина ответила отрицательно. — У нас нет выхода на международных экологов, ведь для того, чтобы с ними связаться, нужен интернет, а в Кирсаново нет интернета, — вздыхает Кумысай. – Даже когда мы захотели, чтобы о нашей беде узнала вся область, пришлось попросить бывших учеников, а ныне уральских студентов, чтобы они сами опубликовали информацию в интернете. Лишь после этого нами заинтересовались журналисты, природоохранная прокуратура, экологи. Впрочем, не все специалисты разделяют столь категоричную точку зрения Кумысай Тулгабаевой. Например, эколог Владимир ХОН полагает, что особого урона экологии эти выбросы нанести не успели. — Буровой шлам не так опасен, как о нём говорят, — полагает специалист. — Разумеется, он повышает засоленность земли и покрывает почву коркой, под которой ничего не растёт. Но даже если вещества и просочатся в грунтовую воду, то на её качестве это совершенно не скажется. Не говоря уже о негативном влиянии на здоровье местных жителей – ближайшие населённые пункты находятся в 5-10 километрах от места свалки. Владимир Хон был среди тех, кто видел, как компании «Жаикунай» и «Орал ойл энд газ» вывозят вредные вещества с территории незаконной свалки. — Буровым шламом был завален природный овраг длиной порядка 130-ти метров и шириной около четырёх, — говорит Владимир Хон. – Они вывезли все отходы и отправили их на полигон, расположенный на территории Атырауской области. Я своими глазами видел, как очищался этот овраг, поэтому нельзя говорить, что эти места вредны для здоровья людей и животных.

    Пётр ТРОЦЕНКО Комментарий специалиста:


     
    Предыдущая статьяВся власть советам
    Следующая статьяАптечка на колёсах
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    По 1,5 млн тенге получат ветераны ВОВ ко Дню Победы в ЗКО

    Всего единовременную социальную помощь к празднику предусмотрели для 4 828...

    На уральском гидропосту Урал достиг отметки 8 метров

    По данным «Казгидромета», с 8.00 часов 19 апреля уровень...

    Рекомендуем

    Казахстанский бадминтонист примет участие в Олимпийских играх

    Дмитрий Панарин отыграл 27 турниров и набрал необходимое количество...

    В Уральске, Атырау и Костанае запущены онлайн-трансляции противопаводковых мероприятий

    Как проходят противопаводковые работы можно посмотреть онлайн на сайте...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл